Все новости

О Девяносто третьем заседании Совета Федерации

ИНФОРМАЦИЯ О 93-ем ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

КАДРЫ

Совет Федерации принял решение о признании полномочий новых членов Совета Федерации и об окончании полномочий ряда членов палаты.

На заседании переподтверждены полномочия членов палаты Владимира Бавлова и Владимира Агалова /Республика Бурятия/, Ильяса Умаханова /Республика Дагестан/.

Прекращены полномочия членов Совета Федерации Вячеслава Боровика /Чувашская Республика/ и Юрия Гурдина /Томская область/. Палата подтвердила начало полномочий новых членов СФ – Леонида Лебедева /представителя Госсовета Чувашии/ и Владимира Жидких /администрация Томской области/.

Досрочно прекращены полномочия члена СФ Валерия Устюгова /Калининградская область/. Представителем этого субъекта РФ в Совете Федерации утвержден Александр Скоробогатько.

Леонид Рокеций попросил дать объяснения причин прекращения полномочий тех членов Совета Федерации, которые покидают палату раньше установленного срока. Докладчик, Николай Тулаев пояснил, что Совет Федерации не имеет прав выдвигать свои требования органам, направившим своих представителей в палату. Он признал, что существует необходимость принятия закона , регулирующего порядок отзыва членов Совета Федерации.

 

Совет Федерации утвердил решение Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии об избрании председателем Комитета Виктора Шудегова, а его заместителем Игоря Брынцалова.

Кандидатуры были утверждены единогласно на заседании Комитета (присутствовали 8 членов Комитета из 10), а на пленарном заседании их представлял заместитель Председателя СФ Михаил Николаев. Виктор Шудегов — научный работник с большим стажем, курировавший до прихода в СФ в Удмуртии вопросы культуры, науки, молодежи и спорта, ранее был первым заместителем председателя данного Комитета. Шудегов имеет более 180 научных публикаций о проблемах передовых технологий, внедрения научных открытий и т. д. Его нынешний заместитель – Игорь Брынцалов – имеет достаточный опыт законодательной работы. До избрания сенатором он был депутатом Московской городской Думы.

 

По представлению Президента РФ назначены на должности судей Высшего Арбитражного Суда РФ Анатолий Березий и Анатолий Першутов. Представляя их кандидатуры, Председатель Высшего Арбитражного суда В.Яковлев сказал о необходимости поиска новых кадров в связи со вступлением в силу нового законодательства в сфере арбитража. Новый закон, по мнению Яковлева, в корне меняет задачи. Утвержденные Советом Федерации судьи имею высокую квалификацию, длительный стаж работы в судебной системе.

 

По представлению Генерального прокурора РФ, на основании рапорта об уходе на пенсию по выслуге лет Совет Федерации освободил Владимира Давыдова от должности заместителя Генпрокурора. Владимир Давыдов поблагодарил членов Совета Федерации за совместную работу и подтвердил свое личное желание покинуть свой пост по выслуге лет. Выступая на заседании, он подчеркнул, что прокуратура остается самым государственным правоохранительным органом и попросил членов Совета Федерации сохранить в полном объеме сегодняшние полномочия Прокуратуры при утверждении ФЗ «О прокуратуре РФ».

РЕФЕРЕНДУМ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПОДДЕРЖАЛ ГОСДУМУ

151 голосом при 11 «против» одобрен Федеральный Конституционный закон «О внесении изменения и дополнения в ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», принятом Госдумой 20.09.2002 г…

Полчаса решили отвести сенаторы на обсуждение вопроса об изменении закона «О референдуме» — введении запрета на инициирование и проведение гражданами проведения всероссийского референдума в период избирательной кампании или в последний год, остающийся перед выборами Президента и иных органов федеральной власти.

Докладчик — председатель Комитета СФ по конституционном законодательству Юрий Шарандин — сообщил, что данный Федеральный Конституционный закон был внесен в Госдуму 6 сентября 2002 года, был принят нижней платой 20 сентября и передан в Совет Федерации.

Профильный Комитет СФ рассмотрел закон на своем заседании 24 сентября и принял решение рекомендовать Совету Федерации его одобрить. Комитет Совета Федерации, пояснил Шарандин, сосредоточился исключительно на правовых аспектах вопроса и абстрагировался от конкретных ситуаций, связанных с предлагаемыми в большом количестве референдуме в преддверие предстоящих выборов в Госдуму. В соответствии с целым рядом статей Конституции РФ членами Комитета был сделан вывод о полном соответствии предлагаемой нормы российскому законодательству. Положительные заключения по данному закону были получены практически от всех Комитетов палаты, сообщил докладчик. Вводимы запрет, уточнил Шарандин, касается лишь референдумов федерального уровня и не относится к их проведению на уровне региональном и местном.

Докладчик ответил на ряд принципиальных вопросов, поступивших от коллег. Прежде всего, отвечая сенатору Олегу Чиркунову, сообщил со ссылкой на председателя Центризбиркома Александра Вешнякова стоимость проведения всенародного референдума – от 3 до 4 млрд.рублей по разным оценкам. Что касается соответствия вводимого запрета юридической международной практике (вопрос Александра Голованчикова), по Россия, как субъект международного права, может самостоятельно решать такие вопросы. Рамазан Абудлатипов попросил уточнить какие потребуются дальнейшие уточнения в законодательство о референдуме после принятия данной нормы. Юрий Шарандин подтвердил, что последующие изменения потребуются и его Комитет готов взять на себя работу по совершенствованию законодательства в данной сфере. Карельский сенатор Виктор Степанов внес предложение о принятии закона об ответственности за неисполнении решений, принятых на общефедеральном референдуме. Отвечая на вопрос Степанова о судьбе уже объявленного референдума в случае, например, роспуска Государственной Думы, Шарандин заверил, что «закон обратно силы не имеет» и если референдум уже объявлен, никто отменять не будет. Однако, заметил Шарандин, «проведение» и «подготовку к проведению» надо различать.

Юрию Шарандину пришлось неоднократно пояснять, апеллируя к статьям Конституции, что запрет на проведение референдума в предвыборный период времени не ограничивает права и свободы граждан. Поэтому Совет Федерации, как «палата регионов не ущемляет права граждан», юридически документ проэкспертирован многократно, а конкретные случаи по инициируемым КПРФ референдумам при принятии законодательного акта «нас не интересуют», — резюмировал докладчик.

После ответов на вопросы последовали короткие выступления членов Совета Федерации, записавшихся в прения. Член СФ Виталий Вишняков убежден, что любое ограничение прав граждан, а именно таковым он считает данный закон, не совместимо с основными нормами демократии и принимать такие нормы можно лишь внесением изменений в Конституцию. Мотивируя свою отрицательную позицию по данному вопросу, Виталий Вишняков заявил, что посягательство на права граждан должно преследоваться в Конституционном порядке. Сенатор Суворов призвал голосовать против закона, заявив что он «принят в нарушении Конституции».

Создать согласительную комиссию и уменьшить срок запрета на референдум, ограничив его лишь рамками собственно избирательных федеральных компаний , предложил член СФ Александр Зелепухин. Леонид Биндар поддержал закон и призвал коллег голосовать положительно, так как «роль предыдущих референдумов в СССР и РСФСР оказалась не велика».

Решением палаты было дано слова представителям Государственной Думы Анатолию Лукьянову и Валерию Гребенникову. Анатолий Лукьянов считает, что суть принимаемой поправки в том, что «из четырехлетнего избирательного цикла изымается 1,5–2 года и нарушаются права граждан на участие в референдуме». Он обратился к Совету Федерации от имени 137 депутатов Госдумы «за поддержкой – в защиту одного из основополагающих прав граждан –на референдум». Валерий Гребенников подчеркнул, что «референдум» и «свободные выборы» — две главных формы участия народа в управлении государством, которые не должны противопоставляться друг другу. Выборы носят дискретный характер, и «нет указаний на то, что референдум не может быть дискретным». Цель принятия данной нормы – не умалить права граждан, а установить порядок проведения референдумов.

В заключении получасовых дебатов Юрий Шарандин еще раз подчеркнул, что запрет на проведение референдума за год до федеральных выборов не ограничивает права граждан, а устанавливает период проведения общенародных референдумов. Референдум и выборы являются равнозначными формами выражения воли народа, следовательно не должны противопоставляться друг другу. Выразить волю и выбрать дальнейший путь развития граждане Российской Федерации могут на предстоящих выборах, так что запрет на проведение референдума в течение предвыборного года является, по мнению Шарандина, оптимальным.

Комментируя после заседания итоги работы палаты представителям прессы, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул, что выборы и референдум – две формы волеизъявления граждан, совмещение которых «не целесообразно». В конкретных сложившихся сегодня условиях, пояснил он, речь идет об 1 годе и 4 месяцах (выборы в Госдуму — в декабре 2003 года, Президента РФ – в марте 2004 года). В этот период нельзя будет проводить общенародные референдумы. Свою позицию гражданам России предстоит выразить путем свободного волеизъявления на выборах.

Закон одобрен конституционным большинством состава Совета Федерации и направлен на подпись Президенту РФ.

 

Одобрены большинством голосов изменения и дополнения к законам «О рынке ценных бумаг» и «О некоммерческих организациях». Докладчик, председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, актуальность принятия закона вызвана развитием и возникновением новых условий деятельности на рынке ценных бумаг в РФ.

Докладчик сделал особый акцент на необходимость усиления ответственности эмитентов и определением требований к биржам ценных бумаг и организаторам торгов, деятельность которых в новых условиях должна быть разведена. Вводится новое понятие «финансовый консультант», а также расширяется круг экономических понятий, подлежащих законодательному регулированию. Одобренные палатой изменения и дополнения в действующее законодательство призваны регулировать регистрацию облигаций, проведение эмиссии ценных бумаг и деятельность финансовых консультантов на рынке ценных бумаг. Необходимость их принятия продиктована тем, что в законах «О рынке ценных бумаг» и «О некоммерческих организациях» не были четко прописаны многие понятия и определения, без которых не может осуществляться нормальное функционирование рынка ценных бумаг и его регулирование. Законодатели отмечали отсутствие действенных механизмов защиты прав инвесторов и акционеров, а также механизмов, позволяющих эффективно контролировать деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Как отметил в своем выступлении председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, вносятся значительные изменения в более чем половину статей закона «О рынке ценных бумаг». «По существу на фондовый рынок России перенесена модель, действующая на рынке государственных ценных бумаг», — указывалось в документе. Серьезным изменениям подверглось и законодательное регулирование организаторов торговли на этом рынке. Устанавливаются, в частности, новые требования к деятельности фондовых бирж, на которые возлагается ответственность за возможные нарушения установленных законом правил, а также ужесточается внешний контроль за деятельностью бирж.

У членов Совета Федерации имелся ряд замечаний к закону, связанных с практическими проблемами работы с ценными бумагами. Докладчик ответил, что указанные законы существенно корректируются в соответствии с изменениями на рынке бумаг в стране. Дальнейшие проблемы и вопросы можно урегулировать принятием других законодательных актов.

Закон одобрен и направлен на подпись Президенту РФ.

РОССИЙСКИЕ МИРОТВОРЦЫ

Совет Федерации дал согласие на использование в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцоговине контингента российских Вооруженных Сил РФ численностью до 350 человек до 31 июля 2003 года.

Профильный Комитет СФ по обороне и безопасности рассмотрел соответствующее предложение Президента РФ, сообщил председатель Комитета Виктор Озеров. Предложение внесено в Совет Федерации в соответствие с резолюцией Совета безопасности ООН, который дал согласие на продление миссии российского военного и гражданского контингента в Боснии и Герцоговине на 12 месяцев для поддержания мира. Делегация Комитета СФ по обороне и безопасности побывала в этом году в этих районах и убедилась в необходимости пребывания там российского контингента. Продление мандата российским миротворцам соответствует статусу нашей страны, целям и задачам, сказал Виктор Озеров.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ.

Внесение 13 дополнений и 8 изменений в действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает проект соответствующего федерального закона, который предложил рассмотреть на заседании Совета Федерации Комитет СФ по правовым и судебным реформам.

Как сообщил заместитель председателя комитета Михаил Михайловский, представивший членам палаты законопроект, согласно ему, уголовные дела в отношении группы лиц, совершивших преступление, «если хотя бы один из них является военнослужащим», должны рассматриваться военным судом. Если выделение дела по одному из участников – военнослужащему — в отдельное производство невозможно, то военный суд рассматривает данное уголовное дело в отношении всех лиц, которые проходят по нему. Авторы законопроекта обосновывают необходимость такого подхода тем, что ст. №1 УПК РФ противоречит части первой ст. 22 федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1 – ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Кроме того, полагают они, специализированные суды, «безусловно, предполагают более глубокое знание специфики дел определенной категории» и «было бы ошибкой игнорировать это обстоятельство при решении вопросов подсудности».

Часть третья ст. 118 УПК РФ дополняется, по словам Михайловского, возможностью направлять протоколы о нарушениях военнослужащих, допущенных в ходе досудебного производства, для наложения денежного взыскания в соответствующий гарнизонный военный суд.

Получившая единодушное одобрение Совета Федерации (155 голосов – «за», против и воздержавшихся не было), законодательная инициатива Комитета послужит устранению противоречий, которые содержатся в ряде статей УПК РФ, а также дополняет их. Проектом закона предлагается, например, дополнить ст. 7 Кодекса новой нормой о том, что незаконное вмешательство в деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 294 Уголовного кодекса РФ. Поскольку при рассмотрении уголовных дел народных заседателей вопросы участия УПК РФ не регулируются, законопроект дополняет часть вторую его ст. 30 новой частью о народных заседателях. Так, их участие предусмотрено при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до начала судебного заседания.

Одобренный палатой проект этого закона в качестве законодательной инициативы решено направить вместе с также получившим одобрение членов Совета Федерации проектом закона о внесении дополнения в федеральный закон о введении в действие УПК РФ в Государственную Думу.

 

Отзывы 87 законодательных собраний субъектов РФ получила другая законодательная инициатива Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов и Комиссии по делам молодежи и спорту, — проект федерального закона «О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации».

Как сообщил представивший законопроект председатель Комитета СФ по делам молодежи и спорта Ефим Керпельман, только 2 из 87 субъектов РФ отказались поддержать проект закона, причем «не по сути, а по мотивировке». Согласно ст. 325 ТК РФ, право на оплачиваемый один раз в два года проезд к месту использования отпуска и обратно, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг имеют за счет работодателя только работник и неработающие члены его семьи (муж, жена, несовершеннолетние дети). В результате из круга лиц, имевших ранее право на получение компенсации в указанном порядке, исключены члены семьи работника, а также находящиеся на его иждивении лица, отметил Е. Керпельман. Как следствие, северяне, имеющие невысокие доходы, не в состоянии оплатить проезд в отпуск и лишаются возможности выезжать для отдыха в районы с благоприятными климатическими условиями. По заключению медиков, это крайне негативно скажется на их здоровье и работоспособности.

Внесенный Комитетом законопроект устанавливает, что работодатели оплачивают проезд к месту использования отпуска и обратно и провоз багажа неработающим членам семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети, иные лица, находящиеся на его иждивении), проживающим совместно с ним.

Реализация закона в случае принятия его палатами Федерального Собрания РФ и подписания президентом России потребует, по словам главы Комитета, ежегодного выделения 25.852 тыс. рублей из средств федерального бюджета. Но реальные расходы, полагает Е. Керпельман, будут постепенно снижаться, так как многие из северян проводят отпуск по месту постоянного проживания, а работодатели со временем смогут сами оплачивать расходы по проезду и провозу багажа тем, кто выезжает на отдых в зоны с более благоприятным климатом.

«Речь идет не о семьях нефтяников и газовиков, а о тех обездоленных, которые живут очень плохо и не могут выехать на море», — уточнил член СФ Петр Волостригов из Ханты-Мансийска. Он выразил сомнение в правильности расчетов расходов на реализацию закона из федерального бюджета, поскольку часть затрат по проезду и провозу багажа отдыхающих северян, по его словам, и сейчас «предпочитают оплачивать работодатели». «Работодатели на Севере не так уж бедны», — поддержал его член СФ Александр Назаров. По его мнению, вопрос об оплате проезда и провоза багажа неработающим членам семьи работника-северянина надо решать «спокойно, в правовом поле».

Однако представитель Правительства РФ в Совете Федерации Евгений Себенцов, ссылаясь на заключение кабинета министров, заявил, что вынесенный на рассмотрение заседания законопроект «несовершенен» в правовом и финансовом отношении. Он касается не десятков тысяч человек, а 2–3 млн. жителей Севера – федеральных госслужащих и госслужащих субъектов Федерации, муниципальных служащих, бюджетников, уточнил Е. Себенцов. По его словам, чтобы «охватить» всех их, потребуется «около 60 млрд. рублей». Поэтому, учитывая напряженность федерального бюджета, правительство считает нецелесообразным принятие сейчас такого закона, сообщил его представитель.

За одобрение законопроекта при необходимом кворуме 90 голосов проголосовали только 83 члена СФ, 27 высказались «против» и 22 воздержались. Внесшему его Комитету предложено доработать проект этого законодательного акта.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА-2002

Совет Федерации в рамках «Правительственного часа» заслушал информацию Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета за первое полугодие.

За первые 6 месяцев текущего года доходы федерального бюджета составили 991,1 млрд. рублей (20,6% ВВП), снизившись по сравнению с соответствующим периодом 2000 года на 0,8 пункта, сообщила членам Совета Федерации заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. Среди причин снижения доходов Т. Нестеренко выделила основную – падение мировых цен на энергоносители. Так, федеральный бюджет на 2002 год формировался, исходя из цены на нефть $23,5 за баррель, а фактически она составила в первом полугодии $21,8 за баррель. Природный газ вместо предусмотренных при формировании бюджета $89,1 стоил 79,2 за тысячу кубометров.

Расходы бюджета РФ по состоянию на 1 июля составили 828,3 млрд. рублей, отметила Т. Нестеренко. Говоря о состоянии финансового резерва страны, она напомнила, что на 1 января 2002 года он составлял 80,8 млрд. рублей, а по состоянию на 1 июля уменьшился до 49,1 млрд. рублей.

Заместитель главы Минфина подчеркнула, что «правительство волнует увеличение объемов средств на счетах бюджетополучателей», который составил на 1 июля 84 млрд. рублей, так как это создает «неравномерность в расходовании бюджетных средств». Наиболее крупные суммы скопились в настоящее время на счетах Минобороны, Минобразования и МВД, сказала Т. Нестеренко.

Она обратила также внимание членов СФ на то, что в Минфин РФ «в огромном количестве» поступают иски по внебюджетным средствам бюджетных учреждений. За первое полугодие на их счета таких средств поступило 98,1 млрд. рублей, а это значит, что по итогам года объем внебюджетных средств превысит поступления 2001 года (208,3 млрд. рублей), полагает Т. Нестеренко.

Затем замминистра финансов РФ ответила на многочисленные вопросы сенаторов. Информацию Правительства члены Совета Федерации приняли к сведению.