Все новости

ВЫПУСКНИКАМ ШКОЛ НУЖНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

екатеринбургская газета «Деловой квартал» опубликовала статью представителя в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти Свердловской области Аркадия Чернецкого, в которой он рассказал о проблемах дошкольного, среднего и высшего образования.

Общественное недовольство, вызванное дефицитом мест в детских садах Екатеринбурга, скоро может проявиться вновь: ситуация со средним и высшим образованием в городе достаточно остра.

В 2003 г., когда мы принимали план стратегического развития Екатеринбурга, проблема с детсадами еще не стояла столь откровенно, хотя мы видели остроту ситуации. Но если говорить честно, мы не думали, что реакция будет столь негативной. Все мы прекрасно помним, что в Екатеринбурге в 90-е гг. разрушилась система госпредприятий, а вместе с ней и система детского дошкольного образования. За невостребованностью заводы перепрофилировали свои садики — так было по всей России.

Сейчас начался обратный процесс — мы вынуждены «выкарабкиваться», строим и восстанавливаем десятки садиков ежегодно. Но у части общества другое мнение: нет, товарищи руководители, вы обязаны восстановить все немедленно. Но ведь почти половина всех детских садов собственниками была перепрофилирована. Просто невозможно вернуть все назад в один момент.

Решения, которые мы принимали 7–8 лет назад для восстановления системы дошкольного образования, были революционными. Сейчас они приносят ощутимые плоды. Объективно — столько, сколько сделали мы, не делал никто в России. Тем не менее все это получило неоднозначную оценку.

Чтобы через пять лет такая же оценка не была дана сегодняшним усилиям муниципалитета по поддержанию потенциала средней школы, нам нужно действовать не только на уровне города, но и совместно с областными властями. Сейчас становится ясно, что город самостоятельно не сможет полноценно решить все проблемы. Средняя школа в Екатеринбурге, на мой взгляд, находится на высоком уровне. Но требуется, с одной стороны, обеспечить материальную базу для развития образования, а с другой — проработать решения по регламенту самого учебного процесса. Задача градоправителей сегодня — сформировать общий тренд и донести его до губернатора и общества. Затем проработать совместный документ, который будет рассмотрен и принят уже на уровне области. Если такой документ появится и его подпишет Александр Мишарин — считайте, что дело сдвинулось. Важно понимать, что восстановление всей системы образования — это процесс последовательный. Сегодня мы восстанавливаем детсады, завтра — решаем другие проблемы в образовании.

Все без исключения должны получить качественное среднее образование. Без благоприятных для этого условий мы никогда не получим расцвет творческих личностей. Но денег на все не хватает. Отсюда — ограничения и недофинансирование. На этой стадии возникает понимание, что у нас многие дети учатся таким вещам, которые никогда в жизни им не понадобятся. Мы их учим просто так, по принципу «все лучшее — детям». Оправдан ли этот принцип — еще предстоит выяснить.

Другая проблема — взаимодействие средней и высшей школы. Если говорить честно, позиция вузов по привлечению как можно большего числа абитуриентов, на мой взгляд, несостоятельна. Я, как член наблюдательного совета УрФУ, не раз задавал вопрос ректору: зачем вы набираете такое количество выпускников, зачем столько студентов? Для вуза здесь есть экономическая подоснова: больше студентов — больше бюджетных средств на их обучение. Но если, с одной стороны, УрФУ — центр притяжения (он тянет студентов из других областей, стран СНГ и зарубежья), то с другой — абсолютно непонятно, что будет, если он вытянет весь городской и областной ресурс выпускников. И в нынешнем году произошло именно это, ведь абитуриентов — детей, рожденных в первой половине 90-х гг., — не так много.

При этом все мы знаем, сколько людей, получив дип­лом, так и не идут на работу по специальности. И это в то время, когда в регионе острая нехватка квалифицированных специалистов, особенно в технических областях! Если так пойдет и дальше, то очень скоро у нас не останется ни одного слесаря, ни одного токаря или шофера. Но ведь невозможно бесконечно восполнять этот ресурс за счет иностранных рабочих.

Поэтому проблемы средней школы на муниципальном уровне напрямую влияют на высшее образование. Лишние головы, которые мы учим или собираемся учить, не дадут возможности учиться «не лишним». Сегодня должны быть созданы механизмы отсечения. В этом я частично разделяю точку зрения министра образования Андрея Фурсенко: нужна система, которая будет обеспечивать «логистику» — кому дорога в бакалавры, кому в магистратуру, а кому в профессионально-технический колледж. Ее создание — залог дальнейшего развития всей сис­темы образования.