Документы

Постановление

О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука о перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) к настоящему времени завершил этап становления в качестве международной организации региональной экономической интеграции и перешел в стадию раскрытия интеграционного потенциала в интересах создания единого экономического пространства, устойчивого экономического развития государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства – члены), укрепления конкурентоспособности ЕАЭС, продвижения его экономических интересов на международной арене.

Заложенные Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года основы интеграционного строительства последовательно укрепляются. Государства – члены проводят единую, согласованную и скоординированную политику в ключевых сферах взаимодействия: по макроэкономическим вопросам, во внешней торговле, в таможенном и техническом регулировании, валютно-финансовом, транспортном и энергетическом секторах, агропромышленном комплексе.

Расширяются внешние связи ЕАЭС на основе соглашений о зоне свободной торговли, заключенных с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном, при этом также ведутся переговоры о заключении подобных соглашений с Израилем и Египтом, проведены предварительные консультации с Индией. С рядом государств в целях изучения перспектив преференциальной торговли созданы и действуют рабочие группы. В октябре 2019 года вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года. Развиваются контакты ЕАЭС с государствами, которые заинтересованы в изучении опыта его деятельности, статус государства –наблюдателя при ЕАЭС был предоставлен Молдавии, Узбекистану и Кубе.

Дальнейшему продвижению интеграционных процессов на евразийском пространстве способствует развитие взаимовыгодного сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями, прежде всего Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Тем самым закладывается основа для реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина о формировании большого евразийского партнерства.

Эта инициатива позволит государствам «Большой Евразии» от Атлантического до Тихого океанов взаимовыгодно выстраивать отношения в торгово-экономической сфере, будет способствовать формированию инфраструктурной взаимосвязанности на евразийском пространстве, росту и устойчивости мировой экономики, выработке содержательной позитивной повестки дня для решения актуальных международных проблем. Немаловажную роль в реализации инициативы большого евразийского партнерства могут и должны сыграть парламенты государств «Большой Евразии».

Динамика интеграционных процессов в рамках ЕАЭС не снизилась в условиях колебаний цен на мировых сырьевых рынках в 2015–2016 годах и в период пандемии новой коронавирусной инфекции, что подтверждает экономическую эффективность евразийской интеграции, в том числе при возникновении мировых кризисных явлений.

Цифровая интеграция становится важным элементом дальнейшего развития общего рынка ЕАЭС, основанного на принципах свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Институциональная среда для развития единого цифрового пространства ЕАЭС создана. Однако не функционирует в полном объеме интегрированная информационная система ЕАЭС для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках ЕАЭС. По результатам проверок Счетной палаты Российской Федерации отмечается ежегодное образование не используемых в течение длительного времени значительных остатков средств при исполнении бюджета ЕАЭС, которые возникают по расходам на создание интегрированной информационной системы ЕАЭС.

Развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС осложняется рядом факторов:

наличием незаконного оборота товаров в условиях отсутствия таможенного контроля между государствами – членами, включая проникновение на рынок государств – членов (особенно в Российскую Федерацию из Казахстана и Киргизии) значительных объемов реэкспорта китайской продукции, в том числе с нарушением таможенного законодательства, что ведет к снижению объема взимаемых таможенных пошлин и налогов;

проникновением на российский рынок санкционной продукции из стран Европейского Союза и других стран под видом товаров из государств – членов;

недостаточной унификацией ввозных таможенных пошлин вследствие вступления государств – членов во Всемирную торговую организацию на разных условиях;

различиями в ставках косвенных налогов, установленных в государствах – членах, которые оказывают негативное влияние на функционирование внутреннего рынка ЕАЭС, что создает возможности для злоупотреблений с подакцизными товарами (прежде всего с табачной и алкогольной продукцией).

В целях стимулирования процессов евразийской экономической интеграции решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года № 12 были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее – Стратегические направления).

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука о перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) принять меры, направленные на повышение инвестиционной и деловой привлекательности экономики Российской Федерации для других государств – членов, обратив особое внимание на социально-экономическое развитие приграничных регионов;

2) активизировать усилия, направленные на реализацию инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина о формировании большого евразийского партнерства;

3) проработать вопрос о развитии собственных технологий и создания в Российской Федерации благоприятной среды для развития кооперации по производству конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках высокотехнологичной продукции;

4) повысить эффективность мер по обеспечению прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из государств – членов, предусмотрев:

осуществление контроля оборота товаров, учета и наблюдения за операциями с товарами на всех стадиях их движения по цепочке «производство – поставка – реализация» в рамках ЕАЭС;

обеспечение информационного взаимодействия с национальными системами прослеживаемости товаров государств – членов на основе создаваемого общего электронного протокола, постепенного расширения действия Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе;

усовершенствование функционирования системы мониторинга транзитных перевозок с использованием навигационных пломб на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая предотвращает «оседание» в России грузов, в том числе санкционных, заявляемых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС для транзита через территорию Российской Федерации в другие государства – члены;

5) достичь гармонизации ставок акцизов в отношении «чувствительной» продукции, осуществить мониторинг правоприменения после вступления в силу Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов Евразийского экономического союза, провести аналогичную работу в отношении алкогольной продукции;

6) рассмотреть возможность расширения комплекса стимулирующих мер, направленных на увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг российских предприятий с привлечением ресурсов институтов развития, в том числе Евразийского банка развития;

7) включить сопредседателей российских частей межпарламентских комиссий по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с палатами парламентов государств – членов в состав межправительственных комиссий по вопросам торгово-экономического, научно-технического и другим вопросам сотрудничества Российской Федерации с государствами –членами.

3. Рекомендовать Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить гармонизацию национальных и межгосударственных стандартов по органической продукции с международными документами в указанной сфере.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации и Федеральной таможенной службе совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации после гармонизации национальных и межгосударственных стандартов по органической продукции с международными документами проработать вопрос о закреплении за органической продукцией отдельных кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации во взаимодействии с правительствами других государств – членов:

1) разработать масштабные проекты в транспортной и энергетической сферах, имеющие интеграционную направленность, в целях формирования большого евразийского партнерства, проработать возможности финансирования таких кооперационных проектов, в том числе с использованием потенциала многосторонних институтов развития;

2) создать благоприятные условия для развития цепочек промышленной кооперации;

3) инициировать выработку общих подходов государств – членов к климатической повестке, в частности единых стандартов в сфере декарбонизации производств, товаров и услуг, в целях их последующего совместного продвижения в международных структурах с учетом экономических последствий введения рядом стран фискальных и иных ограничений на товары и услуги с высокой углеродной составляющей;

4) инициировать формирование в ЕАЭС единой системы мониторинга транспортных потоков и грузов, в том числе транзитных, на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС с учетом экспорта такой услуги применительно к транспортным коридорам «Север – Юг», «Запад – Восток»;

5) инициировать формирование в ЕАЭС единой системы цифровых транспортных коридоров;

6) уделять особое внимание вопросам информационного сопровождения процессов евразийской интеграции с акцентом на проекты, напрямую отвечающие социально-экономическим интересам граждан Российской Федерации и других государств – членов;

7) расширять сотрудничество в торгово-экономической сфере с третьими странами и интеграционными объединениями, улучшая качество интеграционного сотрудничества в целях увеличения доли ЕАЭС в мировом товарообороте, в том числе в рамках соглашений о зонах свободной торговли;

8) содействовать получению ЕАЭС статуса наблюдателя в органах Всемирной торговой организации и статуса члена Всемирной таможенной организации, а также присоединению к основополагающим документам этих организаций;

9) провести работу по сокращению административных барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС;

10) выполнить рекомендации Счетной палаты Российской Федерации по актуализации Положения о бюджете Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 года № 78, в целях повышения эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета ЕАЭС;

11) обеспечить функционирование системы межгосударственного информационного обмена, реализацию Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12;

12) обеспечить гармонизацию национальных законодательств государств – членов в области защиты персональных данных граждан, ускорить процесс заключения международного договора в рамках ЕАЭС, устанавливающего порядок обмена персональными данными и механизмы их защиты;

13) обеспечить реализацию Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 года № 20, обратив особое внимание на решение вопросов регулирования общего финансового рынка, обеспечения взаимного допуска участников финансовых рынков государств – членов (включая введение механизма стандартизированной лицензии), надзора за деятельностью участников общего финансового рынка, в том числе через проведение гармонизации законодательства государств – членов в финансовой сфере;

14) проработать вопросы дальнейшего расширения использования национальных валют государств – членов во взаимной торговле;

15) создать общее платежное пространство ЕАЭС исходя из положений, закрепленных в Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза;

16) выработать согласованные подходы государств – членов к формированию и развитию рынка интеллектуальной собственности, включая льготное кредитование и налогообложение для предприятий, использующих в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности, выдачу грантов на производство товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, организацию субсидирования патентования объектов интеллектуальной собственности за рубежом;

17) совершенствовать механизм маркировки товаров, способствующий значительному снижению объемов незаконного оборота товаров, созданию конкурентной бизнес-среды;

18) обеспечить единообразие таможенного администрирования, единые условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в целях недопущения незаконного оборота товаров между государствами – членами и дисбаланса в размерах таможенных платежей;

19) уделить особое внимание в условиях распространения новой коронавирусной инфекции сотрудничеству в области лекарственной безопасности, подготовить план мероприятий по обеспечению государств – членов необходимыми лекарственными препаратами, организовать производство эффективных и доступных лекарств в рамках ЕАЭС в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей систем здравоохранения государств – членов;

20) содействовать реализациисовместного проекта по внедрению цифровой платформы «Путешествую без COVID-19» в целях упрощения процедур пересечения государственных границ на пространстве ЕАЭС при соблюдении санитарных норм и с учетом текущей эпидемиологической ситуации.

6. Предложить Правительству Российской Федерации ежегодно до 2025 года информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении, а также о реализации Стратегических направлений.

7. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
23 июня 2021 года
№ 427-СФ