В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев.
Как отметил сенатор, в современных условиях национальная система противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма сталкивается с новыми вызовами. «Усиление террористической угрозы, неблагоприятная международная конъюнктура в совокупности с появлением новых каналов легализации преступных доходов влечет необходимость усиления контроля со стороны всех государственных органов и участников финансового рынка за денежными потоками как внутри страны, так и за выводом средств за рубеж».
В этой связи законодатель напомнил о принятии Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ ужесточил процедуру открытия банковских счетов и аккредитивов хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны. Соответствующие операции на сумму свыше 50 миллионов рублей были включены в систему обязательного контроля, пояснил парламентарий.
«Схожие изменения были внесены и в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Усилен контроль за получением зарубежных денежных средств некоммерческими организациями. Федеральный закон «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установил особенности осуществления финансовых операций российских банков с иностранными гражданами и юридическими лицами. Также в указанном законе были заложены основы механизма контроля за счетами российских налогоплательщиков в иностранных банках», — отметил Николай Журавлев.
Кроме того, подчеркнул сенатор, важнейшим нововведением в части приведения национального законодательства о противодействии легализации преступных доходов стало появление права финансовых организаций при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов принимать обоснованные и доступные меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества клиентов.
Сенатор высказался за повышение прозрачности бенефициарной собственности путем создания механизмов идентификации в отношении иностранных структур без образования юридического лица. Николай Журавлев считает необходимым совершенствование механизмов идентификации, в том числе удаленной и упрощенной, направленное, с одной стороны, на повышение доступности финансовых услуг, а с другой – на недопущение финансирования экстремистских и террористических организаций.
Кроме того, считает Николай Журавлев, требуется усиление контроля за иностранным финансированием деятельности НКО, а также совершенствование механизмов противодействующих финансированию терроризма.
В ходе дискуссии выступили статс-секретарь — заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный, заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ Илья Ясинский, председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, представители банковского сообщества, общественных организаций, эксперты.
Участники «круглого стола» отметили ряд проблем, связанных с исполнением организациями финансового рынка требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части осуществления обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом.
В частности, необходимость выполнения постоянно увеличивающегося массива формальных требований по обязательному контролю, при отсутствии в большинстве случаев соответствующей реакции на данные сообщения со стороны правоохранительных органов, снижает возможности банков по содержательному анализу клиентов, выявлению необычных операций и подозрительной деятельности, указывающей на возможное осуществление легализации денежных средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Кроме того, требуется все больших дополнительных затрат со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, постоянно растет объем операций, подлежащих обязательному контролю.
Выступающие также отметили ряд сложностей для кредитных организаций, связанных c прохождением внутренних документов, требующих согласования с Центральным банком, а также с обязанностью по контролю сделок с недвижимым имуществом.
По итогам мероприятия подготовлены рекомендации. Правительству РФ совместно с Центральным банком России предлагается разработать и внести в Государственную Думу поправки в законодательство, направленные на совершенствование Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, рекомендовано дифференцировать виды операций и установить сумму операции с наличными денежными средствами в качестве единственного формального критерия для осуществления обязательного контроля. Кроме того, предлагается исключить обязанность кредитных организаций по контролю сделок с недвижимым имуществом и передать ее Росреестру, принять соответствующие меры по разумному снижению административной нагрузки, совершенствованию системы упрощенной идентификации.