Все новости

ОБСУЖДЕНЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Задачи по стимулированию эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности обсуждались на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Проблемы эффективного использования инновационных разработок и перехода к «экономике знаний» стали темой обсуждения на организованных Комитетом Совета Федерации по образованию и науке парламентских слушаниях «Проблемы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета». Парламентарии, представители федеральных и региональных министерств и ведомств, научного и предпринимательского сообщества, общественных организаций обсудили предложения по формированию законодательной базы, которая бы стимулировала инновационные процессы в России.

Открывший обсуждение первый заместитель председателя Комитета СФ Виктор Косоуров подчеркнул важность создания в стране современного рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности.

 

 * * *

Для формирования «экономики знаний» и создания условий, при которых творческий потенциал граждан страны будет работать на отечественную экономику, нужна широкая законодательная реформа. Много в этом направлении сделано и законодательство в сфере интеллектуальной собственности приближено к мировым стандартам, однако главная задача – эффективно использовать результаты интеллектуальной деятельности — еще не решена. Об этом, выступая на парламентских слушаниях, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Центральной проблемой остается незаинтересованность бизнеса к инновациям. По официальным данным около 60% расходов на исследования и разработки финансируется из бюджета. Это немалые деньги – за последние 10 лет объемы бюджетных ассигнований на науку увеличены с 46 до 486 млрд. рублей. Но госзаказчики мало интересуются будущим научных разработок, вовлечением их в хозяйственный оборот, и отдача от бюджетных трат минимальная. Председатель Совета Федерации предложила установить четкие критерии эффективности бюджетных расходов на инновационные исследования, чтобы научные организации были заинтересованы в продвижении своих открытий.

«Сегодня складывается странная ситуация, когда «золотую жилу» открыли, отчитались, а права на золотоносный участок не оформили, — результат известен», — констатировала В.Матвиенко.

Коммерциализации прав на интеллектуальную собственность препятствует низкий спрос производственного сектора на отечественные разработки. Проблема заключается в правовом положении отечественных предприятий, когда у них нет возможности направлять средства на приобретение новых технологий и ноу-хау. В этой части глава Совета Федерации предложила принять целый комплекс мер правового регулирования – изменить порядок расчета амортизационных отчислений на новое оборудование, усовершенствовать систему лизинга, предусмотреть таможенные льготы.

Не менее актуален еще один аспект – должная правовая защита интеллектуальной собственности. В этой сфере, сообщила В.Матвиенко, готовится сразу несколько законодательных инициатив, которые требуют анализа и оценки профессионального сообщества. В их числе проект закона, где будут сформулированы права и обязанности субъектов инновационной деятельности. Планируется раскрыть и содержание самого термина «инновационная деятельность». Законодательного урегулирования, по ее словам, требуют и процедуры авторского вознаграждения.

С учетом чрезвычайной важности рассматриваемой темы В.Матвиенко предложила создать при Председателе Совета Федерации Совет по вопросам интеллектуальной собственности.

* * *

Обращаясь к участникам слушаний, первый заместитель председателя Комитета СФ В.Косоуров представил свое видение проблем, требующих незамедлительного решения. Он остановился на вопросах повышения эффективности распоряжения выделяемыми на НИОКР и прикладные исследования бюджетными средствами.

Несмотря на ежегодное увеличение общего объема средств на прикладные исследования, заявил он, среднегодовое количество поданных россиянами заявок на изобретения практически не возрастает. В первую очередь, по его словам, это свидетельствует о недостаточной эффективности бюджетных расходов. «Законодательством не предусмотрена норма, обязывающая государство, заказчиков и исполнителей к обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе выполнения НИОКР по госконтрактам». Поэтому большая часть создаваемых результатов, продолжал он, не оформляется надлежащим образом и остается недоступным для легальной коммерциализации.

Остро стоит вопрос и распоряжения правами страны на результаты интеллектуальной деятельности, сказал В.Косоуров. Недостаточная проработанность этих отношений, по его словам, сдерживает вовлечение результатов исследований, их коммерциализацию, является, кроме того, основой для злоупотреблений. «В первую очередь предстоит решить вопрос о регламентации полномочий органов государственной власти по распоряжению от имени Российской Федерации правами на исследования и разработки».

Важной мерой повышения эффективности первый заместитель председателя Комитета СФ назвал установление обязанности госзаказчиков проводить патентные исследования на стадии планирования и обоснования работ. Он напомнил, что государственные стандарты патентных исследований были созданы в СССР еще несколько десятилетий назад.

Касаясь вопросов финансирования НИОКР, В.Косоуров заметил, что с 2005 года изменилась структура федерального бюджета: был ликвидирован раздел «фундаментальные исследования», и сегодня эти работы финансируются по разделу «общегосударственные вопросы», а «прикладные» распределены по 12 разделам бюджетной классификации. Таким образом, заметил он, оказалась разорвана связь между фундаментальными и прикладными работами уже на стадии финансовых проектировок. В результате, подчеркнул он, происходит распыление средств. В качестве важнейшей меры повышения эффективности бюджетных вложений первый заместитель председателя Комитета СФ рассматривает необходимость восстановления единого раздела бюджетной классификации, которым определяются объемы финансирования в области исследований и разработок. Планируемое со следующего года отнесение вузовских расходов на выполнение фундаментальных и прикладных исследований к основному виду деятельности образовательных учреждений, заявил В.Косоуров, только усугубит проблему и приведет к еще большему распылению средств.

Использованию механизмов интеллектуальной собственности в модернизации России было посвящено выступление руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) Бориса Симонова. Он обратил внимание аудитории на фундаментальные проблемы. Чтобы «вытянуть» экономику на качественно новый уровень, заявил он, без современных механизмов распоряжения интеллектуальной собственностью не обойтись. Мировой опыт встраивания последних достижений науки и техники в экономику, по его словам, позволяет утверждать: патент является пропуском на высокотехнологичный рынок не только в национальных границах, но и глобальном мире. Он обратил внимание, что если раньше для удвоения количества патентов в мире требовалось порядка пятидесяти лет, то к концу минувшего века этот срок составлял порядка двадцати лет, а в начале нынешнего – уже десять.

Остановившись на характеристике российского рынка, Б.Симонов заметил, что доля востребованных реальным сектором экономики патентов не превышает 10 процентов, в то время как средняя величина составляет лишь около 7 процентов. Не менее значимым и настораживающим показателем, добавил он, является фактор технологической зависимости – соотношение отечественных и зарубежных патентов и заявок. Он подчеркнул, что данные о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в гражданском секторе экономики не соответствуют возлагавшимся ожиданиям. При этом руководитель Роспатента констатировал в разы возросшие за последние годы объемы бюджетного финансирования этого направления. Все это, по его словам, свидетельствует о сохраняющейся сырьевой ориентации российской экономики.

Среди причин, определяющих такое положение, Б.Симонов назвал, в частности, отсутствие действенных механизмов распоряжения плодами исследований. И это, по его словам, не вина, а скорее беда авторов инновационных решений. «Они, к сожалению, не представляют себе того, как использовать полученные результаты. В стране должна действовать четкая система — сначала закрепить полученные результаты, потом обеспечить им правовую защиту, а затем капитализировать. Сегодня этой схемой пользуются лишь единицы».

Б.Симонов констатировал оторванность прикладной науки от реального сектора экономики. Разрыв, по его словам, не только не уменьшается, но увеличивается. «Даже самые талантливые разработчики новых идей плохо понимают текущие потребности промышленности в целом и отдельных предприятий, с которыми они работают».

Руководитель Роспатента обратил внимание на отсутствие заинтересованности авторов, которые работают по государственным контрактам, что уже оплачены и являются их служебной обязанностью. «Эти люди не стремятся обеспечить требования по правовой охране собственных разработок, — заявил он. — А на вопрос, почему так происходит, большая часть специалистов указывают на незаинтересованность руководства предприятий. Управленцы делают ставку на сиюминутную выгоду и результат — вот почему, как представляется, перспективные разработки сталкиваются с противодействием менеджмента. Руководители производства даже не стремятся понять, что с полученным результатом интеллектуальной деятельности можно делать и что в случае внедрения он может принести».

Панацеей, по мнению Б.Симонова, может стать политика поддержки творчества. Именно от этой категории людей, по его словам, зависит успех модернизации российской экономики.

Глава Федеральной службы остановился на предложениях по нормализации ситуации. Он предложил сосредоточить усилия прежде всего на подготовке специалистов как государственного, так и производственного уровня. «Пока не хватает даже людей, которые просто оказывают помощь в подготовке заявки на изобретение, не говоря уже о тех, кто управляет национальной экономикой, опирающейся на результаты интеллектуальной собственности», — отметил Б.Симонов. Он проинформировал о начатой работе по созданию сети центров поддержки технологий и инноваций. По его словам, это не инфраструктурный, а скорее образовательный проект, где людям будут даваться специальные знания, необходимые для трансформации исповедуемых ныне подходов к использованию результатов исследований.

На проблемах, с которыми сталкивается наука, вопросах охраны результатов интеллектуальной деятельности и государственной поддержки авторов исследований и разработок остановился директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки РФ Александр Наумов.

Сообщив о разработанных было министерством предложениях по регулированию вопросов выплаты авторских вознаграждений, он заметил: Правительство, как оказалось, не наделено полномочиями по регламентации такого порядка.

Касаясь проблемы прав на результаты исследований и разработок, А.Наумов отметил, что действующим законодательством установлено, что права на них принадлежат исполнителю контракта, если особо не оговорено, что они принадлежат Российской Федерации. Но очень часто, по его словам, без всяких на то оснований такие права закрепляются сразу за страной. «Потом же, — добавил он, — когда административный управленец ставится перед необходимостью заниматься внедрением полученных результатов, возникают проблемы. И это объяснимо, поскольку не его обязанность заниматься внедрением достижений в реальный сектор экономики». Глава департамента высказался за необходимость законодательного закрепления исчерпывающего перечня случаев, когда единственным собственником полученных результатов интеллектуальной деятельности становится государство. Он обратил внимание на отсутствие в действующих правовых актах нормы о правах соисполнителей государственных контрактов и авторов. А.Наумов подчеркнул необходимость установления преемственности прав на полученную по исполнении госконтракта интеллектуальную собственность.

В свою очередь аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов проинформировал о некоторых результатах проверок Счетной палаты. Он отметил неразрывную взаимосвязь проблем защиты интересов правообладателей с вопросами коммерческого использования полученных в результате исполнения государственного контракта результатов. Именно успешная коммерциализация этих разработок, по его словам, могла бы стать одним из важнейшим источников наполнения бюджета страны.

Выступая, аудитор, в частности, обратил внимание на то, что в ходе проверок палатой приходится достаточно часто сталкиваться с тем, что «НИОКРы оплачиваются по тематике, которая входит в должностные обязанности того или иного сотрудника». Он подчеркнул необходимость формирования адекватной особенностям нематериальным активам системы контроля и учета.

* * *

Увеличение доли интеллектуальных активов в экономике страны, развитие процесса коммерциализации технологий служат основой для перехода российского хозяйства на инновационный путь развития и повышения его конкурентоспособности, констатировали участники парламентских слушаний.

Как указывалось в ходе обсуждения, действующая нормативно-правовая база равно как и правоприменительная практика не обеспечивают благоприятных условий для эффективного использования в экономике результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных за счет бюджетных средств. Существенно снижает потенциал инновационного развития страны и несформированность полноценного рынка прав на современные разработки, отмечали специалисты. Между тем в основе инноваций лежат именно результаты интеллектуальной деятельности, в первую очередь изобретения, патенты на которые являются одним из основных показателей их новизны.

Несмотря на ежегодное увеличение общего объема расходов федерального бюджета на прикладные научные исследования, среднегодовое количество заявок на изобретение, поданных российскими заявителями, практически не возрастает, подчеркивали эксперты. По их мнению, это свидетельствует как о недостаточной эффективности бюджетных расходов, так и отсутствии благоприятных законодательных условий, которые бы стимулировали к закреплению прав на получаемые результаты исследований и разработок. По‑прежнему низким остается уровень практического применения результатов интеллектуальной деятельности в российской экономике. Так, из предложенных на рынке интеллектуальной собственности в 2010 году почти 260 тысяч патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы в хозяйственный оборот было вовлечено менее 5,7 тысячи патентов, что составляет лишь 2,2 процента. Среди основных причин сложившегося положения участники парламентских слушаний назвали неурегулированность вопросов управления процессами создания, закрепления и распоряжения правами на результаты исследований и разработок, непроработанность механизма обеспечения баланса интересов заказчиков, исполнителей и авторов. Существенным препятствием к эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, по словам выступавших, является отсутствие должного контроля со стороны государственных заказчиков за исполнением условий контрактов на выполнение НИОКР по своевременному выявлению, закреплению прав на РИД и вовлечению их в гражданский оборот. Еще одной причиной недостаточной патентной активности в стране специалисты назвали незаинтересованность авторов разработок и исследований в их правовой охране. Причиной тому, по мнению специалистов, стало отсутствие норм, которые бы четко определяли условия, размер, порядок и источники финансирования выплаты вознаграждения авторам.

Как указывалось в ходе дискуссии, при заключении государственных контрактов на выполнении НИОКР предусматривается проведение патентных исследований для определения тенденций развития и технического уровня объектов интеллектуальной собственности, их новизны. Однако, по словам экспертов, на практике исполнители работ по госконтрактам зачастую обращаются к выполнению патентных исследований лишь на этапе формирования итоговых отчетов, когда данные патентных исследований уже не могут повлиять на направление, ход и результаты НИОКР. Все это приводит к неэффективному использованию выделяемых из бюджета средств. Специалисты высказались за целесообразность установить обязанность госзаказчиков проводить предварительные патентные исследования для обоснования необходимости НИОКР и формирования требований техзадания.

Одним из важнейших препятствий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, по словам специалистов, является отсутствие спроса реального сектора экономики на новые отечественные разработки. Предприятия предпочитают закупать за рубежом готовые технологии и оборудование, а не вкладывать средства в отечественные исследования и разработки. Не менее актуальными остаются и вопросы низкой патентной активности за рубежом, в первую очередь при поставке на экспорт высокотехнологичной продукции. Это может привести к копированию ключевых технических решений и как следствие утрате преимуществ перед зарубежными конкурентами.

Участники слушаний обратили внимание органов власти на необходимость совершенствования механизмов стимулирования и поддержки инновационных предприятий при вузах. Они подчеркнули чрезвычайную важность целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов в области интеллектуальной собственности. Без этого, по их мнению, создание конкурентоспособного рынка прав на интеллектуальную собственность невозможно. Эксперты указывали на целесообразность восстановления ранее существовавшей системы подготовки инженеров-патентоведов, а также разработки федерального государственного образовательного стандарта высшего профобразования в области интеллектуальной собственности.

Парламентские слушания выступили с рекомендациями органам государственной власти и управления.