Документы

Постановление

О государственной поддержке социально-экономического развития Чукотского автономного округа

Рассмотрев в рамках Дней Чукотского автономного округа в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 24–25 октября 2017 года, вопросы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Чукотский автономный округ является самым удаленным от основных промышленных центров субъектом Российской Федерации. Его территория полностью входит в Арктическую зону Российской Федерации. Для округа в наибольшей степени характерны специфические особенности районов Крайнего Севера, которые в том числе влияют и на вопросы организации местного самоуправления.

Территория Чукотского автономного округа богата полезными ископаемыми, такими как золото, серебро, каменный и бурый уголь, медь, олово, вольфрам, ртуть, нефть, природный газ и другие.

В основу реализуемой Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства Чукотского автономного округа от 16 июля 2014 года № 290-рп, положен кластерный принцип развития промышленного производства

с его концентрацией в двух зонах опережающего экономического роста – Чаун-Билибинской и Анадырской. К настоящему моменту успешно завершена реализация первого этапа Стратегии: на принципах государственно-частного партнерства в округ были привлечены крупные участники российского и мирового рынка золота, в округе созданы территории с особыми режимами предпринимательской деятельности – территория опережающего социально-экономического развития «Беринговский», свободный порт Владивосток, промышленный парк «Анадырь».

На региональном уровне предпринимаются значительные меры для сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера, в том числе поддержка традиционных видов хозяйствования – оленеводства и морского зверобойного промысла.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления Чукотского автономного округа при поддержке федеральных органов государственной власти эффективно обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в различных сферах жизнедеятельности, реализуют программы социально-экономического развития и успешно решают антикризисные вопросы социальной поддержки жителей округа. Все это способствует сохранению благополучия и политической, экономической, социальной стабильности в регионе.

Вместе с тем экстремальные природно-климатические условия Чукотского автономного округа, низкая плотность населения (менее 0,1 человека на 1 кв. километр), удаленность и труднодоступность населенных пунктов при площади территории 721,5 тыс. кв. километров, сложная транспортная схема (единственный круглогодично действующий вид транспорта – авиация), зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, товарно-материальных ценностей, продовольствия и товаров первой необходимости в короткий навигационный период, высокие стоимость энергоресурсов, уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги, издержки производства являются объективными факторами, негативно влияющими на социально-экономическое положение округа.

Обеспечение дальнейшего ускоренного социально-экономического развития Чукотского автономного округа с учетом его особенностей невозможно без развития инфраструктуры, создания современных условий проживания и трудовой деятельности населения. Учитывая региональную специфику, в том числе повышенные расходы, связанные с особыми условиями управления и хозяйствования в отдаленных и труднодоступных районах Крайнего Севера, особое значение приобретает вопрос сбалансированности бюджета Чукотского автономного округа.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 200303–6 «О любительском рыболовстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. РекомендоватьПравительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность внесения изменений в методики определения объема средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и государственной регистрации актов гражданского состояния, в части корректировки показателей, используемых при определении объема указанных средств федерального бюджета, в целях обеспечения учета особых природно-климатических и экономико-географических условий Чукотского автономного округа, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг;

рассмотреть возможность продления до 2027 года срока субсидирования за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием гражданам, проживающим в труднодоступных районах, экстренной медицинской помощи с применением санитарной авиации (до окончания срока действия договоров лизинга воздушных судов, приобретенных в рамках приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации»);

определить при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов источник финансирования строительства магистральной подводной волоконно-оптической линии связи по маршруту Петропавловск-Камчатский – Анадырь, а также источник финансирования ежегодной компенсации затрат операторов связи, работающих в Чукотском автономном округе, на доведение тарифов на услуги по доступу к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до средних по Дальневосточному федеральному округу на период до прокладки магистральной подводной волоконно-оптической линии связи.

3. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления государственной поддержки лицам, работающим в условиях Крайнего Севера, в том числе в Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденную приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2, в части начисления лицам в возрасте до 30 лет, родившимся в районах Крайнего Севера или прожившим в районах Крайнего Севера не менее 5 лет, надбавок и доплат для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере ста процентов с первого дня вступления в трудовые отношения.

4. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении мероприятий

по реконструкции аэропортового комплекса в городе Певеке

в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 319, учитывая, что территория городского округа Певек относится к территории свободного порта Владивосток.

5. РекомендоватьМинистерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов возможность оказания Чукотскому автономному округу финансовой помощи на развитие морского зверобойного промысла в рамках Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014–2020 годы», утвержденной постановлением правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 411;

рассмотреть вопрос о применении к регионам, расположенным в районах Крайнего Севера и включенным

в перечень субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации

от 26 января 2017 года № 104-р, повышающих коэффициентов, учитывающих экономико-географические особенности регионов, при распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе отрасли северного оленеводства, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;

рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов возможность расширения номенклатуры сельскохозяйственной техники, производителям которой предоставляются субсидии из федерального бюджета, за счет включения в нее специализированной техники, используемой в северном оленеводстве.

6. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 2018 год для Чукотского автономного округа.

7. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию ДальнегоВостока и Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 366, мероприятий по реконструкции объекта «ПС 110 кВ Валунистый»,

а также по строительству объектов «ВЛ 110 кВ Анадырская – Валунистый», «ПС 110 кВ Анадырская».

8. Рекомендовать Федеральному агентству по делам национальностей ускорить доработку проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», предусматривающего создание федерального реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционное хозяйствование.

9. Рекомендовать органам государственной власти Чукотского автономного округа:

продолжить подготовку и направление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах муниципальных образований Чукотского автономного округа;

представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти финансово-экономические обоснования, необходимые для реализации рекомендаций, содержащихся

в пунктах 2–7 настоящего постановления;

представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заявку на предоставление Чукотскому автономному округу финансовой помощи на развитие морского зверобойного промысла в рамках Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014–2020 годы».

10. Рекомендовать Думе Чукотского автономного округа разработать и направить в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации проекты законодательных инициатив:

о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части повышения показателя численности населения упраздняемых поселений, расположенных на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в части возможности установления особенностей организации и осуществления местного самоуправления в труднодоступных и отдаленных местностях;

о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления права субъектов Российской Федерации вводить единые требования к видам деятельности, при осуществлении которых реализуются региональные инвестиционные проекты, в целях применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и (или) по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении как налогоплательщиков, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов, так и налогоплательщиков, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

о внесении изменения в часть 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

в части включения в число оснований для закупки товаров и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществления закупки товаров и услуг, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утверждаемый законом субъекта Российской Федерации;

о внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до 1 января 2027 года;

о внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации в части разрешения разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр в целях производства строительных материалов в границах водоохранных зон водных объектов, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации.

11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

12. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2019 года.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

14. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

8 ноября 2017 года

№ 417-СФ