Взаимодействие с регионами

Концепция совершенствования взаимодействия в федеральном законодательном процессе

Утверждена Советом палаты Совета Федерации (протокол от 26 мая 2009 года № 10). 
Одобрена президиумом Совета законодателей (решение от 27 мая 2009 года)

Основными направлениями совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе являются:

  • выработка общих подходов при реализации своих полномочий в федеральном законодательном процессе; 
  • обеспечение учета мнений законодательных органов субъектов Российской Федерации при формировании и реализации федеральной законодательной политики; 
  • координация деятельности по правовому, аналитическому, информационному и организационному обеспечению их участия в федеральном законодательном процессе; 
  • анализ практики применения федерального законодательства в субъектах Российской Федерации в целях внесения совместных предложений по совершенствованию федерального законодательства; 
  • совместное внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) в порядке реализации права законодательной инициативы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов — консолидированных законодательных инициатив; 
  • совместная разработка проектов консолидированных законодательных инициатив; 
  • развитие системного информационного обеспечения их взаимодействия в федеральном законодательном процессе на основе использования современных информационных технологий; 
  • обмен опытом законотворческой деятельности. 

Утверждена Советом палаты Совета Федерации (протокол от 26 мая 2009 года № 10) 

Одобрена президиумом Совета законодателей (решение от 27 мая 2009 года)

Содержания

1. Общие положения.

2. Основные задача и направления совершенствования взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

3. Организация взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

4. Информационное обеспечение совершенствования взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

5. Заключение.

Настоящая Концепция разработана с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (2008 год) и совершенствования федерального законодательного процесса.

1. Общие положения

Преобразования политической системы, проводимые руководством страны, оказали значительное влияние на становление и развитие законодательного процесса в целом. Выстроенная на основе Конституции Российской Федерации система взаимоотношений между субъектами права законодательной инициативы позволила сформировать законодательство Российской Федерации, которое обеспечивает поступательное развитие Российского государства.

Вместе с тем отсутствие государственной системы мониторинга практики применения федеральных конституционных законов и федеральных законов не способствует качественному и оперативному обновлению федерального законодательства.

Важной задачей, стоящей перед Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), решение которой должно способствовать обеспечению баланса интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, является создание механизмов, позволяющих использовать результаты анализа правоприменительной практики для разработки законопроектов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации.

В связи с этим необходимо объединить усилия Совета Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее законодательные органы субъектов Российской Федерации) по анализу и обобщению правоприменительной практики и по внесению и совместной разработке законодательных инициатив, что позволит более полно использовать потенциал субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

Настоящая Концепция определяет основные задачу, принципы и направления совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе исходя из необходимости: участия в реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; выработки мер правового, информационного, организационного характера, способствующих наиболее полному учету мнений и опыта субъектов Российской Федерации при принятии федеральных законодательных актов.

Взаимодействие Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципов законности, равенства, коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, системности и прогнозирования.

В целях совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации могут заключаться соглашения между Советом Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе.

Основными участниками реализации настоящей Концепции являются:

  • Совет Федерации и его органы; 
  • законодательные органы субъектов Российской Федерации и их органы; 
  • Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей), президиум Совета законодателей, комиссии Совета законодателей. 
  • Правовую основу взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2009 года № 38рп-СФ «О взаимодействии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам законодательной деятельности», а также конституции (уставы), иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Положение о Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совете законодателей), соглашения между Советом Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе.

2. Основные задача и направления совершенствования взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

Основной задачей совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе является координация законодательной деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

Основными направлениями совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе являются:

  • выработка общих подходов при реализации своих полномочий в федеральном законодательном процессе; 
  • обеспечение учета мнений законодательных органов субъектов Российской Федерации при формировании и реализации федеральной законодательной политики; 
  • координация деятельности по правовому, аналитическому, информационному и организационному обеспечению их участия в федеральном законодательном процессе; 
  • анализ практики применения федерального законодательства в субъектах Российской Федерации в целях внесения совместных предложений по совершенствованию федерального законодательства; 
  • совместное внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) в порядке реализации права законодательной инициативы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов — консолидированных законодательных инициатив; 
  • совместная разработка проектов консолидированных законодательных инициатив; 
  • развитие системного информационного обеспечения их взаимодействия в федеральном законодательном процессе на основе использования современных информационных технологий; 
  • обмен опытом законотворческой деятельности. 

3. Организация взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

В рамках анализа практики применения федеральных конституционных законов и федеральных законов в субъектах Российской Федерации Совет Федерации постоянно осуществляет анализ и обобщение:

  • планов законотворческой деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации; 
  • предложений законодательных органов субъектов Российской Федерации о разработке законопроектов, а также текстов законопроектов, подготовленных ими для внесения в Государственную Думу; 
  • проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов, внесенных законодательными органами субъектов Российской Федерации в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы и находящихся на рассмотрении в Государственной Думе; 
  • обращений законодательных органов субъектов Российской Федерации, направленных на совершенствование федерального законодательства; 
  • решений парламентских ассоциаций, ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и их координационных советов; 
  • информационно-аналитических материалов, поступающих из субъектов Российской Федерации или предоставляемых членами Совета Федерации; 
  • решений Совета законодателей и президиума Совета законодателей.

На основании анализа и обобщения указанных материалов Центром мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центром мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Центр мониторинга права) готовятся следующие материалы:

  • перечень федеральных конституционных законов и федеральных законов, в которые необходимо внести изменения; 
  • перечень федеральных законов, которые необходимо принять; 
  • информация по вопросам, требующим законодательного решения. 

Подготовленные Центром мониторинга права материалы являются основой для ежегодного формирования проекта Программы законопроектной работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке проектов консолидированных законодательных инициатив (далее — проект Программы).

Координацию работы по формированию проекта Программы осуществляет первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — первый заместитель Председателя Совета Федерации).

Первый заместитель Председателя Совета Федерации направляет проект Программы в комитеты, комиссии Совета Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений. Полученные замечания и предложения по проекту Программы направляются первым заместителем Председателя Совета Федерации в Центр мониторинга права.

Проект Программы, доработанный Центром мониторинга права с учетом замечаний и предложений комитетов, комиссий Совета Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации, направляется первым заместителем Председателя Совета Федерации для согласования в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Согласованный проект Программы вносится первым заместителем Председателя Совета Федерации на одобрение президиума Совета законодателей. На заседание президиума Совета законодателей приглашаются полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации и статс-секретари — заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Одобренный президиумом Совета законодателей проект Программы вносится первым заместителем Председателя Совета Федерации на утверждение Совета Федерации. На заседании Совета Федерации определяются комитеты, комиссии Совета Федерации, которые совместно с комиссией Совета законодателей по вопросам координации законотворческой деятельности являются ответственными за разработку проектов консолидированных законодательных инициатив.

По инициативе Совета Федерации могут создаваться рабочие группы по разработке проектов консолидированных законодательных инициатив (далее — рабочие группы). В состав рабочей группы могут входить члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета законодателей, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъектов Российской Федерации, парламентских ассоциаций, ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

В процессе разработки проекта консолидированной законодательной инициативы ответственный комитет (комиссия) Совета Федерации и комиссия Совета законодателей по вопросам координации законотворческой деятельности могут проводить совместные мероприятия с законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Ответственный комитет (комиссия) Совета Федерации совместно с комиссией Совета законодателей по вопросам координации законотворческой деятельности осуществляет взаимодействие с Правительством Российской Федерации по согласованию проекта консолидированной законодательной инициативы для получения заключения Правительства Российской Федерации или при необходимости его предварительного отзыва, а также дорабатывает указанный проект с учетом замечаний Правительства Российской Федерации.

Ответственный комитет (комиссия) Совета Федерации вносит проект консолидированной законодательной инициативы на рассмотрение координационного совещания Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с председателями комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации (далее — координационное совещание).

На заседании координационного совещания заслушивается доклад ответственного комитета (комиссии) Совета Федерации и комиссии Совета законодателей по вопросам координации законотворческой деятельности о разработке проекта консолидированной законодательной инициативы и его согласовании с Правительством Российской Федерации.

По итогам рассмотрения проекта консолидированной законодательной инициативы на координационном совещании принимается решение о направлении указанного проекта в законодательные органы субъектов Российской Федерации для информации. Проект консолидированной законодательной инициативы направляется также в президиум Совета законодателей, который принимает решение о его одобрении и рекомендует законодательным органам субъектов Российской Федерации в установленном порядке присоединиться к указанному проекту в качестве субъекта права законодательной инициативы, назначить своего представителя при рассмотрении консолидированной законодательной инициативы Государственной Думой и в течение 45 дней направить соответствующее решение в Совет Федерации.

После получения решений законодательных органов субъектов Российской Федерации по проекту консолидированной законодательной инициативы он вносится ответственным комитетом (комиссией) Совета Федерации на рассмотрение Совета Федерации.

На заседании Совета Федерации при рассмотрении проекта консолидированной законодательной инициативы могут присутствовать члены Совета законодателей и члены рабочей группы.

По результатам рассмотрения проекта консолидированной законодательной инициативы Совет Федерации принимает решение о внесении консолидированной законодательной инициативы в Государственную Думу.

Представители Совета Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации представляют консолидированную законодательную инициативу на 
заседаниях комитетов Государственной Думы и на заседании Государственной Думы, участвуют в доработке консолидированной законодательной инициативы, осуществляемой профильным комитетом Государственной Думы, информируют Совет Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации о ходе рассмотрения консолидированной законодательной инициативы в Государственной Думе.

На заседании Совета Федерации при рассмотрении вопроса о федеральном законе, принятом Государственной Думой на основе консолидированной законодательной инициативы, могут присутствовать члены Совета законодателей, представители законодательных органов субъектов Российской Федерации и члены рабочей группы.

4. Информационное обеспечение совершенствования взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

В целях совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе целесообразно осуществлять системное информационное обеспечение законодательной деятельности, включающее:

  • оперативный обмен планами законотворческой деятельности, информацией о заключенных соглашениях между Советом Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе, информационно-аналитическими материалами по вопросам законодательной деятельности; 
  • обмен опытом по реализации федерального законодательства в субъектах Российской Федерации. 

В целях консолидации информации о законодательной деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации, осуществления автоматизированного сбора информации о законодательных инициативах законодательных органов субъектов Российской Федерации, получения статистических отчетов о законопроектах (по регионам, тематическим рубрикам, количеству законопроектов) используется подсистема «Единый каталог законодательных инициатив» специализированной информационной системы «Парламентский портал Российской Федерации» в сети Интернет (далее — Парламентский портал).

В целях проведения обсуждения законопроектов, определения отношения к ним институтов гражданского общества путем голосования используется раздел Парламентского портала «Конференции».

Для организации оперативного обмена информацией между Советом Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации используется подсистема хранения информации в виртуальных ячейках официального Интернет-сайта Совета Федерации, доступ к которым предоставлен пользователям в Совете Федерации и субъектах Российской Федерации.

Законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставляется доступ по выделенным каналам связи с компьютеров корпоративных сетей законодательных органов субъектов Российской Федерации к информационным ресурсам и системе корпоративной сети Совета Федерации.

5. Заключение

Итогом реализации настоящей Концепции должно стать создание механизмов:

  • качественного и оперативного обновления федерального законодательства на основе результатов анализа практики применения федеральных конституционных законов и федеральных законов в субъектах Российской Федерации;
  • решения проблем, требующих законодательного обеспечения. 

Москва, 2009 г.