Комитеты

А. Клишас: Законы о фейках и об ограничении информации, выражающей неуважение к обществу, защищают конституционные ценности

Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству направил ответ на экспертное заключение Совета по правам человека.


Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству подготовил ответ на экспертное заключение Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на законопроекты о фейках и об ограничении доступа к информации, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, а также соответствующие изменения в КоАП. По мнению Совета, документы неправомерно ограничивают свободу слова, предоставляют возможности для произвола конечного правоприменителя. СПЧ предлагал сенаторам отклонить их и отправить на доработку. Совет Федерации не согласился с позицией СПЧ, документы были одобрены на заседании СФ 13 марта.

Смотрите также

Предлагаемые изменения направлены на защиту таких конституционно защищаемых ценностей, как общественная нравственность, стабильность государственного управления

Председатель Комитета СФ Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
отметил, что распространение в интернете недостоверной общественно значимой информации и материалов, выражающих неуважение к Конституции РФ, общественным и государственным институтам, затрагивает права значительного числа граждан, указал сенатор. Проявление неуважения имеет своей целью распространение пренебрежительного отношения и недоверия к общественным и государственным институтам, что опосредованно дискредитирует любые решения, принимаемые государственными органами, умаляет авторитет правопорядка и допускает формирование отрицательного восприятия государства общественностью в отсутствие каких‑либо оснований. «Таким образом, предлагаемые изменения направлены на защиту таких конституционно защищаемых ценностей, как общественная нравственность, стабильность государственного управления, что в полной мере согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции РФ, а также статьёй 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

В части замечаний об избыточности предлагаемых изменений следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает ответственность за распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Сенатор подчеркнул, что изменениями предлагается ввести новый состав правонарушения, когда отсутствует конкретный потерпевший, а выражается неуважение к обществу и государству в целом. «Принимая во внимание различия в составе преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена действующим законодательством, и правонарушений, административную ответственность за совершение которых предлагается установить рассматриваемыми федеральными законами (объект, объективная сторона), поправки не являются избыточными». Механизм ограничения распространения недостоверной информации аналогичен существующей процедуре, действующей в отношении информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Рассматриваемый Федеральный закон предусматривает порядок принятия мер по ограничению доступа к сетевому изданию, в котором размещена недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка.

«Предлагаемые меры учитывают зарубежную практику регулирования вопросов распространения массовой информации, а также отвечают тенденциям совершенствования законодательства современных демократических государств», — указал парламентарий.