В мероприятии приняли участие сенаторы Л. Глебова, Ю. Федоров и Д. Оюн.
«Круглый стол» «Родные языки как инструмент продвижения культуры и просветительской деятельности» и интерактивное «Литературное чаепитие» прошли 25 марта 2022 года в удмуртском Доме дружбы народов в рамках серии просветительских мероприятий, проводимых в Удмуртской Республике Российским обществом «Знание» совместно с фондом гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» при поддержке государственной корпорации «Росатом» и Российской академии образования.
Заседание возглавили первый заместитель
председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному
строительству Любовь Глебова
Глебова
Любовь Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики
и первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров,
Федоров
Юрий Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Удмуртской Республики
представляющие в Совете
Федерации Удмуртскую Республику. Также спикером дискуссии выступила член
Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дина
Оюн.
Оюн
Дина Ивановнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва
«Тема этой встречи плановая, она задумывалась давно, но так оказалось, что мы собрались в то время, когда ее актуальность подчеркнута ситуацией, в которой мы с вами сейчас живем», — отметила Любовь Глебова в приветственном слове. Сенатор РФ подчеркнула: проблематика источников патриотизма человека в настоящее время особенно актуальна, при этом «патриотизм формируется у людей, которые видят родное рядом с собой, видят, что они говорят дома, понимают, что рядом — тот, кто говорит на твоем родном языке».
«С точки зрения государственной политики, иметь условия для развития малых народностей, культурных общностей, языков тех народностей, которые реализуют и сохраняют этот сегмент [своей культуры], – это важнейшая часть повестки дня государства», — констатировала сенатор.
Она поблагодарила всех, кто работает над сохранением и развитием культур и языков народов, представленных в Российской Федерации. «Именно опираясь на этот опыт, государство формирует свою повестку дня в языковой сфере так, как, пожалуй, ни одно другое государство не делает», — подчеркнула Любовь Глебова. Она напомнила, что в ряде регионов России национальные языки имеют официальный статус наравне с русским, есть возможность вести обучение на национальных языках. Таким образом, сфера использования этих языков вовсе не ограничивается интересами ученых-лингвистов.
В своем выступлении Юрий Федоров указал в контексте данной дискуссии на значимость начальных слов Конституции России: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» Юрий Федоров отметил, что в Удмуртской Республике живут в согласии порядка 130 народов и этносов. «При всей полиэтничности, многоконфессиональности в нашей доброй, трудолюбивой Республике не было больших потрясений — мы все эти годы живем в мире и дружбе», — констатировал он, отметив, что там, где не делят языки и людей на коренные и некоренные, можно видеть мир и согласие, экономическое процветание, политическую стабильность.
«Язык — это хранилище уникальных знаний о народе, который на нем говорит, о его традиционном укладе. В Туве, например, сохраняющееся отгонное животноводство определяет нашу очень тесную связь с природой. Это находит свое отражение и в тувинском языке», — отметила, выступая на заседании, сенатор РФ от Тувы Дина Оюн. Она упомянула о том, что благодаря созданной с участием советских специалистов в 30-х годах прошлого столетия тувинской письменности были записаны и таким образом сохранены тексты сказок и песен, других жанров народного творчества, которые передавались из поколения в поколение. Дина Оюн подчеркнула: «Совет Федерации как Палата регионов особо остро понимает, что главное богатство России — в нашем культурном многообразии и в нашем единстве, в дружбе народов».
На заседании также прозвучали выступления представителей республиканской власти, деятелей науки и образования из разных регионов России и стран ближнего зарубежья. Они рассказали о том, как сохранение и продвижение языков и традиций малых народов России становится важным инструментом просветительской деятельности, как эти языки представлены в работе учреждений различных уровней образования, ознакомили присутствовавших с просветительскими аспектами деятельности национально-культурных объединений в России, представили свой опыт работы с иностранными студентами, использования новых форматов продвижения русского языка в иноязычном культурном пространстве, затронули ряд других важных тем, имеющих отношение к проблематике круглого стола.
В продолжение и развитие тем, ставших предметом обсуждения на заседании «круглого стола», в тот же день была представлена интерактивная форма просветительской работы: в ходе «Литературного чаепития» иностранные студенты Удмуртского государственного университета получили возможность познакомиться с русскими национальными традициями, увидеть их богатство и уникальность, ощутить красоту и величие русского языка. Студенты смогли обсудить впечатления между собой и с организаторами, завести новые знакомства, ощутить положительные эмоции и создать прекрасные воспоминания о России и ее культурном богатстве.
Как отметила во время «круглого стола» Любовь Глебова, работа по данной проблематике ведется с разными целевыми аудиториями, в том числе и с теми людьми, которые не говорят на языке научного осмысления какой‑либо проблемы. К их числу можно отнести и молодежную аудиторию, и организаторы «Литературного чаепития» предложили молодым людям «практическую форму привития любви к языку и культуре на примере русского языка».
«Мне бы очень хотелось, чтобы стало для всех понятно: то, о чем мы говорим, не есть чистая теория — это наша жизнь, это практика, необходимая для сегодняшней очень непростой, я бы сказала, мобилизационной повестки дня», — подчеркнула сенатор РФ, указав на то, что поднятая на состоявшихся в этот день мероприятиях тема является «животрепещущей, активной, она касается не только тех, кто изучает это в своей профессиональной среде».