Документы

Постановление

О реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции

Заслушав информацию Министра промышленности и торговли Российской Федерации о реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Незаконный оборот промышленной продукции является острейшей проблемой, затрагивающей интересы всего общества и препятствующей развитию как отдельных отраслей экономики, так и промышленности в целом.

Высокая доля нелегальной продукции в общем обороте промышленной продукции отрицательно сказывается на ее качестве, приводит к ощутимым потерям бюджетной системы Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей и снижает инвестиционную привлекательность национальной экономики.

В ряде отраслей вопрос незаконного оборота промышленной продукции стоит особенно остро. Это пищевая, легкая, фармацевтическая и медицинская, топливная, автомобильная, химическая промышленность, индустрия детских товаров и машиностроение.

Сложившаяся ситуация вызвана недостаточной эффективностью осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, функционирования судебной системы, наличием высоких коррупционных рисков, низким уровнем предпринимательской этики, низким уровнем доходов основной массы населения и, как следствие, низким уровнем покупательской способности, неразвитостью общественного контроля.

Функции государственного регулирования и надзора за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота товаров, в том числе на приграничных территориях, в Российской Федерации осуществляются более чем двадцатью государственными органами. Среди них Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, таможенные органы Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации и другие.

В целях совершенствования государственного управления в этой сфере и проведения более системной политики по защите внутреннего рынка Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» образована Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее – Государственная комиссия), основными задачами которой являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а также мониторинг и оценка ситуации в этой сфере.

Аналогичные комиссии образованы во всех субъектах Российской Федерации.

В рамках деятельности Государственной комиссии подготовлена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 2592-р.

Ведется работа по совершенствованию законодательства в данной сфере, внедрению систем мониторинга движения товаров, координации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, предпринимательского сообщества и потребителей по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Немаловажная роль в вопросах противодействия незаконному обороту промышленной продукции отведена международному сотрудничеству. В связи с созданием Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) любые решения государств – членов ЕАЭС должны реализовываться в условиях единого экономического пространства. С учетом отсутствия границ внутри ЕАЭС и свободного движения товаров каждый участник ЕАЭС является гарантом защиты общего рынка.

По примеру Государственной комиссии аналогичные структуры действуют в Республике Армения, Республике Белоруссия и Республике Казахстан. Подписаны совместные заявления о взаимодействии в этой сфере с Республикой Армения и Республикой Белоруссия. 26 мая 2017 года на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в городе Казани подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции.

Ведется большая работа по формированию единой системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, которая должна быть выстроена как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Проводимый Государственной комиссией анализ выявил, что ужесточение ответственности за незаконный оборот промышленной продукции не всегда позволяет достичь ожидаемого превентивного результата. Наиболее эффективными в этом случае являются совершенствование механизмов выявления и привлечения к ответственности виновных лиц, внедрение в приоритетном порядке именно системных мер по снижению объемов незаконного оборота промышленной продукции, в частности маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Государственная комиссия для достижения поставленных задач использует результаты работы автономной некоммерческой организации «Российская система качества».

Однако, несмотря на отмеченные положительные тенденции, значительного сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции не произошло, а по ряду направлений отмечается его рост.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра промышленности и торговли Российской Федерации о реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 125667–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств для ветеринарного применения»;

№ 126869–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет);

№ 206545–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продолжить работу по созданию единой системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации;

2) обеспечить в краткосрочной перспективе возможность введения обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в отраслях с высокой долей незаконного оборота промышленной продукции;

3) обеспечить электронный обмен данными в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также совершенствование статистического учета в этой сфере;

4) ускорить подготовку проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О техническом регулировании“ в части введения правовых механизмов признания недействительными сертификатов соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, выданных с нарушением требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, а также в случаях удовлетворения судом иска о принудительном отзыве продукции из оборота и выдачи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предписания о приостановке реализации потенциально опасной продукции;

5) ускорить подготовку проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности;

6) разработать дополнительные меры, направленные на совершенствование государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции в целях снижения избыточных административных барьеров для реализации легальной продукции, уменьшения издержек добросовестных участников рынка и формирования цивилизованной модели потребления алкогольной продукции, предусмотрев:

введение дифференцированного подхода к регулированию алкогольной отрасли в части установления требований к участникам рынка, предусмотрев в том числе дифференциацию размера государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;

упрощение порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

7) рассмотреть возможность использования результатов исследований, проводимых автономной некоммерческой организацией «Российская система качества», при реализации контрольно-надзорных функций, в том числе с применением риск-ориентированного подхода;

8) установить в Российской Федерации празднование Всемирного дня качества в целях поддержки и развития деятельности, направленной на повышение качества промышленной продукции;

9) инициировать внесение изменений в технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в целях перенесения строительно-дорожных машин в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации;

10) обеспечить временное введение лицензирования импорта в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, колес из алюминия, классифицируемых кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 8708 70 500 9, происходящих с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, при помещении их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

11) разработать следующие меры, направленные на снижение объемов незаконного оборота продукции нефтяной промышленности:

создать единый реестр надежных производителей моторных топлив, соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», и организаций, осуществляющих их хранение и реализацию;

усилить контроль за деятельностью грузополучателей нефтяного сырья, не включенных в реестр проектируемых, строящихся, реконструируемых и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации, и государственный реестр опасных производственных объектов, ведение которого осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

ввести обязательную отчетность по объемам закупки, хранения и отпуска автомобильного топлива для всех предприятий мелкооптовой (нефтебазы) и розничной (автозаправочные станции) торговли нефтепродуктами вне зависимости от численности сотрудников;

12) реализовать комплекс мер по внедрению процедуры нотификации органов по оценке соответствия, выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, в том числе подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части введения определения понятия «нотификация» и наделения Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению порядка проведения нотификации органов по оценке соответствия сертифицируемой продукции;

13) разработать меры, направленные на повышение эффективности контрольно-надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части выявления и пресечения незаконного оборота промышленной продукции.

4. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

1) активизировать деятельность комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации;

2) уделять особое внимание подготовке и реализации мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территориях субъектов Российской Федерации, в особенности мер по профилактике незаконного оборота промышленной продукции и работе с бизнес-сообществом и потребителями;

3) предусмотреть возможность включения в состав комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

4) организовать в субъектах Российской Федерации контроль за соблюдением требований об обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками изделий из натурального меха, координацию деятельности контрольно-надзорных органов, развитие различных форм общественного контроля и освещение результатов такого контроля в средствах массовой информации.

5. Рекомендовать Евразийской экономической комиссии:

1) ускорить работу по внедрению систем маркировки промышленной продукции контрольными (идентификационными) знаками во всех государствах – членах ЕАЭС;

2) поддержать инициируемые Российской Федерацией предложения о внесении изменений в технические регламенты Таможенного союза в части устранения условий, способствующих осуществлению незаконного оборота промышленной продукции, в том числе производству и распространению фальсифицированной продукции;

3) продолжить гармонизацию системы управления рисками и обеспечить единообразное ее применение в рамках проведения таможенного контроля на территории ЕАЭС.

6. Рекомендовать членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации войти в состав комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации, представителями которых они являются.

7. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству подготовить совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предложения по внесению изменений:

1) в Уголовный кодекс Российской Федерации в части дополнения статьей 2382, предусматривающей уголовную ответственность за производство в целях сбыта, ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта либо реализацию фальсифицированной пищевой продукции, совершенные в крупном размере, а также за аналогичные деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в особо крупном размере, либо за те же деяния, если они совершены при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания;

2) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения статьей 14.71, предусматривающей административную ответственность за производство в целях сбыта, ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта либо реализацию фальсифицированной пищевой продукции, в том числе если они совершены при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, а также за их повторное совершение.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
12 июля 2017 года
№ 232-СФ