Постановления СФ

Об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям

Заслушав информацию директора Федеральной службы по финансовому мониторингу об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» создана эффективно действующая система по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию незаконных финансовых операций.

В указанной системе задействовано более 140 тыс. организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга.

В результате скоординированных действий Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), Центрального банка Российской Федерации и правоохранительных органов по исполнению законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям объем подозрительных трансграничных операций по сравнению с 2015 годом сократился на 12,5 процента.

В 2016 году было ликвидировано 12 «теневых» площадок. Общая сумма денежных средств, выявленных в схемах по обслуживанию «теневых» финансовых потоков, составила более 55 млрд. рублей, из которых около 6 млрд. рублей связано с выводом денежных средств за пределы Российской Федерации и 49 млрд. рублей – с их обналичиванием. Это стало возможным благодаря материалам, подготовленным Росфинмониторингом.

На основании сообщений о подозрительных операциях в 2016 году Росфинмониторингом проведено около 36 тыс. финансовых расследований. В результате согласованных действий с правоохранительными и надзорными органами сохранено 130,8 млрд. рублей и возвращено 47,4 млрд. рублей бюджетных средств, пресечено обналичивание 11,2 млрд. рублей. Кроме того, через федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» объем обналичивания денежных средств сократился почти в 10 раз, с 59 млрд. рублей до 6 млрд. рублей.

Передано в суд более 800 уголовных дел, возбужденных в том числе по материалам Росфинмониторинга, вынесено более 500 обвинительных приговоров, 96 из них – по статьям 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Организована работа по контролю за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, а также за операциями государственных компаний и иных организаций с государственным участием. Это повлияло на снижение негативных экономических последствий и коррупционных рисков в отраслях оборонно-промышленного комплекса. По поручениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации с использованием информации Росфинмониторинга в 2016 году было проверено более 1,3 тыс. предприятий оборонно-промышленного комплекса и организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа.

Активно применяется практика предупреждения хищений за счет своевременного информирования соответствующих органов и организаций для принятия превентивных мер.

В результате совместных действий участников системы контроля удалось сохранить денежные средства и предотвратить хищения на общую сумму около 5 млрд. рублей. Сумма возмещенного ущерба составила около 400 млн. рублей.

По материалам, предоставленным Росфинмониторингом, Федеральной антимонопольной службой принято решение о признании 90 юридических лиц виновными в нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации при проведении 18 электронных аукционов.

В целях противодействия финансированию международного терроризма в 2016 году совместно с правоохранительными органами проверено около 3,6 тысячи лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), запрещенной на территории Российской Федерации, и выявлены финансовые операции с их участием на общую сумму более 860 млн. рублей.

Совместно с партнерами по Содружеству Независимых Государств установлено более 800 лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к терроризму. В результате совместной работы удалось вскрыть финансовую активность около 140 членов террористических ячеек.

В рамках пресечения финансирования террористической деятельности для более 1,5 тысячи лиц закрыт доступ к финансовой системе Российской Федерации, а кредитными организациями заблокировано 28 млн. рублей средств клиентов.

Необходимо отметить, что ввод в легальный экономический оборот денежных средств, полученных преступным путем, подрывает «здоровые» рыночные механизмы, нарушает принципы экономической конкуренции субъектов экономической деятельности, демотивирует законопослушное экономическое поведение.

В связи с этим в целях повышения эффективности системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма необходимо дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в данной области.

В целом поддерживая деятельность Росфинмониторинга в сфере противодействия незаконным финансовым операциям, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию директора Федеральной службы по финансовому мониторингу об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 1120209–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части повышения защиты интересов государства при размещении государственными фондами и иными структурами государственных средств в кредитных организациях).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить процедуры внутригосударственного согласования проекта Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

2) ускорить принятие акта, направленного на определение порядка и сроков представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по запросам уполномоченных органов государственной власти;

3) ускорить реализацию пилотного проекта по осуществлению удаленной идентификации физических лиц, прошедших авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, для дистанционного получения ими банковских услуг с учетом необходимости в дальнейшем подготовки соответствующего проекта федерального закона и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

4) ускорить работу по подготовке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:

ратификацию Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма;

повышение эффективности привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма, а также привлечение к ответственности юридических лиц, участвующих в легализации доходов, полученных преступным путем;

обеспечение использования информации, полученной при проведении идентификации клиентов, для организаций, входящих в банковскую группу (банковский холдинг);

имплементацию в законодательство Российской Федерации рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;

совершенствование правового механизма приостановления проведения операций с электронными средствами платежа, осуществляемых в целях финансирования терроризма и (или) экстремистской деятельности.

4. Рекомендовать Росфинмониторингу активизировать межведомственное взаимодействие с иностранными подразделениями финансовой разведки в рамках Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств –участников Содружества Независимых Государств, а также с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

5. Рекомендовать Росфинмониторингу, Федеральной налоговой службе, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральному казначейству, Центральному банку Российской Федерации принять дополнительные меры по безусловному выполнению поднадзорными им организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части оценки степени (уровня) риска клиентов, идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов, определения источников происхождения денежных средств клиентов и выявления публичных должностных лиц.

6. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации сконцентрировать работу по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, предусмотренных статьями 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также связанных с финансированием терроризма, на вопросах обеспечения возмещения ущерба, причиненного этими преступлениями, и конфискации имущества, полученного в результате их совершения.

7. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации принять дополнительные меры по применению адвокатским и нотариальным сообществами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части взаимодействия адвокатов и нотариусов с Росфинмониторингом.

8. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с Росфинмониторингом проработать вопрос об оптимизации процедур получения наличных денежных средств в банках предприятиями сельскохозяйственной кооперации для закупки у населения дикоросов и сельскохозяйственной продукции с учетом реализации принципа «знай своего клиента» и при необходимости принять соответствующее решение в установленном порядке.

9. Предложить Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику по статьям 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях ее возможного совершенствования.

10. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
12 апреля 2017 года
№ 101-СФ