Документы

Постановление

Об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации

Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусмотрены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р.

Несмотря на снижение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, отмечаются определенные позитивные результаты в ее развитии: улучшаются условия содержания осужденных лиц, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

В соответствии с указанной Концепцией совершенствуются нормативно-правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы. Вместе с тем, как было отмечено в указанной Концепции, несмотря на общее снижение численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проблема переполнения следственных изоляторов в настоящее время полностью не решена, что ведет в отдельных учреждениях к ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

Помимо этого, сложной остается ситуация с привлечением осужденных к труду. Большинство учреждений уголовно-исполнительной системы не имеют возможности обеспечить рабочими местами даже половину осужденных, в результате чего последние не могут приобретать необходимые им продукты и промышленные товары, а также возмещать потерпевшим вред, причиненный преступлением. Кроме того, недостаточно эффективно функционирует система ресоциализации осужденных.

Сохраняется проблема организации медико-психологической реабилитации осужденных. В связи с низкой оплатой труда отмечается дефицит медицинских работников, а также штатных психологов. Существующая нагрузка на психологов не позволяет проводить адресную индивидуальную работу, направленную на ресоциализацию и формирование у осужденных ответственности за свои поступки, что осложняет реализацию Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части сокращения рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы.

По состоянию на 1 июня 2017 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось (включая следственные изоляторы): 48 385 женщин; 2 588 несовершеннолетних (в том числе осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных для дальнейшего отбывания наказания в воспитательных колониях, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет); 20 224 инвалида.

Отбывание наказания в местах лишения свободы осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами имеет ряд особенностей.

В первую очередь это касается возможности осужденных к лишению свободы женщин видеться с семьей, особенно с детьми. Определенные позитивные шаги в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы, предпринимаются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 15 ноября 2016 года № 24-П признал отдельные положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания. Реализация указанного постановления должна послужить основой для совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в сфере обеспечения соблюдения прав осужденных на свидания с семьей.

Привлечение инвалидов к труду требует специального оснащения (оборудования) рабочих мест с учетом имеющихся у них нарушений здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, что является одной из причин того, что занятость этой категории осужденных не обеспечивается в полной мере.

Серьезной проблемой остается постпенитенциарное сопровождение несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период осенней сессии 2017 года проекта федерального закона № 156203–7 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (в части предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях либо на строгом режиме).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать проект федерального закона, направленного на установление возможности создания изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, не только при исправительных учреждениях, но также и в местах привлечения осужденных к труду в другой местности в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой расположено исправительное учреждение;

предусмотреть в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297, финансирование мероприятий по адаптации помещений в исправительных учреждениях для отбывающих наказание осужденных инвалидов.

4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации:

подготовить предложения по улучшению условий содержания в местах лишения свободы осужденных беременных женщин, а также женщин, имеющих детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений, и внести их в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

подготовить с учетом практики применения части первой статьи 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, направленные на конкретизацию условий совместного проживания осужденных женщин с детьми, и внести их в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

изучить возможность увеличения возраста детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений, и внести предложения в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

представить в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности предложения по внесению изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях перевода положительно характеризующихся осужденных из воспитательных колоний в колонии-поселения;

представить в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях законодательного закрепления предоставления несовершеннолетним и инвалидам, которые задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, улучшенных материально-бытовых условий.

5. Рекомендовать Федеральной службе исполнения наказаний:

принять меры по трудоустройству осужденных беременных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы (за исключением случаев наличия у них медицинских противопоказаний), в целях получения ими социальных пособий, связанных с беременностью и родами;

повысить эффективность работы психологических служб учреждений уголовно-исполнительной системы;

принять меры по улучшению материально-бытовых условий нахождения подозреваемых и обвиняемых женщин с детьми в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

принять меры по улучшению условий содержания в местах лишения свободы осужденных инвалидов с учетом имеющихся у них нарушений здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, в том числе по адаптации помещений для осужденных инвалидов;

подготовить предложения по повышению размера оплаты труда медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до среднего по субъекту Российской Федерации;

обеспечить завершение строительства следственного изолятора «Кресты-2» в городе Санкт-Петербурге к 31 декабря 2017 года.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

реализовать меры, направленные на оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации в рамках выполнения Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 года № 410-р;

принять меры по выработке и проведению скоординированных действий всех учреждений и органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на недопущение распространения элементов криминальной идеологии в среде несовершеннолетних, на контроль за распространением информации в медиа-пространстве, в том числе по проведению мониторинга сайтов и публикаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

обеспечить возможность получения инвалидами, освободившимися из мест лишения свободы, своевременной медицинской помощи, в том числе паллиативной медицинской помощи, в амбулаторных и стационарных условиях;

разработать и принять комплекс мер по стимулированию работодателей к обеспечению трудовой занятости осужденных, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;

оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в создании условий для трудовой адаптации осужденных женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2018 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
25 июля 2017 года
№ 343-СФ