Документы

Постановление

О реализации приоритетных проектов развития энергетической инфраструктуры

Заслушав информацию Министра энергетики Российской Федерации о реализации приоритетных проектов развития энергетической инфраструктуры, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года № 216, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1523-р, комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р (далее – комплексный план).

Энергетические проекты выступают в качестве точек роста экономики и опорных зон при реализации программ развития Республики Крым, города федерального значения Севастополя, Калининградской области, а также Дальнего Востока, Восточной Сибири, Арктической зоны Российской Федерации. В свою очередь, развитие приоритетных территорий придает дополнительный импульс деятельности топливно-энергетического комплекса, формируя новые центры добычи, переработки и потребления энергетических ресурсов. Так, обеспечены независимость и надежность работы в изолированном режиме энергосистемы Калининградской области, реализована программа по строительству и вводу 1 гигаватта новых мощностей на территории полуострова Крым, к концу 2021 года завершатся мероприятия по строительству 1000 км линий электропередачи и шести подстанций Кольско-Карельского транзита, модернизируется Чаун-Билибинский энергоузел.

В 2021 году Правительством Российской Федерации одобрены Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2035 года и Генеральная схема развития газовой отрасли Российской Федерации на период до 2035 года. Согласно данным документам в базовом сценарии прогнозируется увеличение добычи газа в 2025 году до 775–883 млрд куб. метров, в 2035 году – до 873–1048 млрд куб. метров, а также предполагается рост выпуска автомобильных бензинов в 2025 году до 46,4 млн тонн в год, в 2035 году – до 48,1 млн тонн в год.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 мая 2020 года № Пр-907 по реализации мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств Правительством Российской Федерации осуществляются мероприятия по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации.

Осуществляются мероприятия по стимулированию развития нефтегазохимической отрасли, что обеспечит повышение производства нефтегазохимической продукции, появление предпосылок для роста несырьевого неэнергетического экспорта, увеличение объема инвестиций, создание высокотехнологичных рабочих мест.

В целях привлечения дополнительных инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль законодательно введен инвестиционный коэффициент, применяемый при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье, что позволит дополнительно привлечь в 2021–2026 годах инвестиции в размере 1 трлн рублей для обновления технологических мощностей по переработке нефти на 21 нефтеперерабатывающем заводе.

Для создания рентабельных технологий разведки и добычи нетрадиционных запасов углеводородов, а также локализации соответствующего производства для формирования отечественной отрасли высокотехнологичных нефтесервисных услуг осуществляется подготовка федерального проекта «Технологии освоения трудноизвлекаемых углеводородов», в рамках которого к 2024 году планируется вовлечь в разработку более 40 млрд тонн углеводородов, добываемых в Западной Сибири.

Продолжается реализация федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» комплексного плана. В рамках осуществления внешнего энергоснабжения Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги» предстоит выполнить значительный объем работ по модернизации и строительству электросетевой инфраструктуры. Энергоснабжение Восточного полигона железных дорог потребует строительства и модернизации более 4,9 тыс. км линий электропередачи напряжением 220 и 500 киловольт, а также 5,6 тыс. мегавольт-ампер трансформаторной мощности. Реализация проекта не только обеспечит увеличение пропускной способности указанного полигона и придаст импульс промышленному освоению Восточной Сибири, но и обеспечит необходимой мощностью добывающие, производственные предприятия, портовую инфраструктуру, территории опережающего социально-экономического развития.

Для достижения углеродной нейтральности продукции с использованием безуглеродных или низкоуглеродных источников энергии при ее производстве распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года № 1446-р утверждены изменения, которые вносятся в Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года.

С учетом климатической повестки осуществляется актуализация отраслевых документов перспективного планирования в части интенсификации мер по снижению углеродного следа отечественной энергетики. Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 года № 1209-р, предполагается увеличение в топливно-энергетическом балансе доли атомных электростанций и гидроэлектростанций.

В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях начинается работа по формированию новых топливно-энергетических балансов как основы планирования мероприятий по развитию энергетической инфраструктуры в последующие периоды.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра энергетики Российской Федерации о реализации приоритетных проектов развития энергетической инфраструктуры.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующий период следующие проекты федеральных законов:

№ 1056281–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования отдельных вопросов установления сервитута)»;

№ 1246367–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“ (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить своевременное выполнение мероприятий федеральных проектов «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» и «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата» комплексного плана;

2) активизировать работу по привлечению внебюджетных источников в целях финансирования мероприятий комплексного плана, рассмотрев в том числе возможность принятия дополнительных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности объектов транспортной инфраструктуры;

3) обеспечить своевременное выполнение плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года;

4) формировать долгосрочные планы развития электроэнергетики исходя из необходимости внедрения технологических решений и выбора рациональной структуры генерирующих мощностей, позволяющих обеспечить выработку электрической энергии с низкими показателями выбросов парниковых газов при сохранении устойчивости энергетической системы;

5) проработать вопрос о целесообразности корректировки демпфирующего механизма в целях недопущения необоснованного роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке с 1 января 2022 года;

6) рассмотреть возможность разработки механизма компенсации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, которые связаны с началом поэтапного доведения в указанных субъектах Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);

7) рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета в целях поддержки реализации мероприятий Программы развития электроэнергетики Республики Бурятия на 2021–2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30 апреля 2021 года № 197-р;

8) ускорить принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета открытому акционерному обществу „Российские железные дороги“ на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации на территории Российской Федерации, в направлении Дальневосточного федерального округа»;

9) разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части компенсации сезонного роста цен на горюче-смазочные материалы в период проведения сезонных посевных и уборочных работ, а также поддержки отечественных производителей цветочной продукции, предусматривающей компенсацию стоимости газа и электрической энергии.

4. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации:

1) ускорить разработку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», направленных на:

совершенствование системы перспективного планирования в электроэнергетике;

определение механизма оперативно-технологического управления и выполнения аварийно-восстановительных работ на объектах электросетевого хозяйства, собственники которых лишились статуса территориальной сетевой организации, а также на бесхозяйных объектах электросетевого хозяйства;

введение сертификатов происхождения электрической энергии;

уточнение порядка определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;

2) продолжить разработку нормативных правовых актов, направленных на внедрение социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации;

3) продолжить ежемесячный мониторинг состояния мирового рынка нефти в целях обеспечения возможности корректировки текущих условий соглашения между крупнейшими странами производителями (ОПЕК+) в сторону восстановления объемов добычи нефти в случае превышения темпов роста спроса над прогнозными уровнями добычи;

4) активизировать работу в целях обеспечения консолидации территориальных сетевых организаций;

5) повысить эффективность мониторинга оптовых цен на сжиженный углеводородный газ, баланса спроса и предложения в целях недопущения необоснованного роста цен и возникновения дефицита на данную продукцию;

6) проработать вопрос о синхронизации работы объединенных энергосистем Сибири и Востока с учетом строительства необходимых электросетевых объектов;

7) проработать совместно с потребителями, владеющими объектами газоснабжения и добычи газа, находящимися на полуострове Ямал, вопрос о возможности подключения к единой национальной (общероссийской) электрической сети;

8) продолжить реализацию масштабной программы модернизации тепловых электростанций с использованием отечественного оборудования;

9) обеспечить особый контроль реализации проектов по энергообеспечению горно-металлургического комбината «Удокан» в рамках социально-экономического развития Забайкальского края;

10) обеспечить особый контроль реализации проектов энергоснабжения участка Лена-Восточная – Таксимо Восточного полигона железных дорог.

5. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе совместно с Правительством Мурманской области доработать и согласовать предложения по схеме газификации Мурманской области с учетом их экономической целесообразности и необходимости снижения цен (тарифов) на электрическую энергию.

6. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) сформировать региональные целевые топливно-энергетические балансы, в том числе для комплексной оценки потребности в природном газе с учетом экономической целесообразности;

2) использовать активнее механизмы поддержки существующих и планируемых к строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в отношении которых продажа электрической энергии планируется или осуществляется на розничных рынках.

7. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия проработать новые сценарные условия развития системы теплоснабжения города Улан-Удэ.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике во взаимодействии с Министерством энергетики Российской Федерации в ноябре–декабре 2021 года проработать вопросы применения мер по снижению себестоимости и поставкам моторного топлива в Камчатский край, Магаданскую область, Чукотский автономный округ.

9. Комитету Совета Федерации по экономической политике совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести обсуждение проекта федерального закона, направленного на поэтапное доведение до экономически обоснованного уровня размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

10. Комитету Совета Федерации по экономической политике, Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провести в феврале–марте 2022 года мероприятие по рассмотрению мер, направленных на недопущение роста цен на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных товаропроизводителей в период проведения сезонных посевных и уборочных работ.

11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

12. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2022 года о ходе реализации настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

14. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
19 ноября 2021 года
№ 494-СФ