Все новости

Почта России становится проблемой для региональной прессы

в Совете Федерации председатель Комиссии по информационной политике Людмила Нарусова провела «круглый стол» с главными редакторами региональных СМИ.


«Две важнейшие проблемы мы должны обсудить сегодня. Во‑первых, соблюдение законодательства в области средств массовой информации. И, во‑вторых, обеспечение свободы слова, особенно в субъектах Российской Федерации», — так обозначила проблематику встречи с руководителями региональных СМИ за «круглым столом» председатель Комиссии СФ по информационной политике Людмила Нарусова.

Но круг обсуждаемых проблем оказался гораздо шире, поскольку соблюдение свободы слова в рыночных условиях – дело весьма непростое для региональных газет, радиостанций и телестудий. Разговор был тем более заинтересованный, что в диалоге с журналистами приняли участие представители Федерального агентства печати и массовых коммуникаций, ФГУП «Почта России», Федеральной антимонопольной службы и других профильных организаций.

Больше всего критических замечаний было высказано в адрес почтовиков. Много нареканий вызвала новая система тарификации доставки подписных изданий, которую «Почта России» ввела в сентябре 2005 года. В ее основе — новая методика расчета доставочной цены. Различная стоимость доставки, введенная почтовиками для разных регионов России, по мнению представителей СМИ, нарушает равные права подписчиков на получение информации.

Критическому анализу была подвергнута деятельность Межрегионального агентства подписки (МАП), которое с осени прошлого года занимается подписными кампаниями на всей территории РФ. Такая система подписки усложнила распространение газет, поскольку оформление договоров на проведение подписки в регионе проводится через Москву. Хотя занимаются ею в регионах традиционно – в почтовых отделениях.

Почтовики утверждают, что подписка – это вообще не свойственная им функция, а «Почта России» трансформируется в коммерческую компанию. Однако в последнее время и доставка почты осуществляется в некоторых регионах нерегулярно.

Подводя итого обсуждению «почтовой проблемы» Людмила Нарусова отметила, что почта должна учитывать свою общественную миссию – ее задача не только торговать китайским ширпотребом, как это зачастую происходит, а служить формированию единого информационного пространства России. Распространять не только желтую прессу, выгодную в коммерческом плане, но серьезные издания.

Еще одна проблема, которая волнует газетчиков – формирование равных конкурентных условий для региональных СМИ. По мнению некоторых руководителей СМИ, издания, которые имеют в числе учредителей местные органы власти, находятся в привилегированном положении. Однако – и эта мысль прозвучала за «круглым столом» — государство и местные власти нуждаются в распространении информации о своей деятельности. В связи с этим Людмила Нарусова заметила, что формирование информационной политики государства не может обойтись без наличия СМИ у самого государства. Разнообразные мнения высказали журналисты о предлагаемых поправках к Федеральному закону о средствах массовой информации. Закон принятый в 1991 году, естественно не учитывает многие реалии с которыми сталкиваются СМИ сегодня. Взаимоотношения в системе учредитель – издатель – редактор – журналист в новой редакции закона также не получили достаточного отражения.

«Закон, конечно, нуждается в совершенствовании, — признала Людмила Нарусова. – Он принимался 15 лет назад и потому настало время его корректировки». Совет Федерации, сообщила она, неоднократно рассматривал поправки к закону и еще вернется к этому вопросу. «Мы должны учитывать, что СМИ не напрасно называют четвертой властью, — заметила Л. Нарусова. – От нас, законодателей, зависит судьба средств массовой информации». Законодатели должны создать такой правовой режим, продолжила она, при котором будут обеспечены равные права для существования всех СМИ на информационном рынке, а также более активное влияние государства на информационные процессы.