Документы

Постановление

О реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака о реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации является одним из необходимых условий успешного поступательного социально-экономического развития Российского государства в целом и предполагает сокращение чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов и различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности.

Принципы, цели, приоритетные задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации определены в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 года № 1166-р утвержден план реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года.

В рамках исполнения Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» продолжается формирование государственной системы стратегического планирования Российской Федерации, важнейшими элементами которой должны стать стратегия социально-экономического развития Российской Федерации (срок разработки – до 1 января 2018 года) и стратегия пространственного развития Российской Федерации (срок разработки – до 1 января 2019 года).

Концепция стратегии пространственного развития Российской Федерации утверждена Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козаком 22 мая 2017 года.

Министерством экономического развития Российской Федерации разработаны структура и содержание проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации, выявлены основные тенденции пространственного развития Российской Федерации, определены текущая специализация субъектов Российской Федерации, вызовы пространственного развития в долгосрочной перспективе, ведется работа по уточнению приоритетов пространственного развития Российской Федерации на основе анализа нескольких прогнозных сценариев, по определению перспективной специализации субъектов Российской Федерации и центров экономического роста.

Правительством Российской Федерации реализуются меры в сфере межбюджетных отношений, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и стимулирование их к наращиванию собственного экономического потенциала. В частности, распределенный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2018 год увеличен с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий с 20 до 30 процентов от общей суммы дотаций. При этом за счет дополнительных поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль организаций увеличен объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2018 год с 614,6 до 645,1 млрд. рублей (то есть на 30,5 млрд. рублей).

На период 2018–2020 годов предусмотрено ежегодное предоставление в объеме 20 млрд. рублей грантов субъектам Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий в целях стимулирования тех регионов, которые в последние годы добиваются высоких темпов роста экономики и налогового потенциала. Начиная с 2017 года предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере прироста подлежащего зачислению в федеральный бюджет налога на прибыль организаций в отчетном году по сравнению со среднегодовыми фактическими поступлениями указанного налога за два предыдущих года.

Важной мерой, направленной на повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, является утверждение Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 548 перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующего системный подход к оценке деятельности органов государственной власти, включающего оценку разных аспектов качества жизни граждан, а также оценку состояния дел в финансово-бюджетной сфере регионов.

В целях обеспечения эффективного решения задач и достижения целей государственной политики регионального развития Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака о реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Одобрить деятельность Правительства Российской Федерации по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) в рамках выполнения плана реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года:

обеспечить обсуждение проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими объединениями предпринимателей;

разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2018 году проекты федеральных законов, предусматривающих ограничение установления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в региональные и местные бюджеты, а также поэтапную отмену таких ранее установленных льгот или компенсацию из федерального бюджета выпадающих в связи с установлением таких льгот доходов региональных и местных бюджетов;

принять в 2018 году меры по исключению (минимизации) установленных на федеральном уровне требований, предопределяющих объемы расходов региональных и местных бюджетов на осуществление собственных расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, или отнесению таких полномочий к полномочиям Российской Федерации с последующим делегированием их исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет субвенций из федерального бюджета;

обеспечить участие высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке проектов стратегий социально-экономического развития макрорегионов;

обеспечить подготовку методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) предусмотреть в проекте стратегии пространственного развития Российской Федерации:

создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, являющегося, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации

от 31 декабря 2015 года № 683, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне (на среднесрочную перспективу);

указание о закреплении в документах, направленных на обеспечение реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации, системы показателей (индикаторов) решения задач государственной политики регионального развития Российской Федерации, позволяющих оценить динамику и результативность деятельности государственных органов в сфере реализации государственной политики регионального развития (с учетом ожидаемых результатов реализации государственной политики регионального развития, указанных в разделе IV Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года);

3) разработать порядок и методику оценки эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в целях совершенствования организационного и правового обеспечения их создания, функционирования и развития, в том числе в целях объективного формирования целевых и плановых параметров документов стратегического планирования, определения требуемых объемов ресурсного обеспечения за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников на реализацию мероприятий ускоренного социально-экономического развития соответствующих территорий, учитывая при разработке указанных порядка и методики замечания и предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) выработать на основе анализа результатов инвентаризации расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сопоставлении с объемами имеющихся у них финансовых ресурсов дополнительные меры по уменьшению дисбаланса между объемами расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и имеющимися объемами их финансового обеспечения, включая меры по установлению дополнительных источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе посредством передачи отдельных источников доходов бюджета с федерального уровня на региональный и местный уровни;

5) рассмотреть вопрос о подготовке на основе анализа результатов проведенной в Правительстве Российской Федерации инвентаризации полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований проекта федерального закона, предусматривающего внесение в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменений, направленных на уменьшение дисбаланса между объемами расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, и объемами имеющегося у них финансового обеспечения, а также на недопущение возможности включения в отраслевое законодательство норм, возлагающих дополнительные полномочия на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления без внесения соответствующих изменений в указанные федеральные законы;

6) продолжить работу по разграничению полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

7) обеспечить учет замечаний и предложений субъектов Российской Федерации при доработке Министерством финансов Российской Федерации методики оценки эффективности налоговых льгот и иных преференций, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, а также рассмотреть вопросы:

о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязанность налоговых органов предоставлять уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации сведения, необходимые для оценки эффективности указанных налоговых льгот и иных преференций;

о предоставлении уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации программного обеспечения, необходимого для использования указанной методики на основе сведений, предоставляемых налоговыми органами.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) провести анализ налоговых льгот и иных преференций, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе оценку их востребованности и экономического эффекта, с учетом утверждаемой Правительством Российской Федерации методики оценки эффективности указанных льгот и иных преференций, на основе проведенного анализа выработать меры по их оптимизации;

2) провести анализ практики реализации проектов государственно-частного партнерства на территории субъекта Российской Федерации, на основе указанного анализа выработать меры по повышению эффективности реализации таких проектов, а также направить в Правительство Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства.

5. Предложить Правительству Российской Федерации ежегодно информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, а также о результатах реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период

до 2025 года в рамках подготовки ежегодного доклада Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13.

6. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2019 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
15 декабря 2017 года
№ 527-СФ