Обсуждаемые вопросы:
— какие новшества внесены во взаимоотношения федерального центра и регионов;
— где разумная грань самостоятельности регионов;
— какими будут возможности региональных органов власти к 2025 году.
Участники:
Сергей КАЛАШНИКОВ – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике
Сергей Калашников: «Первой точкой в реформах должен стать переход к стратегическому планированию».
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты», что с января прошлого года Временная комиссия Совета Федерации под его руководством начала формировать концепцию выхода из кризиса, в которой особое внимание было уделено регионам.
«Пора делать выводы из тридцатилетнего опыта провальной либерально-монетаристской политики», — считает сенатор.
В отличие от других альтернативных концепций, которые предполагают разовый резкий поворот и переход к новой модели по принципу «всё от противного», главная особенность предлагаемых изменений их так называемая «точечность». Следуя именно таким путём проб и ошибок, как считает Сергей Калашников, удастся избежать крупнейших провалов. По его мнению, все без исключения варианты — от «Глазьева до Кудрина» — умозрительно не могут дать определённого ответа: какие в реальности результаты принесет реализация тех или иных предложений.
Сергей Калашников убежден, что первой точкой в реформе региональной политики должен стать переход к стратегическому планированию, который уже закреплён законодательно, но в связи с кризисом ещё не осуществлён.
Парадокс в том, считает сенатор, что финансовых ресурсов в нашей стране хватает с избытком: денежный запас сегодня составляет сумму, сравнимую с объёмом годового ВВП, не менее 50 триллионов рублей. Однако политика Центробанка и Минфина, вероятно, диктуемая узковедомственными интересами, запирает эти громадные ресурсы в банках, высокая учётная ставка не позволяет использовать депозиты юридических и физических лиц по классической банковской схеме: вложили депозиты в производство — получили прибыль — выплатили проценты клиентам.
Убеждён парламентарий в том, что необходимо дать возможность регионам самостоятельно определять налоговую политику в пределах бюджетного федерализма: например, давать льготы сельхозпроизводителям, увеличивать долю от акцизных поступлений, предоставлять возможность налогового манёвра.
«Если будут реализованы наши предложения с учётом их публичного обсуждения, то рост может составить не 3–4 %, как предлагают наши либеральные оппоненты, а 7–8% минимум», — отметил Сергей Калашников.
Он подчеркнул, что не ставит целью доказать, что его предложения — единственно верный путь. Сенатор приглашает к обсуждению все заинтересованные стороны и стремится только к одному — учесть мнения всех социальных групп, так как убеждён: главное условие любых эффективных изменений в экономике — общественное согласие и минимум политической напряжённости.
«Революции в начале XXI века непредсказуемы, и непонятно, кто их конечный выгодоприобретатель», — резюмировал парламентарий.