Документы

Постановление

О Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции»

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 1995 года Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации постановляет:

1. Отклонить Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» ввиду неприемлемости отдельных его положений.

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в отдельные положения отклоненного Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (прилагаются).

3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации следующих депутатов: Болдырева Юрия Юрьевича, Саблина Леонида Ивановича, Спиридонова Юрия Алексеевича, Цветкова Валентина Ивановича, Шафраника Юрия Константиновича.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Ф.ШУМЕЙКО

Москва
3 октября 1995 года
№ 594-I СФ

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 3 октября 1995 года
№ 594-I СФ

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Совета Федерации по внесению изменений и дополнений
в отдельные положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»

 1. Название Федерального закона изложить в следующей редакции: «О договорах о разделе продукции при пользовании участками недр».

2. По всему тексту Федерального закона слово «соглашение» согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации заменить словом «договор» в соответствующих числе и падеже.

3. В статье 1:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«Отношения в области налогообложения, порядок предоставления инвесторам налоговых и таможенных льгот, льгот по использованию валютной выручки, а также вопросы бюджетных отношений регулируются налоговым, таможенным, валютным и бюджетным законодательством Российской Федерации»;

в абзаце втором пункта 3 исключить слова «если соглашением о разделе продукции, в котором участвуют иностранные граждане и (или) иностранные юридические лица, не установлено иное»;

пункт 4 исключить.

4. Дополнить статью 2 частью второй следующего содержания:

«Условия пользования недрами, установленные в договоре, не должны противоречить требованиям Закона Российской Федерации „О недрах“.

5. Дополнить Федеральный закон статьями 21 и 22 следующего содержания:

«Статья 21. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений по разделу продукции при пользовании недрами.

В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений по разделу продукции при пользовании недрами входят:

принятие Федеральным Собранием Российской Федерации федеральных законов об утверждении договоров о разделе продукции при пользовании участками недр федерального и регионального значения;

утверждение Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального и регионального значения, по которым предусматривается заключение договоров о разделе продукции;

подготовка и подписание Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации договоров о разделе продукции при пользовании участками недр федерального и регионального значения;

подготовка и подписание Правительством Российской Федерации договоров о разделе продукции при пользовании участками недр континентального шельфа Российской Федерации;

принятие Федеральным Собранием Российской Федерации федерального закона о распределении государственной доли продукции или ее стоимостного эквивалента по договорам о разделе продукции между бюджетами разных уровней.

 

Статья 22. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений по разделу продукции при пользовании недрами.

В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений по разделу продукции при пользовании недрами на своих территориях входят:

принятие органами законодательной власти субъектов Российской Федерации законов и других нормативных актов об утверждении договоров о разделе продукции;

утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня объектов местного значения, по которым предусматривается заключение договоров о разделе продукции;

подготовка и подписание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации договоров о разделе продукции при пользовании участками недр федерального и регионального значения».

6. Пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«Право пользования недрами при заключении договора о разделе продукции предоставляется на основаниях, предусмотренных Законом Российской Федерации „О недрах“;

в пункте 2 слова «в течение 30 дней с даты подписания соглашения» заменить словами «в соответствии с Законом Российской Федерации „О недрах“.

7. В статье 6:

дополнить пункт 1 абзацем вторым следующего содержания:

«Договора заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия договоров, общая сумма которых превышает 50 млн. ЭКЮ, утверждаются Федеральным Собранием Российской Федерации»;

в пункте 2:

абзац второй изложить в следующей редакции: «интересы обороны и безопасности государства требуют заключения договора с определенным инвестором. В этом случае договор вступает в силу после утверждения Федеральным Собранием Российской Федерации;»

абзац третий исключить;

в абзаце четвертом исключить слова «либо с другим юридическим лицом или с не имеющим статуса юридического лица объединением юридических лиц, созданными с участием этого пользователя недр»;

абзац пятый исключить;

в абзаце шестом слова «не позднее чем через год» заменить на слова «не позднее чем через шесть месяцев»;

в пункте 4:

абзац первый после слов «Правительством Российской Федерации» дополнить словами «или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр»;

в абзаце третьем слова «или уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти» заменить словами «или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр»;

дополнить пункт 5 новым абзацем следующего содержания:

«Договора о разделе продукции при разработке месторождений нефти с запасами более 100 млн.тонн, природного газа — 100 млрд.куб.метров, россыпного золота — 20 тонн, коренного золота — 3 тонн, а также при разработке месторождений драгоценных камней утверждаются федеральными законами;

пункт 6 после слов «Правительством Российской Федерации» дополнить словами «или по его поручению федеральным органом управления государственным фондом недр».

7. Статью 8, пункт 2 статьи 9 и статью 13 исключить.

8. В статье 10:

в абзаце третьем пункта 1 исключить слова «величины учитываемых при разделе продукции между государством и инвестором налогов, подлежащих уплате в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и местные бюджеты; уровня социально-экономического развития территории, на которой проводятся работы по соглашению;»;

в пункте 2 исключить слова «с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет. Указанная продукция, производство которой ожидается в соответствии с планами работ по соглашению, может быть использована в качестве предмета залога при получении кредитов на финансирование федеральных целевых программ».

9. Пункт 3 статьи 15 исключить.

10. В статье 16:

пункт 1 исключить;

в пункте 2 исключить слова «При этом необоснованный отказ государства от предоставления такого согласия не допускается».

11. Дополнить статью 20 пунктом 3 следующего содержания:

«3. Инвестор отвечает перед Российской Федерацией по своим обязательствам, вытекающим из договора о разделе продукции, а также за ущерб, наносимый недрам, окружающей природной среде, принадлежащими ему на праве собственности финансовыми средствами и имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Запрещается заключать договор о разделе продукции с инвестором, не имеющим на момент заключения договора достаточных средств для возмещения материального ущерба, который может быть нанесен Российской Федерации в случаях ненадлежащего выполнения договорных обязательств или причинения вреда».

12. В статье 22 исключить слова «(в том числе в международных арбитражных институтах)».

13. Статью 23 исключить.

ЗАМЕЧАНИЯ

Совета Федерации по Федеральному закону
«О соглашениях о разделе продукции»

1. В законе не предусмотрено обязательное указание в соглашениях на возможность пересмотра условий соглашений в связи с такими форс-мажорными обстоятельствами, как значительное изменение цены соответствующих энергоресурсов на мировом рынке. В связи с исчерпанием мировых запасов природных ресурсов и прогнозируемым повышением их стоимости по сравнению со стоимостью технологического оборудования и затрат на добычу и переработку, целесообразно предусмотреть возможность корректировки соглашений в случае роста цены на добываемые ресурсы на мировом рынке более чем на определенную величину (например, более чем на 30–50 процентов) по сравнению с ценами на момент заключения соглашения.

2. Часть 2 пункта 3 статьи 1 закона предоставляет органам исполнительной власти право отступать от норм действующего законодательства при заключении соглашений с иностранными инвесторами в части определения прав и обязанностей сторон. Это не только открывает неограниченные возможности для бесконтрольного произвола, но и необоснованно предоставляет преимущества иностранным инвесторам, тем самым ущемляя интересы инвесторов отечественных. Необходимо предусмотреть, что все условия конкурсов и соответствующие соглашения определяются и подписываются строго в рамках действующих в России законов, хотя и с гарантиями неизменности условий в дальнейшем. С учетом того, что речь идет о государственном достоянии стоимостью, зачастую, более годового бюджета всей страны, необходимо предусмотреть обязательное вынесение на утверждение в парламент условий конкурсов, если предполагается даже малейшее отступление от норм действующих законов.

Более того, и в целом, начиная с определенной суммы стоимости проекта, условия объявляемого конкурса должны выноситься на парламент для принятия законом, что и явится лучшей гарантией неизменности условий в дальнейшем.

3. Часть 2 пункта 2 статьи 6 закона предоставляет органам исполнительной власти право заключать соглашения с конкретными инвесторами без проведения конкурса или аукциона не только исходя из требований государственной безопасности, но и при наличии «иных интересов», в том числе и «иных интересов» субъекта Федерации.

Часть 3 пункта 2 статьи 6 закона позволяет заключать соглашения без проведения конкурса или аукциона в случае признания конкурса несостоявшимся в связи с участием лишь одного инвестора.

В совокупности нормы пункта 2 статьи 6 сводят содержание закона к предоставлению органам исполнительной власти права произвольно выбирать партнера и заключать соглашения без проведения конкурса или аукциона. Необходимо изъять как необоснованные и нецелесообразные части 2, 3 и 5 пункта 2 статьи 6 закона, с тем, чтобы нормы настоящего закона позволяли органам исполнительной власти заключать соглашения исключительно с инвесторами, победившими в конкурсе.

В случае, если из соображений государственной безопасности действительно необходимо не проводить конкурс, а заключить соглашение с конкретным инвестором, необходимо предусмотреть, что такое соглашение может вступить в силу только после утверждения парламентом.

4. Пункт 5 статьи 6 закона предоставляет сторонам возможность уже после подведения итогов конкурса согласовывать технические, технологические, правовые и коммерческие условия соглашения, не являющиеся обязательными условиями конкурса или аукциона. Предусмотрено, что условия, на которых был определен победитель, могут быть изменены только в случае, «если такие изменения направлены на достижение более благоприятных для государства результатов реализации соглашения». Эта формулировка не является достаточной гарантией соблюдения интересов государства, так как вопрос о большей или меньшей благоприятности условий может быть спорным. Необходимо определить, что правовые и коммерческие условия (в отличие от технических и технологических) определяются исключительно в конкурсе. Это не препятствует заключению сторонами дополнительных соглашений, не снимающих с победителя конкурса обязательств по условиям конкурса.

5. Часть 5 пункта 2 статьи 7 закона предоставляет органам исполнительной власти и инвестору право «согласовать применение общепринятых в мировой практике ведения работ по разведке и добыче минерального сырья стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения при условии предварительного одобрения указанных стандартов (норм, правил) соответствующими государственными органами Российской Федерации». С учетом масштабов возможного воздействия на природную среду и здоровье населения, необходимо уточнить, что в случае отклонения этих «общепринятых» норм от требований российских законов, одобрение должно быть осуществлено парламентом, например, в форме принятия закона.

6. Пункт 6 статьи 13 закона предоставляет инвестору право осуществлять платежи по социальному и медицинскому страхованию своих работников — граждан Российской Федерации «на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде». Часть 1 пункта 1 статьи 13 закона предусматривает освобождение инвестора от взимания обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В совокупности это означает, что если в коллективном и (или) индивидуальном трудовом договоре рабочие не сумеют предусмотреть платежи в Фонд обязательного медицинского страхования и в Государственный пенсионный фонд, инвестор окажется от этих платежей освобожден. Необходимо предусмотреть обязательность уплаты социальных платежей в соответствии с действующими федеральными законами, а не только законодательством о труде.

7. В законе не предусмотрены меры по поддержке отечественных производителей машиностроительной продукции. Более того, пункт 7 статьи 13 закона устанавливает освобождение операторов соглашения и юридических лиц, работающих по контракту с инвестором, от взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для проведения работ, что ставит отечественных производителей в худшие условия по сравнению с зарубежными. Необходимо обеспечить не худшие условия для отечественных производителей оборудования при налогообложении, а также, в целях стимулирования развития отечественного машиностроения, сохранения и создания новых рабочих мест, в законе необходимо предусмотреть обязательное указание в соглашениях, что не менее определенного процента необходимого технологического оборудования для добычи полезных ископаемых, а также для переработки, в случае организации переработки в России, должно производиться в России (начиная с определенной стоимости контракта — не менее 50–70 процентов оборудования; требуется расчет и оценка по 10–12 ключевым месторождениям).

8. Пункт 7 статьи 13 закона устанавливает освобождение операторов соглашения и юридических лиц, работающих по контракту с инвестором, от взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов при вывозе за пределы таможенной территории России не только минерального сырья, являющегося по условиям соглашения собственностью инвестора, но «и других товаров, подлежащих экспорту в соответствии с условиями соглашения, а также при экспорте указанных услуг». Это означает, что в соглашение произвольно может быть заложено право инвестора на беспошлинный и безналоговый экспорт любых товаров. Необходимо указанное положение из статьи 13 исключить.

9. Пункт 1 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности передачи прав инвестора иным юридическим лицам. Предлагается пункт исключить.

10. Пункт 2 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности передачи прав инвесторов иным юридическим лицам, хотя и с согласия государства, но в данном случае это означает — с согласия органов исполнительной власти. Предлагается пункт исключить, либо изменить процедуру, обеспечив гарантии интересов государства (участие представительных органов власти и т. п.).

11. Пункт 4 статьи 16 закона недопустимо расширяет возможности передачи прав инвестора иным юридическим лицам через механизм залога, хотя и с согласия государства, но в данном случае это означает — с согласия органов исполнительной власти. Предлагается пункт исключить.

12. Пункт 1 статьи 17 закона позволяет органам исполнительной власти совместно с инвестором произвольно вносить изменения в условия соглашений. Предлагается пункт исключить, либо изменить процедуру, обеспечив гарантии интересов государства (участие представительных органов власти и т. п.).

13. Статья 19 закона предусматривает контроль только за исполнением соглашений, и исключительно со стороны самой же исполнительной власти. Необходимо предусмотреть:

а) независимый от исполнительной власти контроль и за условиями заключаемых соглашений;

б) контроль со стороны представительных (законодательных) органов субъектов Федерации и со стороны Счетной палаты Российской Федерации.