Документы

Постановление

О приоритетных направлениях деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

Заслушав информацию Руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приоритетных направлениях деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет широкий круг функций, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельности и кадастровых отношений, государственной кадастровой оценки, геодезии и картографии, организации инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, земельных отношений, государственного мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора).

В год Росреестром осуществляется 35 млн учетно-регистрационных действий, предоставляется 100 млн сведений из ЕГРН.

В 2020 году Росреестром осуществлен переход на единую федеральную государственную информационную систему ведения ЕГРН.

По состоянию на конец 2021 года выполнено около 40 процентов работ по созданию единой электронной картографической основы, созданы государственные информационные системы «Единая электронная картографическая основа» и «Федеральный портал пространственных данных».

В 2021 году наиболее массовые услуги, оказываемые Росреестром, стали доступны в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» Росреестром был запущен проект «Земля для застройки» с целью анализа эффективности использования земель, пригодных для жилищного строительства, и сформирован «банк» земель (75 тыс. гектаров), которые могут быть вовлечены в оборот для целей жилищного строительства.

За 2020 и 2021 годы на законодательном уровне было решено большое количество вопросов, связанных с недвижимым имуществом: введен упрощенный порядок оформления прав граждан на гаражи и занятые ими земельные участки, продлен срок действия упрощенного порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, разрешена приватизация земельных участков в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, сняты административные барьеры для оформления гражданами права собственности на садовые и жилые дома, расположенные на приаэродромных территориях, значительно сокращен перечень документов для оформления права собственности на вновь построенные объекты, предусмотрен механизм выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Законодательно установлен запрет на существование «сайтов-двойников» Росреестра.

Вместе с тем ряд важнейших вопросов в сфере деятельности Росреестра остается до настоящего времени нерешенным.

В частности, истек срок действия Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 297-р. В связи с этим назрела острая необходимость подготовки нового документа, определяющего основные принципы государственного управления земельными ресурсами в Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает вопрос о сокращении количества оснований для приостановления или отказа в проведении Росреестром учетно-регистрационных процедур.

Необходима разработка единых требований к геоинформационным технологиям.

В связи с недостаточностью сведений, содержащихся в ЕГРН (отсутствуют сведения о правообладателях 48 млн объектов недвижимости, точных границах 22 млн земельных участков, не внесено 59 процентов границ населенных пунктов, 72 процента границ территориальных зон, 50 процентов границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, 54 процента границ лесничеств), увеличивается риск споров о правах на недвижимое имущество и возникновения препятствий для его полноценного использования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года № 2148 утверждена государственная программа Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», реализация которой обеспечит решение важнейшей задачи по созданию системы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения пространственных данных, что позволит устранить противоречия между сведениями, содержащимися в различных государственных информационных ресурсах.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приоритетных направлениях деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2022 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период следующие проекты федеральных законов:

№ 496293–7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)»;

№ 758964–7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части проведения торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме);

№ 1120078–7 «О внесении изменений в статью 106 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения случаев согласования размещения объекта в зоне с особыми условиями использования территории);

№ 1180837–7 «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части снятия ограничений в обороте земельных участков, находящихся на территории населенных пунктов, в границах Байкальской природной территории);

№ 1260569–7 «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части снятия ограничений в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения);

№ 19881–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Земельный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования регулирования отношений при осуществлении геодезической и картографической деятельности).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) разработать и утвердить нормативный правовой акт, содержащий основные положения о государственном управлении земельными ресурсами в Российской Федерации;

2) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проекта федерального закона, направленного на сокращение перечня видов зон с особыми условиями использования территорий, исключение избыточных ограничений и процедур, связанных с установлением, изменением и прекращением существования таких зон;

проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части противодействия незаконному предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН;

3) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, направленного на обеспечение внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон и устранения пересечения с такими границами границ земельных участков;

4) продолжить эксперимент, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2429 «О проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости», в целях создания единой цифровой платформы национальной системы пространственных данных;

5) проработать вопрос о выделении бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон для целей внесения сведений о таких границах в ЕГРН;

6) проработать вопрос о введении моратория на проведение в субъектах Российской Федерации в 2022 и 2023 годах государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства;

7) рассмотреть вопрос о включении в состав наблюдательного совета создаваемой публично-правовой компании «Роскадастр» представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

8) проработать вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих возможность использования земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к виноградопригодным землям, для размещения объектов инфраструктуры, необходимых для развития виноградарства и виноделия.

4. Рекомендовать Росреестру:

1) обеспечить совместно с федеральными органами государственной власти создание единой системы картографического обеспечения в Российской Федерации на базе единой электронной картографической основы;

2) обеспечить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации создание единой системы управления государственной геодезической сетью;

3) рассмотреть возможность корректировки порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации в части установления оснований для возврата этой платы в связи с ненадлежащим оказанием услуг;

4) обеспечить переход на преимущественно электронный документооборот на всей территории Российской Федерации при оказании государственных услуг Росреестра;

5) принять необходимые меры, направленные на защиту персональных данных правообладателей объектов недвижимости;

6) обеспечить дальнейшее планомерное внедрение новых методов проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), в том числе с использованием беспилотных гражданских воздушных судов;

7) обеспечить разработку единого программного обеспечения для реализации субъектами Российской Федерации полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

8) подготовить предложения по установлению дополнительных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов по вопросам наполнения ЕГРН необходимыми сведениями;

9) подготовить предложения по совершенствованию порядка исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, в том числе в сведениях о правообладателях объектов недвижимости, обеспечивающего минимизацию случаев обращения граждан за исправлением таких ошибок в судебном порядке;

10) подготовить предложения по обеспечению присутствия сотрудников Росреестра и (или) создаваемой публично-правовой компании «Роскадастр» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в целях приема документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также консультирования граждан по вопросам, связанным с оказанием этих услуг.

5. Рекомендовать Росреестру совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о включении процедур, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (рассмотрение деклараций о характеристиках объектов недвижимости, заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, заявлений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, рассмотрение замечаний к проекту отчета об итогах государственной кадастровой оценки), в состав государственных услуг.

6. Рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, направленных на создание дополнительных возможностей по оформлению прав граждан на гаражи и занятые ими земельные участки в рамках реализации Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе в части ограничения стоимости кадастровых работ в отношении гаражей и занятых ими земельных участков.

7. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) активнее использовать механизм проведения комплексных кадастровых работ, в том числе выступая в качестве заказчика таких работ, предусматривая увеличение объемов их финансирования;

2) рассмотреть вопрос о целесообразности перераспределения на региональный уровень полномочий по установлению границ территориальных зон и границ населенных пунктов с описанием таких границ для дальнейшего внесения сведений о них в ЕГРН;

3) обеспечить переход на определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на основании кадастровой стоимости земельных участков;

4) принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение наполнения ЕГРН необходимыми сведениями об объектах недвижимости, в том числе сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сведениями об административных границах и границах территориальных зон, в сроки, предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1139-р;

5) обеспечивать проверку полноты и правильности оформления документов, подготовка которых осуществляется для ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, в целях минимизации количества случаев приостановления учетно-регистрационных действий в отношении таких объектов;

6) организовать в субъектах Российской Федерации работу застройщиков по подаче в Росреестр заявлений о государственной регистрации прав собственности в отношении квартир, расположенных в многоквартирных домах, построенных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», после ввода таких домов в эксплуатацию;

7) усилить взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, с территориальными органами Росреестра при реализации Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»;

8) организовать работу, направленную на обеспечение содействия органам местного самоуправления в разработке и принятии положений о муниципальном земельном контроле.

8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитетом Совета Федерации по экономической политике подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, направленных на повышение гарантий защиты персональных данных владельцев недвижимого имущества.

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
24 декабря 2021 года
№ 622-СФ