Главные темы

Создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции укрепит авторитет судебной системы — А. Клишас

Парламентарий прокомментировал подготовленный Верховным Судом законопроект.


Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
прокомментировал внесенный в Государственную Думу законопроект о реформе процессуального законодательства.

«С внесением Верховным Судом РФ проекта федерального конституционного закона, направленного на создание кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, судебная реформа вышла на новый виток развития», — считает сенатор.

«В целях максимального обеспечения независимости и самостоятельности судов при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений, в России будут созданы структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции. В отличие от того как происходит сейчас, деятельность данных судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции», — указал Андрей Клишас.

Сенатор отметил, что самостоятельные кассационные и апелляционные суды, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, много лет действуют в системе арбитражных судов и опыт их деятельности можно признать положительным.

Согласно законопроекту кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основе анализа данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке по соответствующим категориям дел за несколько предыдущих лет предполагается создание 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Полномочия по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции, которые станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными судами и гарнизонными военными судами.

В соответствии с законопроектом апелляционный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа.

Предполагается создать 5 апелляционных судов общей юрисдикции, которые будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

Апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке областных и равных им судов общей юрисдикции и часть функций Верховного Суда РФ.

«В результате такого изменения компетенции судебных инстанций будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. При этом из ведения Верховного Суда Российской Федерации будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты, что будет соответствовать экстраординарному характеру данной судебной инстанции и обусловит возможность вмешательства в разрешение спора только после исчерпания способов проверки судебного акта в других инстанциях и только в исключительных случаях», — подчеркнул Андрей Клишас.

Парламентарий указал, что создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции будет способствовать обеспечению принципа независимости судей, укреплению авторитета судебной системы, росту доверия граждан к судебным органам, а также позволит оптимизировать нагрузку областных и равных им судов. «Судебная реформа запустила масштабные преобразования. И после принятия федерального конституционного закона нам предстоит дальнейшая кропотливая работа по формированию необходимой законодательной базы для организации и полноценной работы судебной системы».