Главные темы

РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА В РАЙОНАХ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

в Совете Федерации прошло заседание «круглого стола» «О состоянии и мерах по развитию инфраструктуры морского и речного транспорта, внутренних водных путей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Вопросы развития инфраструктуры морского и речного транспорта, внутренних водных путей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях обсуждены на заседании «круглого стола» в Совете Федерации. В его работе приняли участие парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти и управления, научных и общественных организаций.

Открыл заседание председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник. Он, в частности, сказал, что решение стоящих перед страной стратегических задач во многом определяется состоянием и развитием инфраструктуры морского и речного транспорта в районах Севера. От этого, по его словам, зависит не только жизнеспособность большей части северных и арктических территорий, но и обеспечение значительной части российской внешней торговли.

Председатель Комитета СФ отметил, что в последние годы этим вопросам уделялось несколько больше внимания, несколько возросли объемы финансирования работ по содержанию объектов инфраструктуры водного транспорта, что позволило на некоторых участках существенно улучшить качественные характеристики водных путей. «В то же время уровень запущенности водного транспорта в предыдущий период настолько велик, что, несмотря на принимаемые меры, в лучшую сторону положение меняется очень медленно». Инфраструктура морского и речного транспорта, внутренних водных путей в районах Севера ни по техническому состоянию, ни по применяемым технологиям, ни по организации управления не соответствуют современным требованиям, констатировал Г.Олейник. По его словам, несмотря на рост объема морских перевозок, отсталость в развитии береговой инфраструктуры, неурегулированность многих вопросов собственности, излишние административные барьеры по‑прежнему являются факторами снижения конкурентоспособности отечественного флота.

Как сообщил глава Комитета СФ, продолжается интенсивное техническое и моральное старение флота. Он подчеркнул, что высокая степень износа характеризует состояние инфраструктуры внутренних водных путей, что чревато потерей технологической устойчивости водного транспорта.

Указав на недостаточность объема бюджетных и привлеченных инвестиций, Г.Олейник заметил, что процесс старения портовых и гидротехнических сооружений по‑прежнему превышает темпы их восстановления. В результате, по его словам, пропускная способность многих внутренних водных путей значительно снизилась. Так, заявил он, протяженность судоходных водных путей с 1991 года сократилась более чем в два раза.

Следствием ухудшения состояния гидротехнических сооружений, продолжал оратор, являются снижение уровня их безопасности и повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Председатель Комитета СФ подчеркнул, что в коренной модернизации нуждаются системы связи и навигации. По его словам, на большинстве рек из‑за длительного недофинансирования не производится обслуживание средств навигации. Отсутствие освещения средств навигации приводит к тому, что флот в основном может функционировать лишь в светлое время суток.

Он обратил внимание на необходимость укрепления спасательных сил и средств в регионах Севера. Тем более это актуально, по его словам, в связи с принятыми на себя Россией обязательствами об интеграции своих внутренних водных путей в международную транспортную систему.

Актуальной, продолжал Г.Олейник, является задача пополнения и замена выбывающего и устаревшего парка речных судов. Он отметил, что для наращивания объемов провозимых грузов по быстро мелеющим небольшим рекам требуется современный парк судов с низкой посадкой, что позволит значительно расширить границы использования малых рек, приблизить транспортные центры к грузополучателям и в конечном счете снизить стоимость поставляемой продукции.

Беспокойство в Комитете Совета Федерации, заявил его председатель, вызывают вопросы регулирования тарифов на транспортные услуги. Во многих районах Севера, по его словам, их величина делает водный транспорт практически недоступным.

Касаясь проблем реформирования отрасли, председатель Комитета высказал опасение, что передача полномочий по содержанию внутренних водных путей и соответственно выделяемых на это средств ФГУП «Российский водный путь» может привести к тому, что основные усилия этого учреждения будут сконцентрированы на содержании водных путей в Европейской части страны, в то время как отдаленные территории могут остаться без внимания.

В ходе дискуссий на «круглом столе» его участники отмечали необходимость установления налоговых и финансовых преференций, расширения возможностей для развития северных предприятий водного транспорта, совершенствования портовой и инженерной инфраструктуры отрасли. Они обращали внимание на потребность в своевременном принятии нормативно-правовых актов, решении насущных организационных проблем.

На заседании были приняты рекомендации, которые будут представлены палатам российского парламента, Правительству РФ и направлены в органы государственной власти субъектов Федерации.