Все новости

В СФ рассмотрели вопросы совершенствования системы контроля в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».


В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев.

Как отметил сенатор, в современных условиях национальная система противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма сталкивается с новыми вызовами. «Усиление террористической угрозы, неблагоприятная международная конъюнктура в совокупности с появлением новых каналов легализации преступных доходов влечет необходимость усиления контроля со стороны всех государственных органов и участников финансового рынка за денежными потоками как внутри страны, так и за выводом средств за рубеж».

В этой связи законодатель напомнил о принятии Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ ужесточил процедуру открытия банковских счетов и аккредитивов хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны. Соответствующие операции на сумму свыше 50 миллионов рублей были включены в систему обязательного контроля, пояснил парламентарий.

«Схожие изменения были внесены и в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Усилен контроль за получением зарубежных денежных средств некоммерческими организациями. Федеральный закон «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установил особенности осуществления финансовых операций российских банков с иностранными гражданами и юридическими лицами. Также в указанном законе были заложены основы механизма контроля за счетами российских налогоплательщиков в иностранных банках», — отметил Николай Журавлев.

Кроме того, подчеркнул сенатор, важнейшим нововведением в части приведения национального законодательства о противодействии легализации преступных доходов стало появление права финансовых организаций при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов принимать обоснованные и доступные меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества клиентов.

Сенатор высказался за повышение прозрачности бенефициарной собственности путем создания механизмов идентификации в отношении иностранных структур без образования юридического лица. Николай Журавлев считает необходимым совершенствование механизмов идентификации, в том числе удаленной и упрощенной, направленное, с одной стороны, на повышение доступности финансовых услуг, а с другой – на недопущение финансирования экстремистских и террористических организаций.

Кроме того, считает Николай Журавлев, требуется усиление контроля за иностранным финансированием деятельности НКО, а также совершенствование механизмов противодействующих финансированию терроризма.

В ходе дискуссии выступили статс-секретарь — заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный, заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ Илья Ясинский, председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, представители банковского сообщества, общественных организаций, эксперты.

Журавлев. Круглый стол
Журавлев. Круглый стол

Участники «круглого стола» отметили ряд проблем, связанных с исполнением организациями финансового рынка требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части осуществления обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом.

В частности, необходимость выполнения постоянно увеличивающегося массива формальных требований по обязательному контролю, при отсутствии в большинстве случаев соответствующей реакции на данные сообщения со стороны правоохранительных органов, снижает возможности банков по содержательному анализу клиентов, выявлению необычных операций и подозрительной деятельности, указывающей на возможное осуществление легализации денежных средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Кроме того, требуется все больших дополнительных затрат со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, постоянно растет объем операций, подлежащих обязательному контролю.

Выступающие также отметили ряд сложностей для кредитных организаций, связанных c прохождением внутренних документов, требующих согласования с Центральным банком, а также с обязанностью по контролю сделок с недвижимым имуществом.

По итогам мероприятия подготовлены рекомендации. Правительству РФ совместно с Центральным банком России предлагается разработать и внести в Государственную Думу поправки в законодательство, направленные на совершенствование Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, рекомендовано дифференцировать виды операций и установить сумму операции с наличными денежными средствами в качестве единственного формального критерия для осуществления обязательного контроля. Кроме того, предлагается исключить обязанность кредитных организаций по контролю сделок с недвижимым имуществом и передать ее Росреестру, принять соответствующие меры по разумному снижению административной нагрузки, совершенствованию системы упрощенной идентификации.