Все новости

А. Акимов: Для обеспечения доступности авиасообщения в районах Крайнего Севера и Арктики требуются общие усилия федеральных и региональных властей

В Совете Федерации обсудили вопросы обеспечения авиасообщения в северных регионах Российской Федерации


В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Обеспечение авиасообщения в северных регионах Российской Федерации». Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов Акимов
Александр Константинович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия)
Акимов Александр Константинович
.

Как отметил сенатор, в настоящее время в России насчитывается порядка 28 тысяч населенных пунктов, которые не имеют круглогодичного доступа к транспортным коммуникациям. «Задача по обеспечению доступности авиационного транспорта для населения северных регионов России, особенно – районов Крайнего Севера и Арктики – является для государства одной из приоритетных».

По словам законодателя, в сфере авиационного транспорта на Севере существует ряд проблем. В частности, низкая плотность населения проживающего на данных территориях и уровень его платежеспособности обусловливают низкую интенсивность пассажиропотоков и, как следствие — убыточность деятельности авиапредприятий на рынке местных перевозок.

В качестве отрицательных факторов, мешающих нормальной деятельности региональной авиации Александр Акимов отметил высокую стоимость авиационного топлива, низкий технический уровень эксплуатируемых воздушных судов, нехватку квалифицированных авиационных специалистов из‑за общего оттока населения из северных регионов.

Сенатор отметил, что государством принят комплекс мер по исправлению ситуации, однако на текущий момент регионам не хватает средств на поддержку региональных авиапредприятий. Между тем, остро стоит проблема модернизации инфраструктуры и авиапарка, который эксплуатируется в условиях Севера и Арктики. По мнению законодателя, необходимо производить собственные самолеты, приспособленные для эксплуатации в суровых условиях Крайнего Севера, особенно самолеты небольшой вместимости до 10–20–50 пассажиров (таких как АН-2, АН-24, Л-410 и др.)

Для решения задачи повышения доступности авиационного транспорта в северных районах России и его развития требуется комплексный подход Нужны совместные консолидированные усилия федеральных и региональных органов государственной власти, частных компаний, уверен Александр Акимов.

Реализация такого государственно-частного партнерства, полагает сенатор, должна включать в себя как механизмы государственного субсидирования и стимулирования авиаперевозок, деятельности аэропортов, создания и реализации новой авиационной техники, строительства и реконструкции аэродромов и посадочных площадок, так и механизмы повышения ответственности частных авиационных и других занятых в этом процессе компаний за эффективное решение этой важнейшей социальной проблемы.

В ходе заседания выступили заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Клим, директор Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Емельянов, представители авиационных производителей, региональных авиакомпаний, эксперты.

Было отмечено, что одной из мер государственной поддержки регионального авиасообщения является субсидирование региональных воздушных перевозок и формирование региональной авиационной маршрутной сети Российской Федерации. В 2015 году бюджетные ассигнования, выделенные на эти цели составили более 265 миллиардов рублей.

Выступавшие подчеркивали, что вопросам субсидирования авиаперевозок уделяется значительное внимание не только на федеральном, но и на региональном уровне. Например, Ямало-Ненецкий автономный округ, где была принята окружная долгосрочная целевая программа «Развитие аэропортов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2012–2020 годы)», находится в числе лидеров по количеству региональных и местных перевозок. По аналогии с федеральной программой субсидирования авиаперевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, с 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) решается задача снижения стоимости внутренних межрайонных авиаперевозок от населенных пунктов Арктической зоны республики до узлового аэропорта «Якутск» и в обратном направлении путем субсидирования авиаперевозчиков. На реализацию программы в 2015 году из республиканского бюджета было выделено 97,3 миллиона рублей.

В то же время, считают участники «круглого стола», предпринимаемые меры не позволяют полноценно решить накопившиеся проблемы авиаперевозок в северных районах. Участники «круглого стола» предложили подготовить ряд изменений в законодательство. В частности, внести поправки в Воздушный кодекс Российской Федерации, определяющие понятие «социально значимая воздушная перевозка», подготовить проект Федерального закона «Об аэропортах и аэропортовой деятельности». Предложено также при разработке проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» предусмотреть в нем положения, касающиеся государственной поддержки транспортного, в том числе авиационного обеспечения регионов Арктической зоны Российской Федерации.

Участники «круглого стола» высказались за разработку отдельной программы субсидирования из федерального бюджета организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом по социально значимым воздушным линиям на условиях софинансирования.

Предложено внести изменения в Налоговый кодекс РФ и в части освобождения от уплаты НДС авиакомпаний, осуществляющих местные и региональные авиаперевозки по социально значимым авиамаршрутам и выполняющим социально значимые авиа-работы. Участники «круглого стола» выступили за разработку и принятие программы приведения инфраструктуры гражданских аэродромов, расположенных в районах Севера и Арктики, в соответствие с нормативными требованиями.

В ходе дискуссии было указано на необходимость принятия мер по развитию сети образовательных учреждений, в том числе дополнительного профессионального обучения по направлениям подготовки (авиационных учебных центров), наиболее востребованных в регионах, и обновлению материально-технической базы образовательных учреждений.

Подводя итоги дискуссии, председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, член Комитета СФ по обороне и безопасности Вячеслав Штыров подчеркнул, что Министерство транспорта России должно не только координировать работу по обеспечению доступности авиасообщения в районах Крайнего Севера и Арктики, но также выступить консолидированным заказчиком по выпуску самолетов, вертолетов для нужд гражданской авиации в этих регионах.

По итогам мероприятия подготовлены рекомендации палатам Федерального Собрания РФ, Правительству РФ, профильным министерствам и ведомствам, органам государственной власти субъектов Федерации.