Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина о мерах Правительства Российской Федерации по развитию строительной отрасли и модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ) в качестве одного из целевых показателей в сфере жилищного строительства в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» установлено улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год. Такое увеличение объема жилищного строительства также является одной из целей реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
С учетом объемов строительства жилья, которых необходимо достичь к 2030 году, перед федеральными органами государственной власти поставлена задача по выработке принципиально новых эффективных подходов к дальнейшему развитию строительной отрасли.
В частности, необходимо совершенствовать механизмы комплексного развития территорий в целях создания правовых условий для обновления ветхой жилой застройки, обеспечения нового качества городской среды.
Требуется формирование системы мер, направленных на стимулирование развития индивидуального жилищного строительства, поддержку семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Особое внимание следует уделить совершенствованию ипотечного жилищного кредитования, развитию механизмов обеспечения необходимой инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного и транспортного строительства.
Кроме того, важно продолжить деятельность по внедрению технологий информационного моделирования в строительной отрасли, дальнейшему сокращению административных барьеров и упрощению административных процедур в этой отрасли.
Также подлежит решению вопрос об определении правового статуса апартаментов как особого вида недвижимости, рынок которых в последние годы значительно расширился.
В целях создания условий для устойчивого экономического роста и достижения основных приоритетов пространственного развития Российской Федерации нужна модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры.
Согласно Указу к 2030 году доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, должна составить не менее
85 процентов. На достижение этого целевого показателя направлены национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р, в части транспортной инфраструктуры. В настоящее время Правительством Российской Федерации завершена работа по актуализации и продлению действия указанных документов до 2030 года.
Для реализации национальных целей, определенных Указом, принят Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В дальнейшем требуется обеспечить опережающее развитие дорожной отрасли, в том числе за счет применения цифровых технологий.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина о мерах Правительства Российской Федерации по развитию строительной отрасли и модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов:
№ 875702–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог» и № 875578–7 «О внесении изменений в статью 1794 Бюджетного кодекса Российской Федерации», необходимых для внедрения новой системы взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам «свободный поток»;
№ 1023225–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего внедрение единого механизма комплексного развития территорий в целях создания правовых условий для обновления ветхой жилой застройки, а также обеспечения нового качества городской среды.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить разработку и утверждение следующих документов:
стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года;
транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года;
2) ускорить разработку и принятие постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего возможность использования облигаций для финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры в целях жилищного и транспортного строительства;
3) обеспечить к 2030 году поэтапное снижение до 6 процентов средневзвешенной процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) посредством реализации специальных льготных ипотечных программ в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, и государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696;
4) принять меры, направленные на оптимизацию процедур подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включающие упрощение указанных процедур и сокращение сроков заключения соответствующих договоров;
5) обеспечить внедрение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, рассмотрев в том числе следующие вопросы:
о создании системы подготовки и переподготовки кадров для разработки и дальнейшего применения информационных моделей объектов капитального строительства;
о формировании на базе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации библиотеки типовых информационных моделей объектов капитального строительства;
об определении перечня случаев, при которых формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства являются обязательными;
об устранении противоречий в понятийном аппарате технических норм, регулирующих информационное моделирование в строительной отрасли;
о дальнейшем сокращении избыточных обязательных требований в строительстве, в том числе строительных норм и правил и санитарно-эпидемиологических правил и норм;
об отнесении технологий информационного моделирования к высокотехнологичной продукции;
6) разработать комплекс мероприятий, направленных на увеличение объема внебюджетных инвестиций в строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе с привлечением средств Фонда национального благосостояния;
7) рассмотреть вопрос об опережающем развитии дорожного строительства в 2021 году с указанием необходимых источников финансирования соответствующих мероприятий;
8) рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для осуществления ремонта и модернизации инфраструктуры городского наземного электрического транспорта;
9) рассмотреть вопрос о включении в состав наблюдательного совета публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации:
1) принять меры, направленные на снижение дифференциации между процентными ставками по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставляемым в целях приобретения жилья на первичном и вторичном рынках;
2) рассмотреть вопрос о целесообразности распространения на индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое индустриальным способом, механизма проектного финансирования кредитными организациями деятельности застройщиков, и принять меры по развитию ипотечного жилищного кредитования в сфере индивидуального жилищного строительства.
5. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
1) проработать вопрос о создании механизма софинансирования мероприятий по разработке проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, создаваемые в рамках реализации национальных проектов, в тех случаях, когда разработка такой документации за счет средств регионального и местного бюджетов является затруднительной в силу объективных причин (низкий уровень бюджетной обеспеченности, сложность и масштабность проектов);
2) рассмотреть вопрос о формировании на основе методического документа «Стандарт комплексного развития территорий», разработанного в соответствии с федеральным проектом «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда», реестра типовых проектов индивидуальных жилых домов повторного применения в целях развития индустриального способа строительства индивидуальных жилых домов;
3) рассмотреть возможность выработки дополнительных мер поддержки субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, в целях увеличения объема строительства сейсмоустойчивого жилья.
6. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации ускорить разработку и утверждение новой методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, предусматривающей новые подходы к формированию норматива цены строительства, в целях обеспечения соответствия ежегодно устанавливаемой стоимости одного квадратного метра жилого помещения ценам на рынке жилья.
7. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации подготовить предложения по сокращению сроков и оптимизации порядка предоставления застройщикам проектного финансирования.
8. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера продолжить работу по подготовке проекта федерального закона, направленного на определение правового статуса апартаментов.
9. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о создании новой модели определения подрядных организаций в дорожном хозяйстве, предусматривающей применение системы рейтингования участников закупки на основе дифференцированных требований к ним, в том числе учитывающих сложность выполнения работ, наличие деловой репутации, материально-технической базы и опыта выполнения работ;
2) рассмотреть возможность:
передачи субъектам Российской Федерации полномочий по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории в части седьмой подзоны;
упрощения порядка согласования размещения объектов с учетом приаэродромных территорий;
установления обязанности аэродромов осуществлять мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, включая шумозащитные мероприятия;
3) рассмотреть при формировании перспективной программы развития сети автомобильных дорог федерального значения на период 2025–2030 годов возможность включения мероприятий по реконструкции автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «Урал» на участке км 1609 – км 1790.
10. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации определить источники финансирования мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту находящихся в аварийном и предаварийном состоянии искусственных сооружений (мостов и путепроводов) с учетом недопустимости дополнительной финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации.
11. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации проводить ежегодно контрольное мероприятие в части использования Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» федеральных и иных ресурсов на реализацию мероприятий по строительству скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань».
12. Рекомендовать единому институту развития в жилищной сфере (акционерному обществу «ДОМ.РФ») расширить практику проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков единого института развития в жилищной сфере за долю от общей площади жилых помещений в многоквартирных домах и объектах индивидуального жилищного строительства, строительство которых планируется в рамках реализации договоров о комплексном освоении территории, в целях дальнейшего использования полученных жилых помещений в качестве арендного жилья и для реализации социальных программ, переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда.
13. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность использования облигаций для финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры в целях жилищного и транспортного строительства;
2) рассмотреть возможность участия в проводимых единым институтом развития в жилищной сфере аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков единого института развития в жилищной сфере за долю от общей площади жилых помещений в многоквартирных домах и объектах индивидуального жилищного строительства, строительство которых планируется в рамках реализации договоров о комплексном освоении территории;
3) учитывать положения методического документа «Стандарт комплексного развития территорий», разработанного в соответствии с федеральным проектом «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда», при подготовке документов, связанных с территориальным планированием, градостроительным зонированием и благоустройством территорий;
4) принять меры по согласованию реализуемых в субъектах Российской Федерации программ развития жилищного строительства с инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций в части координации сроков реализации предусмотренных указанными программами мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры и сроков реализации проектов жилищного строительства.
14. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в июле 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
15. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в сентябре 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
17. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
16 декабря 2020 года
№ 582-СФ