Все новости

Задачи, которые ставятся территориям, должны учитывать их реальные возможности и особенности — С. Рябухин

Сенатор выступил на семинаре-совещании руководителей аналитических служб аппаратов региональных органов государственной власти.


Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
выступил на семинаре-совещании руководителей аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

В мероприятии принял участие первый заместитель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. Шевченко
Андрей Анатольевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
Шевченко Андрей Анатольевич

Смотрите также

Сергей Рябухин отметил, что основную сложность при реализации нацпроектов в регионах представляет нахождение четкого соотношения между объемами финансирования и планируемым результатом, то есть значениями показателей. «К сожалению, система показателей пока еще недостаточно проработана. Многие показатели не имеют утвержденных методик расчета и не включены в федеральный план статистических работ. В ряде случаев их целевые значения предварительны и будут уточняться после утверждения соответствующих методик до конца 2019 года».

Парламентарий подчеркнул, что ситуацию усложняет необходимость разложения показателей федеральных проектов в показатели соответствующих проектов каждого конкретного региона. «Важно соблюсти меру, сделать так, чтобы задачи, которые должны решать территории, учитывали их реальные возможности, а также географические и культурные особенности. Например, при планировании показателей региональных проектов для регионов Арктической зоны их специфика не всегда учитывалась», — сказал он.

Сергей Рябухин указал, что в этом году Федеральное Собрание предоставило Правительству право перераспределять средства на финансирование национальных проектов без внесения изменений в закон о федеральном бюджете. «Соответственно, по ходу исполнения бюджета нас ждут существенные изменения в объемах финансирования многих федеральных и региональных проектов».

Сенатор отметил, что Правительство наладило на всех уровнях бюджетной системы достаточно эффективный контроль за темпами освоения средств, выделенных на реализацию нацпроектов. «Но одновременно необходимо обеспечить постоянный анализ обоснованности значений показателей федеральных и региональных проектов, предусмотреть возможность их оперативной корректировки в соответствии с изменениями объемов финансирования», — сказал он.

Целесообразно пересмотреть меры ответственности за недостижение показателей

По мнению Сергея Рябухина, целесообразно пересмотреть меры ответственности за недостижение показателей, которые зафиксированы в соглашениях о получении субсидий на софинансирование региональных проектов. Согласно действующим нормативным документам регионы в случае недостижения результатов должны возвращать в федеральный бюджет 10 процентов финансового эквивалента недополученного эффекта. «Думаю, данная мера избыточна, так как губернаторы, что называется, несут ответственность головой за неисполнение показателей социально-экономического развития своих регионов».

Еще одним важным вопросом является совершенствование механизмов распределения межбюджетных трансфертов в соответствии с недавно утвержденной Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года, сказал парламентарий. Это, прежде всего, проведение инвентаризации отраслевых правил предоставления регионам межбюджетных трансфертов с целью учета демографической ситуации и их перспективной экономической специализации. Кроме того, необходимо разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых производителям продукции в соответствии с перспективными экономическими специализациями регионов для их учета при распределении дотаций на выравнивание, указал Сергей Рябухин.

«Вместе с тем, почти стопроцентное софинансирование из федерального бюджета субсидий на реализацию национальных проектов не отменяет проблемы обеспечения сбалансированности субъектов Федерации. Ведь расходы на национальные проекты составляют не более 10 процентов расходов федерального бюджета и 20 процентов от общего объема межбюджетных трансфертов. И мы не сможем достичь национальных целей развития, если у регионов не будет достаточно средств для финансирования своих текущих расходов», — сказал сенатор.

В связи с этим, указал сенатор, необходимо продолжить мониторинг ситуации с доходной частью консолидированных бюджетов регионов. «С этого года перестает взиматься налог на движимое имущество. В счет компенсации выпадающих доходов регионы еще в прошлом году получили дотации в сумме 97 миллиардов рублей. Однако объем выпадающих доходов может быть больше, так как из‑за отсутствия утвержденной методики отнесения имущества к движимому образовалась лазейка для ухода от налогов за счет регистрации недвижимого имущества как движимого. Поэтому, во‑первых, нужно ускорить работу по утверждению данной методики, а во‑вторых, быть готовым предоставить регионам дополнительную финансовую помощь».

Сергей Рябухин подчеркнул, что еще одним принципиально значимым вопросом является продолжение работы по инвентаризации расходных полномочий консолидированных бюджетов регионов. При этом нужно учитывать не фактические расходы на их исполнение, а реально необходимые. Особенно это касается системы здравоохранения, чье финансирование обеспечивается в основном за счет региональных бюджетов.

«Проверки Счетной палаты показывают, что во многих регионах не хватает средств для финансирования работы системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Как следствие – недофинансирование оказания медицинских услуг населению и рост кредиторской задолженности медицинских учреждений. Для выхода из этой ситуации нужно либо централизовать на федеральном уровне часть расходов регионов в этой сфере (например, взносы в ОМС за пенсионеров и детей), либо увеличить межбюджетные трансферты из федерального бюджета», — сообщил парламентарий.

Семинар-совещание руководителей аналитических служб аппаратов региональных органов государственной власти
Семинар-совещание руководителей аналитических служб аппаратов региональных органов государственной власти

Андрей Шевченко отметил, что одной из функций аналитических служб является поддержка системы обратной связи между непосредственными исполнителями мероприятий, обществом и лицами, принимающими решения на региональном уровне.

Сенатор обратил внимание на то, что в Совете Федерации одной из эффективных форм взаимодействия с регионами, выработки мер по их поддержке стало проведение Дней субъектов РФ. «Полагаю, что разрабатываемые аналитическими службами региональных органов власти предложения могли бы рассматриваться на площадке Совета Федерации».

Также, добавил Андрей Шевченко, Комитет СФ тесно взаимодействует со многими субъектами Федерации по актуальным вопросам социально-экономического развития. «В связи с реализацией региональных проектов как составляющих национальных проектов обоснованно возник вопрос — достаточны ли регионам предусмотренные объемы средств для достижения показателей? Это тоже вопрос к аналитическим службам органов государственной власти субъектов Федерации».

Кроме того, по его словам, принципиально важной задачей является своевременное и полное информирование граждан о ходе реализации региональных проектов. «В её решении велика роль аналитических служб. Необходимо так построить систему показателей выполнения региональных проектов, чтобы эти показатели были понятны гражданам. Данные о выполнении региональных проектов должны быть доступны, в том числе размещаться на официальных сайтах органов власти. Только так мы сможем обеспечить деятельное участие граждан, общественных организаций, гражданского общества в решении задач прорывного социально-экономического и научно-технологического развития».