Постановления СФ

О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Прогноз), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз подготовлен исходя из приоритетов, намеченных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, на базе анализа состояния и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации, с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Прогноз разработан в составе трех вариантов сценария: базового, консервативного и целевого, в которых взаимоувязаны первичные расходы федерального бюджета и нефтегазовые доходы, рассчитанные на основе постоянных в реальном выражении цен на нефть марки «Юралс» на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года.

Он учитывает факторы, ограничивающие потенциал экономического роста, связанные с демографическими тенденциями, динамикой мировой экономики, конъюнктурой

мировых товарно-сырьевых рынков при сохранении действия санкций в отношении Российской Федерации и ответных мер со стороны Российской Федерации.

В основу формирования проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов положен базовый вариант сценария. Прогнозируются ускорение темпов роста валового внутреннего продукта от 2,1 процента в 2018 году до 2,2 процента в 2019 году и 2,3 процента в 2020 году, стабильный рост экономики, базирующийся на увеличении инвестиций в основной капитал, использовании современных технологических решений. Предусматриваются продолжение реализации денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции с обеспечением значения инфляции на уровне 4 процентов, ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции, восстановление запасов материальных оборотных средств, рост реальной заработной платы, восстановление потребительского спроса, устойчивое развитие сельского хозяйства с учетом процессов импортозамещения, увеличение в валовом внутреннем продукте долей обрабатывающих производств, финансовой деятельности, оптовой и розничной торговли. Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации характеризуется общей позитивной тенденцией к устойчивому росту основных социально-экономических показателей и неоднородной динамикой результатов развития отдельных субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, придавая определяющее значение федеративным отношениям как основе политики регионального развития, отмечает, что в Прогнозе не в полном объеме определены факторы, обеспечивающие оптимизацию межрегиональной дифференциации и выравнивание социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, оценено воздействие мер экономической политики на региональном уровне на показатели инвестиционного спроса и экономической активности в целом. Кроме того, недостаточно четко обозначены факторы, с помощью которых возможно преодоление структурных

ограничений экономического роста, препятствующих ускорению динамичного и сбалансированного развития страны. Вместе с тем такое прогнозное исследование является важнейшим условием для выработки мер, обеспечивающих успешную реализацию государственной политики регионального развития.

Важным стимулом оживления экономической активности может стать снижение фискальной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Для подготовки предложений, касающихся системного правового регулирования неналоговых платежей, установленных для субъектов предпринимательской деятельности, Правительством Российской Федерации создана рабочая группа по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей. В ее работе принимают участие представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждение единого перечня указанных платежей, определение общих принципов их установления, исчисления и уплаты, отмена неэффективных платежей будут способствовать существенному улучшению условий ведения бизнеса.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о Прогнозе.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обращать особое внимание при разработке сценарных условий и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период на совокупность факторов и условий, определяющих меры федеральных органов государственной власти по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также на необходимость поэтапного снижения величины перекрестного субсидирования цен (тарифов) в электроэнергетике;

2) организовывать обсуждение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях обеспечения гармонизации процессов подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

3) обеспечить согласование инвестиционной и инновационной политики федерального центра и субъектов Российской Федерации на основе использования программно-целевых методов управления социально-экономическим развитием территорий и ведущих отраслевых комплексов экономики Российской Федерации;

4) продолжить совершенствование нормативно-правовой базы стратегического планирования в Российской Федерации и оптимизацию системы отчетности федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации документов стратегического планирования Российской Федерации;

5) завершить разработку и принятие документов стратегического планирования Российской Федерации, обеспечивающих единую систему стратегического планирования;

6) определить при разработке стратегии пространственного развития Российской Федерации механизмы взаимоувязки отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ с точки зрения согласования пространства и времени размещения соответствующей инфраструктуры;

7) обеспечить разработку и принятие стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года и других основополагающих документов стратегического планирования на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований;

8) осуществить внедрение следующих модифицированных инструментов, способствующих опережающему росту инвестиций: фабрики проектного финансирования, программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, государственно-частного партнерства на принципах инфраструктурной ипотеки;

9) осуществлять мониторинг реализации пилотных проектов в рамках мер, стимулирующих рост инвестиций в основной

капитал, с последующей подготовкой предложений по распространению практики успешных пилотных проектов в субъектах Российской Федерации;

10) подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части развития цифровой экономики и устранения административных барьеров в целях реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р;

11) осуществить мероприятия по созданию условий для дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих в целях обеспечения федеральных органов исполнительной власти кадрами, подготовленными к участию в разработке документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере социально-экономического прогнозирования;

12) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, направленных на исключение движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций в целях устранения рисков демотивации организаций в части приобретения нового оборудования и модернизации производства;

13) завершить разработку и принятие сценарных условий и основных параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с последующим представлением его участникам стратегического планирования в Российской Федерации для использования при разработке вариантов долгосрочных прогнозов по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития;

14) осуществить пересчет статистических показателей за период до 2015 года в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, введенных в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст;

15) рассмотреть вопрос о совершенствовании процесса социально-экономического прогнозирования в целях дальнейшей гармонизации показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и целевых индикаторов государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;

16) рассмотреть возможность разработки для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований методических рекомендаций по совершенствованию структуры государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, в которых уделить особое внимание мероприятиям проектного и процессного характера;

17) доработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:

о регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»;

о развитии Арктической зоны Российской Федерации.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать механизмы повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации с учетом имеющегося потенциала соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

5. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

10 октября 2017 года

№ 370-СФ