Документы

Постановление

О деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками в 2013–2016 годах

Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками в 2013–2016 годах, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В непростых макроэкономических и внешнеполитических условиях, связанных с действием финансовых санкций, структурными ограничениями российской экономики, ее отрицательными темпами роста, деятельность Банка России обеспечила устойчивость финансовых рынков, доверие экономических агентов к финансовой системе и национальной валюте, а также снижение инфляции до 5,4 процента.

Значимыми итогами работы Банка России в 2013–2016 годах стали активное внедрение регуляторных новаций, отвечающих требованиям Базельского комитета по банковскому надзору, принятие и внедрение Кодекса корпоративного управления, высокая активность по очищению секторов рынка от недобросовестных участников, создание современной инфраструктуры финансового рынка, отвечающей международным стандартам, запуск национальной платежной системы «Мир», а также системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Кроме того, проведено полное переформатирование отдельных видов деятельности, таких как страховая деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов и микрофинансовых организаций, актуарная деятельность и деятельность кредитных рейтинговых агентств. Создается система пруденциального надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Совершенствуется система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также защита прав потребителей и инвесторов в отношениях с участниками финансового рынка. Повышается доступность финансовых продуктов и услуг, обеспечивается эффективное взаимодействие с участниками финансового рынка по вопросам развития и регулирования отрасли.

Формируются подходы, определяющие переход к пропорциональному регулированию на рынках кредитных и некредитных финансовых организаций, а также дополнительные механизмы финансового оздоровления кредитных организаций. Внедрение пропорционального регулирования позволит кредитным организациям с различным размером капитала сохранять конкурентные преимущества за счет применения дифференцированного подхода к их регулированию и надзору за ними, соразмерному принимаемым кредитными организациями рискам.

Наметился переход от структурного дефицита ликвидности банковского сектора к его профициту, что создает благоприятные условия для снижения стоимости кредитных ресурсов на финансовых рынках.

Удовлетворяя потребности кредитных организаций в ликвидности, Банк России успешно проводит операции по ее предоставлению, а в случае избытка ликвидности – операции по ее абсорбированию, в том числе обеспечивая стабильность на валютном рынке при проведении продажи крупных пакетов акций, находящихся в государственной собственности. Вместе с тем при «сворачивании» постоянно действующих инструментов регулирования ликвидности необходимо и в дальнейшем сохранять экстренные каналы ее предоставления в целях оперативного предотвращения значительных колебаний уровня ликвидности, тем самым поддерживая стабильность банковской системы.

Значительное ослабление обменного курса рубля в 2014–2015 годах, снижение качества активов кредитных организаций потребовали дополнительного привлечения капитала в банковскую систему в целях сохранения ее устойчивости и достаточности капитала на уровне, соответствующем регуляторным требованиям. Проведенная в 2015 году докапитализация банковской системы за счет средств федерального бюджета более чем на 800 млрд. рублей в целом обеспечила решение этой задачи, а также поддержала кредитование хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем необходимо отметить, что в банковском секторе пока не сформировался эффективный механизм использования ресурсов банковской системы для наращивания инвестиционной активности экономических агентов.

Одной из наиболее актуальных проблем в экономике остается доступное кредитование реального сектора экономики.

В связи с этим проводимые Банком России структурные изменения в денежно-кредитной политике, регулировании финансовых рынков должны быть направлены в том числе на создание условий для привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики и повышение конкурентоспособности банковского сектора, которые обеспечат долгосрочный экономический рост.

Эта задача нашла отражение в подготовленных впервые и одобренных Советом директоров Банка России Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов, которые носят межсекторальный характер и формируют вектор развития российского финансового рынка в среднесрочной перспективе.

В целях защиты прав и законных интересов граждан Банку России необходимо усилить контрольные и надзорные функции в секторах финансового рынка, имеющих повышенную социальную значимость для массовых потребителей финансовых услуг: потребительское кредитование кредитными и микрофинансовыми организациями, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, деятельность по возврату просроченной задолженности.

В настоящее время субъекты Российской Федерации для финансирования дефицитов своих бюджетов привлекают кредиты от кредитных организаций. При этом кредитные организации предоставляют кредиты субъектам Российской Федерации на тех же условиях, что и хозяйствующим субъектам, несмотря на то, что субъекты Российской Федерации являются более надежными заемщиками, так как имеют финансовую поддержку из федерального бюджета.

Банку России необходимо разработать меры нормативно-правового регулирования, направленные на снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым субъектам Российской Федерации кредитными организациями. В то же время субъектам Российской Федерации целесообразно расширить практику заимствований на рынке облигаций.

Для поддержания доверия между экономическими агентами на финансовых рынках при осуществлении нормативно-правового регулирования следует активнее использовать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале, в качестве базовых показателей при оценке способности юридических лиц и публично-правовых образований исполнять принятые на себя финансовые обязательства.

В условиях ускоренного развития информационно-коммуникационных технологий в финансовом секторе активизировали деятельность трансграничные преступные группы, занимающиеся как прямыми хищениями финансовых ресурсов, так и созданием специальных программных средств, нарушающих функционирование всей финансовой инфраструктуры, что является одним из источников внешних угроз национальной безопасности государства.

Банк России должен поддерживать высокий профессиональный уровень своих сотрудников, занимающихся внедрением информационных технологий в финансовом секторе, повышать системные требования к уровню информационной безопасности субъектов финансового рынка.

Обеспечивая ценовую и финансовую стабильность, Банку России совместно с Правительством Российской Федерации необходимо проводить согласованную денежно-кредитную и экономическую политику, гарантирующую стабильность российской экономики, устойчивое повышение темпов ее роста вне зависимости от внешних ограничений.

В целом поддерживая деятельность Банка России по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками, а также учитывая необходимость дальнейшего совершенствования и развития российского финансового рынка, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками в 2013–2016 годах.

2. Рекомендовать Банку России:

принять меры, включая меры нормативно-правового характера, направленные на улучшение условий привлечения субъектами Российской Федерации заимствований, в том числе через расширение облигационных заимствований, снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым кредитными организациями субъектам Российской Федерации;

продолжить работу по выявлению и пресечению незаконных схем вывода капиталов за пределы Российской Федерации;

продолжить работу по дальнейшему развитию национальной платежной системы «Мир», предусмотрев меры по повышению ее доступности, конкурентоспособности и привлекательности для кредитных организаций и граждан;

ускорить включение кредитных рейтинговых агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, чья методология по осуществлению рейтинговой деятельности данного типа кредитных организаций прошла проверку Банком России на соответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в перечень кредитных рейтинговых агентств, чьи кредитные рейтинги эмитента (выпуска) ценных бумаг используются при принятии решений о включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России, а также используются в качестве критерия для включения в Ломбардный список Банка России ценных бумаг, выпускаемых в рамках программ облигаций, а не отдельных выпусков облигаций;

определить порядок раскрытия информации, полученной в результате осуществления надзорных функций, о кредитной организации с ее согласия;

разработать упрощенную форму публикуемой отчетности кредитной организации, позволяющей потребителям финансовых услуг принимать ответственные решения с учетом финансовых показателей деятельности этой кредитной организации;

подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах в части наделения Банка России дополнительными полномочиями по установлению требований к порядку ведения негосударственными пенсионными фондами аналитического персонифицированного учета;

определить требования к стандартизации саморегулируемыми организациями порядка взаимодействия негосударственных пенсионных фондов и граждан в части оказываемых им услуг;

усилить контроль за деятельностью страховых медицинских организаций с целью повышения эффективности их деятельности.

3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 66477–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания многоуровневой банковской системы);

№ 66499–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций);

№ 997129–6 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и Федеральный закон „Об аудиторской деятельности“, рассмотрев целесообразность передачи регулирования и надзора за аудиторскими компаниями, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовых организаций, Банку России;

№ 47538–6/10 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрев возможность разрешения уступки денежного требования по государственным (муниципальным) контрактам третьему лицу;

№ 1108602–6 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, предусмотрев возможность самостоятельного выбора застрахованным лицом станции технического обслуживания, использования при восстановительном ремонте новых запасных частей, а также существенного увеличения гарантийного срока на используемые при проведении ремонта узлы (детали);

№ 694881–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий»;

№ 46023–7 «О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций);

№ 925980–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части уточнения перечня инсайдерской информации).

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации с целью использования кредитных рейтингов, присваиваемых по национальной рейтинговой шкале кредитными рейтинговыми агентствами, внесенными Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, чья методология по осуществлению рейтинговой деятельности данного типа кредитных организаций прошла проверку Банком России на соответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в качестве основного критерия отбора или установления требований к кредитным организациям при пользовании их услугами государственными структурами, а также в иных целях государственного регулирования;

продолжить реализацию программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373, сохранив выплаты возмещения только по ипотечным жилищным кредитам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, через акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»;

ускорить работу по реформированию действующей пенсионной системы, направленному на достижение принципов ее удобства, надежности и доходности, в том числе за счет создания единого пенсионного администратора;

рассмотреть вопрос о возможности участия кредитных организаций с различным размером капитала в программах субсидирования процентных ставок при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на совершенствование уголовного законодательства в части положений, касающихся банковской сферы, предусмотрев:

выделение в отдельную главу Уголовного кодекса Российской Федерации преступлений в сфере банковской деятельности;

введение уголовной ответственности должностных лиц кредитных организаций за неотражение привлеченных вкладов граждан на балансе кредитной организации; 

введение специальных составов преступлений, предусматривающих ответственность за злоупотребление полномочиями в банковской сфере.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Банком России ускорить реализацию пилотного проекта по удаленной идентификации физических лиц для дистанционного получения банковских услуг, исключив при этом дополнительные затраты пользователей банковских услуг.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по получению кредитных рейтингов по национальной рейтинговой шкале от кредитных рейтинговых агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, в целях оптимизации расходов на обслуживание государственного долга соответствующего субъекта Российской Федерации.

8. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2017 года.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
1 марта 2017 года
№ 44-СФ