Документы

Постановление

О приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец о приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Программными документами для развития социальной сферы являются указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В результате принимаемых государством мер отмечаются позитивные изменения в социальной сфере. Однако по отдельным направлениям остается нерешенным ряд вопросов.

Снижение экономического роста привело к замедлению роста денежных доходов населения. В 2013 году увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, среднемесячная заработная плата выросла только на 4,8 процента (в 2012 году – на 8,4 процента), сохраняется выплата неофициальной (»серой») заработной платы, что в целом не способствует увеличению объема поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и негативно отражается на доходах субъектов Российской Федерации.

Осуществляемые меры по развитию рынка труда позволили снизить общий уровень безработицы, при этом нелегальные занятость и трудовая миграция сохраняются.

Приоритетами в сфере пенсионного обеспечения граждан являются повышение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до размера, соответствующего мировым стандартам, и достижение среднего размера указанной пенсии 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера. Вместе с тем соотношение среднего размера пенсии и среднего размера заработной платы снижается, а средний размер трудовой пенсии составляет на протяжении последних трех лет 1,7 прожиточного минимума пенсионера.

Продолжающееся сокращение расходов федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения приводит к нарушению права граждан на получение указанной социальной услуги (в 2013 году обеспечено только 25 процентов граждан от числа подавших заявление на санаторно-курортное лечение). Это вынуждает их отстаивать свои права в судебном порядке. Сложившаяся ситуация требует решения вопроса по определению реальной потребности в санаторно-курортном лечении отдельных категорий граждан и пересмотре подходов к его предоставлению.

В сфере охраны здоровья граждан в последние годы проведены структурные реформы, принят целый ряд нормативных правовых актов, реализация которых позволяет повысить эффективность системы здравоохранения. Однако в отдельных субъектах Российской Федерации следует отметить имеющиеся недостатки в управлении экономическими, кадровыми и материально-техническими ресурсами. Сохраняющиеся различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации и проблемы финансирования здравоохранения приводят не только к региональной диспропорции в развитии этой отрасли, но и к значительной дифференциации доступности и качества медицинской помощи.

Конституционное право граждан на отдых относит туризм к числу приоритетных направлений социальной сферы. Участившиеся в последнее время случаи банкротства российских организаций, реализующих туристические продукты в сфере выездного туризма, вызывают недоверие граждан к российским туроператорам и наносят ущерб туристической отрасли в целом, что требует безотлагательного совершенствования схем организации туристской деятельности.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец о приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 480719–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

№ 612877–5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“;

№ 316848–6 «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)»;

№ 393946–6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»;

№ 432308–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам правового регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью, а также иной деятельностью с участием несовершеннолетних»;

№ 506912–6 «О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“;

№ 577906–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

№ 587696–6 «О внесении изменения в статью 96 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“;

№ 342631–6 «О внесении изменений в статью 2511 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) при уточнении параметров прогноза социально-экономического развития на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов:

обеспечить сбалансированность основных прогнозируемых параметров при сохранении макроэкономической стабильности и выполнении всех ранее принятых социальных обязательств;

предусмотреть необходимый объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

увеличить объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повысив уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации до 50 процентов, одновременно осуществляя государственный финансовый контроль за расходованием выделенных средств;

рассмотреть вопрос о включении в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов строительства Камчатской краевой больницы и пристройки к зданию бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Республиканская детская больница»;

2) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов», «Об обращении медицинских изделий»;

3) рассмотреть вопрос о разработке и внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов в части:

сохранения осуществления Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке;

доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения;

создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

ужесточения ответственности работодателей за нарушение законодательства Российской Федерации в части оплаты труда работников;

установления особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей – субъектов малого и среднего предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек;

повышения конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан с высокой семейной нагрузкой;

совершенствования института накопительной составляющей пенсионной системы;

4) рассмотреть вопрос о разработке и принятии нормативных правовых актов, предусматривающих:

повышение эффективности и производительности труда;

совершенствование механизма назначения социальных выплат безработным гражданам;

регулирование применения в сфере здравоохранения и социального обслуживания механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающего привлечение инвестиций для развития медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

5) организовать постоянный мониторинг на всех этапах внедрения и применения профессиональных стандартов с целью своевременной подготовки предложений по внесению в них изменений, связанных в том числе с развитием технологий и совершенствованием организации производства;

6) организовать мониторинг подготовки субъектов Российской Федерации к реализации с 1 января 2015 года Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

7) продолжить работу по содействию трудоустройству инвалидов в части предоставления грантов на поддержку программ и проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих мероприятия по сопровождению инвалидов в целях их трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах;

8) определить в целях развития санаторно-курортной сферы и туризма меры, предусматривающие:

поддержку и дальнейшее развитие санаторно-курортной сферы, внутреннего и выездного туризма;

повышение транспортной доступности курортов федерального значения;

совершенствование государственного экологического надзора на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

обеспечение защиты прав российских туристов, в том числе в части совершенствования механизма оплаты туроператорами услуг, связанных с реализацией туристического продукта, а также ужесточение ответственности туроператоров, страховых компаний, авиаперевозчиков за несоблюдение законодательства, регулирующего их деятельность;

популяризацию лечебно-оздоровительного туризма на территории Российской Федерации;

9) рассмотреть вопрос об изменении механизма обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

10) рассмотреть вопрос о продлении программы материнского (семейного) капитала, сохранив действующие направления его использования, проработав возможность использования средств на улучшение жилищных условий независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей;

11) рассмотреть вопрос о возможности увеличения периода получения гражданами, имеющими детей, ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора лет до достижения им возраста трех лет;

12) поручить Министерству здравоохранения Российской Федерации:

внести совместно с заинтересованными органами исполнительной власти на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект концепции развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации;

рассмотреть возможность предоставления открытого доступа к информации государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в части перечня лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также находящихся на их территориях санаторно-курортных организаций.

4. Рекомендовать субъектам Российской Федерации:

1) повышать эффективность мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в целях чего:

предусмотреть при формировании проекта закона о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов бюджетные ассигнования, необходимые для обеспечения выполнения целевых показателей по организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

обеспечить развитие системы социального партнерства (наличие в коллективных договорах организаций льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, дополнительно к установленным трудовым законодательством);

2) осуществлять строго в соответствии с утвержденными генеральными планами и схемами территориального планирования территорий развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

3) своевременно направлять в Министерство здравоохранения Российской Федерации информацию для обновления государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в части перечня лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также находящихся на их территориях санаторно-курортных организаций;

4) учитывать при организации оздоровительной кампании детей возможности санаторно-курортных учреждений Республики Крым;

5) устанавливать при разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи дифференцированные нормативы объема медицинской помощи в целях обеспечения ее доступности для населения, проживающего в малонаселенных, удаленных и труднодоступных населенных пунктах;

6) продолжить осуществление эффективных мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов в части:

организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов с учетом их индивидуальных способностей и ограничения жизнедеятельности;

информирования инвалидов о возможностях трудоустройства, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места;

7) создать условия для организации профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их нахождения в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Органам государственной власти Республики Крым и города Севастополя в целях создания благоприятных условий для развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов:

1) сформировать законодательство, предусматривающее изучение, использование, развитие и охрану лечебно-оздоровительных местностей и курортов, находящихся на территориях Республики Крым и города Севастополя;

2) рассмотреть вопрос об обращении в Правительство Российской Федерации о признании лечебно-оздоровительных местностей и курортов, находящихся на территориях Республики Крым и города Севастополя, лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения с установлением округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором полугодии 2015 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2015 года.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
29 октября 2014 года
№ 499-СФ