Документы

Постановление

Об исполнении федерального бюджета за истекший период 2016 года

Заслушав информацию Министра финансов Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за истекший период 2016 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Исполнение федерального бюджета в 2016 году осуществляется в условиях сохраняющихся низких цен на энергоносители и санкций, затрудняющих доступ на мировые финансовые рынки, при продолжающемся снижении экономического роста, падении инвестиционного и потребительского спроса.

При этом в истекшем периоде 2016 года снижение экономической динамики замедлилось, темп роста потребительских цен стал умереннее, золотовалютные резервы не снижаются, а курс национальной валюты укрепляется начиная с марта. В 2016 году наблюдается низкий уровень исполнения федерального бюджета по доходам и расходам при более высоком объеме дефицита федерального бюджета. Его размер составил 1 486,1 млрд. рублей, или 1,9 процента внутреннего валового продукта, а финансирование обеспечено в большей части за счет использования средств Резервного фонда.

Исполнение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составило 3 909,0 млрд. рублей, или 43,3 процента утвержденных прогнозом поступлений доходов. По сравнению с соответствующим периодом 2015 года доходы увеличились на 66,5 млрд. рублей, или на 1,7 процента, что ниже темпов роста инфляции.

За истекший период 2016 года сложился профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 430,6 млрд. рублей (в соответствующем периоде 2015 года – 543,7 млрд. рублей). В то же время с дефицитом исполнены бюджеты 35 субъектов Российской Федерации, с профицитом – 50 субъектов Российской Федерации.

По сравнению с началом 2016 года государственный долг субъектов Российской Федерации уменьшился на 53,4 млрд. рублей, или на 2,3 процента, и по состоянию на 1 июня составил 2 265,2 млрд. рублей.

В условиях неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в последние годы, особенно остро проявилась возрастающая зависимость бюджетов большинства субъектов Российской Федерации от финансовой помощи из федерального бюджета, прежде всего обусловленная нерациональным распределением доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Вопрос формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации является одним из главных вопросов межбюджетных отношений, что особенно остро проявилось в ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за истекший период 2016 года.

Установленные в настоящее время нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации не позволяют обеспечить регионам реализациювозложенных на них полномочий в полном объеме и использовать все потенциальные источники экономического развития. При этом Правительством Российской Федерации не предусмотрены конкретные меры по укреплению доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за счет перераспределения в их пользу налоговых источников.

Поиск путей решения проблемы сбалансированности бюджетов вынуждает субъекты Российской Федерации сокращать расходы, главным образом социальные и инвестиционного характера, что в дальнейшем негативно будет влиять на их социально-экономическое развитие.

Чрезмерная множественность форм межбюджетных трансфертов, применяемые механизмы расчета их объема, порядок предоставления, использования и возврата неиспользованных остатков не позволяют обеспечивать надлежащую эффективность расходования средств, а также решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и государственных программах Российской Федерации.

При недостаточности доходов, включающих финансовую помощь из федерального бюджета, острой проблемой для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остается передача с федерального уровня полномочий органов государственной власти.

Требует решения вопрос отсутствия компенсации в полном объеме выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков, а также в результате произведенных в рамках «налогового маневра» изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения доходов организаций нефтегазодобывающего сектора. Потери бюджетов субъектов Российской Федерации от создания консолидированных групп налогоплательщиков ежегодно увеличиваются, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование указанного института.

Увеличение объемов бюджетных кредитов в последние годы позволило существенно улучшить структуру государственного долга субъектов Российской Федерации, снизить расходы на его обслуживание и повысить бюджетную дисциплину, но при этом не устранило причин сложившегося дисбаланса между доходами и расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, не сформировало тенденцию к сокращению их государственного долга.

Практически не решается задача консолидации (укрупнения) субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, что снижает эффективность бюджетных расходов вследствие излишней детализации направлений расходования бюджетных средств и увеличения административных издержек по контролю за их использованием.

В ходе исполнения федерального бюджета за истекший период 2016 года трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений были приняты дополнительные меры по своевременному распределению и доведению субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также усовершенствованы правила их предоставления.

В то же время некоторые главные распорядители бюджетных средств федерального бюджета затянули сроки разработки и согласования соответствующих нормативных правовых актов, что обусловило низкий уровень их исполнения за истекший период и риски неисполнения в 2016 году.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра финансов Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за истекший период 2016 года.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) повысить эффективность и результативность использования бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год, осуществление взносов в уставные капиталы акционерных обществ, государственных компаний и государственных корпораций, а также на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

2) подготовить предложения по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений;

3) продолжить совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков;

4) подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательное рассмотрение трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений проектов федеральных законов, устанавливающих (отменяющих) льготы по налогам и сборам либо изменяющих налоговые ставки, если реализация таких предложений может повлиять на доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

5) приостановить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, предусматривающих наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления новыми расходными полномочиями до создания единого реестра полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

6) обеспечить своевременное заключение соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертовбюджетам субъектов Российской Федерации;

7) активизировать работу по консолидации (укрупнению) субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета;

8) обратить особое внимание при формировании методик распределения дотаций на необходимость стимулирования субъектов Российской Федерации к повышению собственного налогового потенциала;

9) рассмотреть возможность внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2011 года № 874, в части расширения перечня получателей субсидий на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность земель сельскохозяйственного назначения для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей;

10) рассмотреть возможность увеличения во втором полугодии 2016 года:

объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

объема бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации до уровня, необходимого для полного погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации в 2016 году;

11) ускорить работу по совершенствованию системы учета и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения трудоспособного возраста;

12) предусмотреть при подготовке новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации все формы межбюджетных трансфертов, раскрыв их понятия, а также условия и порядок их предоставления;

13) рассмотреть вопрос об отказе в дальнейшем от иных межбюджетных трансфертов с направлением высвобожденных ресурсов на увеличение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

14) обеспечить размещение в сети Интернет актуализированных сведений о принятых и не принятых нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации по распределению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, о количестве заключенных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений, а также о доведенных до них лимитах бюджетных обязательств, в том числе в разрезе регионов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) приостановить внесение в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации законопроектов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления новыми расходными полномочиями до создания единого реестра полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

2) обеспечивать своевременное предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
29 июня 2016 года
№ 444-СФ