Документы

Постановление

О государственной поддержке социально-экономического развития Архангельской области

Рассмотрев в рамках Дней Архангельской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 23–24 мая 2017 года, вопросы социально-экономического развития Архангельской области, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Архангельская область – самый северный субъект Российской Федерации, учитывая территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

Географические и исторические факторы способствовали тому, что область сегодня является в Арктической зоне Российской Федерации наиболее обжитой территорией, имеющей развитую промышленную инфраструктуру, значительный кадровый и технологический потенциал. Здесь расположены городская агломерация, самый северный космодром России Плесецк, крупнейшие судоверфи, работают федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова», федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П.Лаверова Российской академии наук».

Основа экономики Архангельской области – диверсифицированный промышленный сектор, доля продукции которого в валовом региональном продукте составляет 30 процентов.

Наиболее значимыми являются судостроительный и лесопромышленный комплексы. Образован инновационный судостроительный кластер. Архангельская область исторически известна как крупный поставщик продукции лесопромышленного комплекса. На ее территории производятся около 30 процентов картона, более 10 процентов бумаги, около 8 процентов пиломатериалов, более 20 процентов древесных гранул. Поэтому здесь образован первый в России лесопромышленный кластер, объединивший предприятия лесной отрасли, научные и образовательные организации, транспортные компании. В области активно формируется биоресурсный кластер.

Предприятия и организации Архангельской области активно участвуют в проектах по освоению Арктики. Так, более 70 компаний задействованы в разработке Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

За последние 10 лет в Архангельской области введено около 3 млн. кв. метров жилья.

Географическое положение Архангельской области определяет перспективы развития арктического туризма. Архангельская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по количеству памятников истории и культуры. Особо привлекают туристов Соловецкий архипелаг с памятниками, включенными в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, крупнейший в Европе Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», а также самые большие и многочисленные в европейской части России Пинежские пещеры. Сохранились многие православные святыни, среди которых особое место занимает Соловецкий монастырь.

Вместе с тем существуют проблемы, замедляющие темпы социально-экономического развития области, среди которых повышенные расходы, связанные с особыми условиями хозяйствования на северных территориях, недостаточный уровень развитости транзитного транспортного потенциала, малая степень разведки запасов полезных ископаемых, низкий уровень использования расчетной лесосеки, превышение темпов роста расходов консолидированного бюджета Архангельской области над темпами роста его доходов, увеличение объема государственного долга Архангельской области.

С учетом вышеизложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о заключении меморандума между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о реализации проектов, предусматривающих строительство глубоководного района морского порта Архангельск и железнодорожной магистрали «Белкомур»;

2) предусмотреть при разработке проектов новых государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие транспортной системы Российской Федерации и социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, возможность финансирования мероприятий по строительству глубоководного района морского порта Архангельск с учетом развития Северного морского пути и проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур»;

3) рассмотреть на заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации вопрос об учете особых природно-климатических и экономико-географических факторов субъектов Российской Федерации, характерных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приводящих к повышенным по сравнению с другими субъектами Российской Федерации показателям бюджетных расходов, при определении расчетного объема расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года № 632 «О подготовке и заключении договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства» и от 25 мая 2017 года № 633 «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов» в части возможности закрепления и предоставления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели при осуществлении рыболовства на среднетоннажных и малотоннажных судах в Северном рыбохозяйственном бассейне, а также участия в реализации инвестиционных проектов группы лиц (ассоциации рыболовецких колхозов) с последующей регистрацией объектов инвестиций в их долевую собственность;

5) рассмотреть с учетом решений Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации вопросы об увеличении объемов финансирования за счет федерального бюджета мероприятий, осуществляемых на территории Архангельской области в рамках программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года № 2145-р, а также о возможности оказания финансовой поддержки бюджету Архангельской области за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на завершение строительства здания общеобразовательной организации в селе Красноборск Красноборского района.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при разработке с участием открытого акционерного общества «Российские железные дороги» проекта новой государственной программы Российской Федерации, направленной на развитие транспортной системы Российской Федерации, предусмотреть возможность частичного финансирования с 2023 года проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» за счет средств федерального бюджета на срок действия концессионного соглашения, включая обеспечение платы концедента.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при участии акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рассмотреть вопрос о разработке системы компенсационных мер в целях снижения финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, связанной с необходимостью обеспечения установленных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки предложений о включении в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации территорий муниципальных образований «Пинежский муниципальный район» и «Лешуконский муниципальный район».

5. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть с учетом решений Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации вопрос о целесообразности подготовки предложений по внесению изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, в части установления для субъектов Российской Федерации, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и включенных в перечень субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 104-р, повышающих коэффициентов, применяемых при расчете размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам указанных субъектов Российской Федерации, а также увеличения доли средств федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат в общем размере прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, приобретение техники и оборудования.

6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

1) рассмотреть предложения Архангельской области о внесении изменений в Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838, в части включения в формулу определения размера субвенций показателя, определяющего объем средств на проведение лесоустроительных работ, составление лесного плана и лесохозяйственных регламентов лесничеств или внесение в них изменений;

2) рассмотреть вопрос о включении на 2018 год в перечень объектов государственного заказа на выполнение геолого-разведочных работ за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы 1 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 322, прогнозно-поисковых работ на алмазы в пределах Ручьевской и Солзенской площадей, разработки геолого-геофизического комплекса поисков слабомагнитных кимберлитовых трубок в Зимнебережном алмазоносном районе.

7. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос об отнесении Соловецкого архипелага к объектам культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места, относящегося к религиозно-историческим местам.

8. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проанализировать нормы федеральных законов «О государственной социальной помощи» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в целях рассмотрения вопроса об исключении льготного обеспечения лекарственными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и отказавшихся от предоставления социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

9. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации рассмотреть вопрос об определении Архангельской области в качестве площадки для реализации пилотного проекта по оказанию медико-социальной помощи с применением экзоскелетных конструкций, в том числе на базе центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, получившим травму вследствие несчастного случая на производстве.

10. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов строительства лечебно-диагностического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская детская клиническая больница имени П.Г.Выжлецова», больницы на 15 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в рабочем поселке Обозерском, больницы на 45 коек в поселке Березнике.

11. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) оказать содействие в реализации на территории Архангельской области пилотного проекта по внедрению в практику медицинской реабилитации методики применения экзоскелетных конструкций в целях последующего ее включения в порядки и клинические рекомендации (протоколы) оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации при заболеваниях центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата;

2) рассмотреть вопрос о целесообразности разработки профессионального стандарта «Врач физической культуры и медицинской реабилитации» с включением в него трудовых функций по подбору технических средств реабилитации с учетом индивидуальных особенностей организма и течения заболевания.

12. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с органами государственной власти Архангельской области рассмотреть следующие вопросы:

1) о целесообразности внесения изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 года № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», предусматривающих дифференцированный подход к применению установленных указанным приказом требований;

2) о целесообразности подготовки предложений по внесению изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295, в части возможности расходования средств субсидий из федерального бюджета на строительство, капитальный ремонт или реконструкцию объектов образовательных организаций в период софинансирования указанных мероприятий, включая календарный год, предшествующий году ввода этих объектов в эксплуатацию.

13. Рекомендовать органам государственной власти Архангельской области:

1) продолжить подготовку и направление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах муниципальных образований Архангельской области;

2) представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

финансово-экономическое обоснование проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» в целях его частичного финансирования с 2023 года за счет средств федерального бюджета на срок действия концессионного соглашения, включая обеспечение платы концедента;

перечень и финансово-экономическое обоснование мероприятий по строительству глубоководного района морского порта Архангельск для включения в проекты новых государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие транспортной системы Российской Федерации и социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

предложения о внесении в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670, изменений, позволяющих учитывать особые природно-климатические и экономико-географические факторы субъектов Российской Федерации, характерные для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при определении расчетного объема расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

предложения по установлению компенсационных мер, направленных на снижение финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, связанной с необходимостью обеспечения установленных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

финансово-экономическое обоснование включения в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов строительства объектов, указанных в пункте 10 настоящего постановления.

14. Рекомендовать Архангельскому областному Собранию депутатов разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:

1) о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направленных на исключение льготного обеспечения лекарственными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и отказавшихся от предоставления социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предоставления юридическим и физическим лицам, использующим в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, права распоряжаться полученной в результате рубок лесных насаждений древесиной на основании договоров купли-продажи без проведения аукционов.

15. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

16. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

18. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
14 июня 2017 года
№ 168-СФ