Документы

Постановление

О развитии в современных условиях внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации

Заслушав информацию Министра культуры Российской Федерации о развитии в современных условиях внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Туризм способствует сохранению и развитию историко-культурного, природного, курортно-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации, патриотическому воспитанию молодого поколения. Во многом благодаря туризму уменьшаются диспропорции социально-экономического развития регионов во многих странах мира, о чем свидетельствует зарубежная практика.

Туристская отрасль стимулирует рост около 50 других отраслей экономики. При этом создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции, развивается малое и среднее предпринимательство, увеличивается объем налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, расширяются международные контакты.

В 2015 году в Российской Федерации наметилась тенденция роста внутреннего и въездного туризма. Внутренний туристский поток увеличился по сравнению с 2014 годом на 9 млн. поездок (или на 18 процентов) и достиг 50 млн. поездок. Иностранными туристами в 2015 году было совершено 26,9 млн. поездок в Российскую Федерацию, что на 1,4 млн. поездок (или на 5,3 процента) больше, чем в 2014 году. При этом количество совершенных российскими туристами поездок за рубеж в 2015 году сократилось по сравнению с 2014 годом с 42,9 до 34,4 млн. поездок (или почти на 20 процентов).

Государством принимаются меры, направленные на совершенствование регулирования туристской деятельности.

Реализуется Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р. Осуществляет деятельность Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2015 года № 1253.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. В ее рамках действует утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», основными задачами которой являются развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышение качества туристских услуг, продвижение отечественного туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. Указанная федеральная целевая программа имеет высокую степень эффективности: на 1 рубль средств федерального бюджета привлекается около 4 рублей внебюджетных средств, что является экономическим стимулом для создания современных туристской инфраструктуры и обеспечивающей инфраструктуры объектов туризма, развития смежных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса в субъектах Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что в 2016 году объемы ее финансирования из федерального бюджета сокращены почти в пять раз.

В большинстве субъектов Российской Федерации реализуются региональные программы развития туризма. Ведется разработка новых межрегиональных туристских проектов, в том числе «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Восточное кольцо России», «Красный маршрут» и другие.

С 2007 года в Сибирском, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах создано 15 особых экономических зон туристско-рекреационного типа (девять из них объединены в туристический кластер, образованный в Северо-Кавказском федеральном округе).

При этом в настоящее время доля туризма в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет лишь 1,5 процента (среднемировое значение этого показателя – 10 процентов).

В туристской отрасли остается ряд вопросов, требующих комплексного решения. В связи с этим надо продолжить работу по совершенствованию законодательства и официального статистического учета в сфере туризма.

Важными условиями дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма являются развитие и реконструкция туристской, транспортной, коммунальной, инновационной и иных инфраструктур, привлечение инвестиций, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из способов увеличения потока иностранных туристов могло бы стать упрощение визового режима.

Необходимы современный подход к формированию и продвижению конкурентоспособного отечественного туристского продукта, в том числе с использованием новых информационных технологий, повышение качества предоставляемых услуг, снижение влияния сезонного фактора на развитие туризма, подготовка квалифицированных кадров.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра культуры Российской Федерации о развитии в современных условиях внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 871036–6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить подготовку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг»;

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»;

2)рассмотреть возможность разработки следующих проектов федеральных законов:

«О внесении изменений в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации» (об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа);

«О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ (об установлении возможности безвизового въезда и пребывания в Российской Федерации без виз на период до 15 суток для граждан отдельных иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию в целях участия в речном круизе);

3) ускорить подготовку заключения на разработанный в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации», направленного на стимулирование развития внутреннего туризма в Российской Федерации;

4) продолжить работу по совершенствованию статистического наблюдения в сфере туризма в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций;

5) рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»;

6) подготовить план мероприятий (»дорожную карту») по популяризации внутреннего и въездного туризма;

7) продолжить работу по повышению доступности транспортных услуг для российских и иностранных граждан в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный транспорт);

8) ускорить разработку финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов, а также программы их реализации в целях обеспечения доступности и качества транспортных услуг;

9) продолжить работу по субсидированию внутренних воздушных перевозок, осуществляемых в составе сформированного туроператорами туристского продукта, в целях повышения транспортной доступности туристско-рекреационных комплексов и объектов туристского показа с учетом перечня приоритетных туристских маршрутов на территории Российской Федерации;

10) разработать меры по стимулированию развития:

круизного и яхтенного туризма в акваториях дальневосточных морей и рек, в акватории Черного моря, связывающей морские порты Краснодарского края (в том числе порт города Сочи), Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

морских пассажирских перевозок с использованием скоростных пассажирских судов в Азово-Черноморском бассейне (Российская Федерация), а также в Республику Абхазия;

11) рассмотреть вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере безопасности активных видов туризма;

12) разработать методику определения приоритетных туристских маршрутов на территории Российской Федерации;

13) рассмотреть с учетом предложений органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос о совершенствовании порядка уплаты и администрирования налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате с доходов, полученных от сдачи внаем помещений для временного размещения и проживания граждан, приезжающих в туристских целях в регионы России, на территориях которых имеются освоенные и перспективные туристские ресурсы и сложившиеся курортно-туристические комплексы.

4. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:

1) ускорить подготовку проекта концепции развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации и внести его совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

2) принять меры по повышению информированности медицинских работников о возможностях санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации.

5. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации ежегодно предусматривать при планировании строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог возможность проведения этих работ вне высокого туристского сезона.

6. Обратить внимание исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость надлежащей реализации полномочий по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Рекомендовать органам государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации проработать вопрос об особом порядке налогообложения доходов, полученных физическими лицами от сдачи внаем принадлежащих им жилых помещений для временного размещения и проживания граждан, приезжающих в туристских целях в регионы России, на территориях которых имеются освоенные и перспективные туристские ресурсы и сложившиеся курортно-туристические комплексы, и направить свои предложения в Правительство Российской Федерации.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать в период весенней сессии 2017 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2017 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
15 июня 2016 года
№ 279-СФ