Главные темы

В. Матвиенко: Во взаимоотношениях человека и природы кризисное управление уже введено. Интервью Председателя Совета Федерации «Парламентской газете»

В Санкт-Петербурге проходит Невский международный экологический конгресс.


— Невский международный экологический конгресс проводится в Санкт-Петербурге с 2008 года и является уникальной площадкой для укрепления межпарламентского сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности. Как вы оцениваете эффективность работы конгресса? И что нового появится в программе мероприятий нынешнего форума?
 – Если бы эффективность конгресса вызывала сомнения, он вряд ли был столь популярным и представительным. А он стал таким. Например, в работе предыдущего конгресса, состоявшегося в 2015 году, приняли участие более тысячи человек из 62 субъектов Российской Федерации и 32 зарубежных государств. Судя по потоку поступающих заявок, предстоящий, восьмой, конгресс будет не менее масштабным.

Смотрите также


Этому в немалой степени способствует тема форума «Экологическое просвещение – чистая страна». Ее актуальность сегодня особенно велика. В самом деле, это факт, что успех в осуществлении любых мер в сфере сохранения окружающей среды зависит в конечном счете от того, насколько их, эти меры, понимают, одобряют и поддерживают люди. Иными словами, зависит от информированности, просвещенности общества в сфере экологии.
Чем измеряется эффективность конгресса? Думаю, главный критерий – востребованность его материалов, итоговых документов. Такая востребованность налицо. Рекомендации состоявшихся форумов нашли отражение в законах, других нормативных правовых документах, в государственных программах рационального природопользования, сбережения водных, воздушных, лесных ресурсов, рекультивации земель, обращения с бытовыми отходами, создании заповедных территорий и так далее.
Это имеет место в России, Казахстане, Армении, ряде других государств Содружества. И здесь нельзя не отметить весомый вклад Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ. В рамках модельного законодательства принят ряд актов, не просто учитывающих, а, я бы сказала, опирающихся на результаты работы Невского международного экологического конгресса, впитавших их. В этом ряду такие модельные законы, как «О предотвращении и минимизации негативного воздействия биоцидов на окружающую среду», «Об экологической экспертизе», «Об основах развития биоэнергетики», «О распространении и использовании генетически модифицированных организмов в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции».
Постоянно совершенствуется экологическое законодательство и в России. Этого требует экологическая обстановка в стране. Хотя для улучшения ситуации делается немало, она оставляет желать лучшего. В частности, по таким направлениям, например, как твердые коммунальные отходы, защита лесов от пожаров. Вот почему Совет Федерации относит развитие экологического законодательства к числу приоритетных направлений своей работы.
Она ведется активно. Так, за последние годы приняты «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года». Внесен ряд важных изменений в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс в части усиления ответственности за несоблюдение экологического законодательства. Приняты закон о новой системе обращения с отходами и Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами. Важным шагом стало утверждение Комплекса мер по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Не без трудностей, но добились законодательного запрета на использование варварского дрифтерного промысла. Упорядочен водный налог, стали более жесткими требования к хозяйственной деятельности в водоохранных зонах. Увеличены штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
По итогам заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам намечена реализация проектов «Чистая страна», «Вода России» и «Дикая природа России: сохранить и увидеть».
Повторю, во всем этом немалая заслуга Невского международного экологического конгресса. Трудно переоценить роль конгресса и как площадки постоянного и продуктивного диалога между органами власти, бизнесом, учеными, экспертами, институтами гражданского общества с целью сохранения окружающей природной среды.
И еще. Невский конгресс собирает участников из самых разных государств. И это несмотря на непростую международную обстановку. В его преддверии, в апреле нынешнего года, в Совете Федерации состоялся российско-французский парламентский семинар, посвященный проблеме изменения климата и реализации Парижского соглашения. На нем прозвучал призыв к российским и зарубежным парламентариям принять участие в работе Восьмого Невского конгресса.
Теперь о том, что особенного в предстоящем конгрессе. Это акцент на экологические проблемы отдельных регионов, которые будут обсуждаться на «круглых столах». В частности, будет уделено внимание экологии Урала, а также будущему Аральского моря – теме, крайне чувствительной для многих наших партнеров по СНГ. И конечно, по традиции состоятся выставки «зеленых» технологий, экологических инноваций, просветительские и культурные мероприятия.

– Нынешний год объявлен Годом экологии. Как в этом участвует Совет Федерации? Можно ли ждать новых законов, способных улучшить положение дел в этой сфере?
 – Под эгидой нашей палаты проходит немало акций. Помимо Невского экологического конгресса, это и фестиваль «Первозданная Россия», и ряд природоохранных и образовательных проектов с участием детей и молодежи. В рамках нашей палаты мы ведем постоянное широкое общественное обсуждение таких важных проблем, как воспроизводство лесов, их охрана от пожаров, экологическая безопасность недропользования, контроль за качеством воды. По итогам всех таких мероприятий мы принимаем рекомендации в адрес органов исполнительной власти, следим за ходом их реализации.
Понятно, что Год экологии будет отмечен принятием новых законов, регулирующих это направление деятельности государства. Некоторые из них уже в работе. Однако принятием законов наша деятельность не исчерпывается. Мы настойчиво добиваемся, чтобы так называемые подзаконные акты поступали в палаты Федерального Собрания вместе с законопроектами. Ведем мониторинг правоприменительной практики.
Все это требует нашего постоянного взаимодействия с профильными министерствами и ведомствами, региональными органами государственной власти, изучения общественного мнения. Из такого взаимодействия и складывается то, что мы привычно называем обратной связью. В экологии она столь же важна, как и в социальной сфере, так как охрана среды тоже затрагивает интересы каждого гражданина.
Судите сами. В текущем году регионы начали переход на новую систему обращения с отходами. Для России, и не только для России, это острейшая проблема. В нашей стране ежегодно производятся миллиарды тонн отходов, и лишь небольшая их часть перерабатывается, утилизируется. В результате свалки мусора в нашей стране занимают площадь в десятки тысяч гектаров. Наша палата, можно сказать, стояла у истоков правового урегулирования данной проблемы, благодаря чему появились законы, которые по строгости требований и жесткости санкций находятся на очень высоком уровне. Понятно, что мы будем вести постоянный всеобъемлющий мониторинг того, как этот закон работает на практике, чтобы вместе с депутатами Государственной Думы при необходимости оперативно вносить изменения в законодательство.

– 19 апреля Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Что будет сделано на законодательном уровне для реализации стратегии?
 – Не случайно этот основополагающий документ начинается с того, что экологическая безопасность РФ признается составной частью национальной безопасности. Очень важно, что в документе четко определены основные вызовы и угрозы в сфере охраны окружающей среды, а также цели и задачи политики государства в этой сфере.
Текущее состояние окружающей среды в России оценивается в стратегии как неблагополучное. И с такой ситуацией нельзя мириться. Среди основных проблем, острота которых из года в год нарастает и о которых сказано в документе, – загрязнение воздуха, воды в водных объектах, скопление гигантских объемов мусора, отходов производства и потребления, а также существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования.
Показательно, что среди целей государственной политики в стратегии названо «обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики». К числу ключевых задач, требующих решения, отнесены, в частности, восстановление водных экосистем, предотвращение дальнейшего загрязнения воздуха и уменьшение уровня его загрязнения в городах, расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений и животных, развитие индустрии утилизации отходов.
Безусловно, на законодательном уровне Совет Федерации примет все возможные меры для реализации этого документа. Заявленные в нем задачи требуют совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в сферах организации и использования особо охраняемых природных территорий, экологической экспертизы, экологического аудита.
Необходимы также изменения в бюджетном законодательстве, пре-
дусматривающие целевое использование средств платы за негативное воздействие на окружающую среду. Эти деньги нужно направить на реализацию конкретных мероприятий по снижению негативного воздействия путем создания экологических фондов.
Сейчас намечается ряд важных законодательных новаций. Сенаторы подготовили и внесли на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, направленного на установление порядка доступа к водным объектам в границах территорий музеев-заповедников. Готовится проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Сенаторы внесли в него большое количество поправок. Рассчитываем, что закон в скором времени будет принят.
Напомню, в самом конце прошлого года состоялось заседание Государственного совета, посвященное экологическому развитию Российской Федерации в интересах будущих поколений. По его итогам Президент России дал ряд поручений. В том числе о внесении в законодательство изменений, направленных на снижение вредных выбросов в атмосферу, дальнейшее стимулирование переработки отходов, развитие института государственной экологической экспертизы. Совет Федерации примет участие в работе над этими законодательными актами.
Особо хочу сказать о реализации природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы». Названия говорят сами за себя: проекты направлены на вовлечение дошкольников, подростков, юношей и девушек в ознакомление с экологическими проблемами и их посильное практическое решение. Вовлечены уже около 60 регионов России. В марте 2017 года в Новосибирске прошел межрегиональный форум «Сибирь – территория эколят – Молодых защитников Природы». На 408-м пленарном заседании наша палата приняла обращение к руководителям органов исполнительной власти регионов поддержать проведение этих мероприятий. Мы относимся к названным проектам со всей серьезностью, поскольку в нашей стране это, пожалуй, первая заявка на формирование системы всеохватывающего экологического просвещения и воспитания подрастающих поколений.

– По мнению 44 процентов опрошенных ВЦИОМ россиян, наибольшую экологическую опасность представляют бытовые отходы. На втором месте – вырубка лесов (35 процентов), на третьем – транспорт (31 процент) и деятельность промышленных предприятий (28–29 процентов). При этом основную ответственность за состояние экологии население возлагает на местные органы власти и на самих граждан. Что бы вы ответили на вопрос социологов о наиболее злободневных проблемах? И как вы оцениваете работу органов власти по улучшению экологической ситуации?
 – Удовлетворительное состояние окружающей среды – важнейшая составляющая качества жизни. И обеспечить такое состояние может только поддержание оптимального баланса между ведением хозяйственной деятельности и сбережением природы, ее ресурсов. В этом, собственно, и состоит главная цель экологической политики Российского государства.
Будем самокритичны: Россия довольно поздно обратилась к этим вопросам. Я помню времена, когда само слово «экология» отсутствовало в официальных документах, разговоры о необходимости заняться сбережением природы, воздуха, воды, почвы, лесов, флоры и фауны воспринимались властями настороженно, а то и враждебно.
Например, комплексная программа развития Байкальского региона, сохранения Байкала – крупнейшего в мире природного хранилища пресной воды – появилась не так давно. Привела этот пример в качестве иллюстрации того, насколько велика инерция потребительского, порой откровенно хищнического отношения к природе со стороны части отечественных хозяйственников, предпринимателей. Да что греха таить – и со стороны также немалой части населения. Лесные пожары, засоренные бытовыми отходами леса и поля, браконьерство, истребление растений, занесенных в Красную книгу, – это ведь результат не только и не столько небрежения власти, сколько экологического бескультурья немалой частьи наших сограждан. Они не думают о том, какой оставят планету будущим поколениям. Их девиз: «После нас хоть потоп».
Сломать этот настрой трудно. Особенно в нашей стране с ее огромными просторами, бескрайними лесами, лучшими в мире черноземами, с полным набором таблицы Менделеева в недрах. Можно сказать, на генетическом уровне сформировалось представление, что так будет всегда, для сохранения природы нам в России делать ничего не надо. Даже сейчас, когда явственно видно, что дело обстоит совсем не так, сознание людей на экологический лад перестраивается крайне медленно.
Говорю так подробно об этом не для того, чтобы оправдать все еще неблагоприятную экологическую ситуацию в нашей стране. В том, что она остается такой, – значительная доля вины органов власти – федеральных, региональных, муниципальных, свидетельство недостаточно активной работы правоохранительных органов в этой сфере, малое внимание бизнеса к внедрению ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Ответственность за сбережение природы лежит в первую очередь на власти и бизнесе. Но и то ментальное наследие, о котором было сказано выше, тоже дает себя знать.
Вместе с тем определенное продвижение вперед в сбережении природы есть. Тенденцию необходимо закреплять и наращивать. В текущем году в нескольких регионах будут построены современные предприятия по безопасной утилизации мусора, начнется очистка загрязненных территорий, сократится выброс загрязняющих веществ. Будет запущен приоритетный проект «Чистая страна», направленный на улучшение условий проживания для более чем четырех миллионов человек в разных регионах России. Запланировано также увеличение числа заповедников и национальных парков, принятие мер по развитию экологического туризма. 

– Писатель Валентин Распутин как‑то заявил: «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством». Не пора ли вводить кризисное управление во взаимоотношениях человека и природы?
 – Сказано ярко, образно, как и подобает большому писателю. И все же говорить о вселенской беде явно преждевременно. Будем надеяться, что ее и не будет, поскольку сохранение окружающей среды трансформировалось в проблему глобального масштаба. Ее решение стало одним из основных направлений деятельности ООН, других международных организаций. Человечество все теснее взаимодействует в этой сфере. Поэтому можно считать, что кризисное управление во взаимоотношениях человека и природы уже в какой‑то степени имеет место.
Но, конечно же, повседневная практическая работа по сохранению окружающей среды проводится на национальном уровне, в конкретных странах. В чем я вижу здесь главное применительно к нашему Отечеству? Прежде всего какие бы проблемы перед страной ни возникали, сбережение окружающей среды должно остаться в ряду приоритетов государства и общества. Ведь от состояния экологии зависит качество жизни людей. Далее, нужно добиваться безусловного выполнения всего намеченного в этой сфере – как в плане финансирования, так и строго целевого использования выделенных средств. Надо думать над стимулированием, материальным и моральным, природоохранной деятельности, внедрения передовых в этом отношении технологий. Мы, парламентарии, должны постоянно совершенствовать правовую базу экологической политики нашего государства.
И, конечно же, необходимо, начиная с детей дошкольного возраста, вести работу по формированию высокой экологической культуры. Нужно, чтобы российский гражданин понимал: сохранение окружающего нас мира – это вклад в будущее страны, будущее детей и внуков, в здоровье и благополучие нации. Гордость за природные богатства своего Отечества, стремление сберечь их, желание сделать свою страну еще благоустроеннее и красивее может и должно стать составной частью нашей национальной идеи.

 Источник: «Парламентская газета»