Документы

Постановление

О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Разработка проектировок федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период будет осуществляться в неблагоприятных условиях вследствие усиления волатильности цен на нефть и распространения новой коронавирусной инфекции по всему миру.

Учитывая высокую неопределенность в оценке последствий кризиса и изменения внешней конъюнктуры, основной задачей бюджетной политики на ближайшее время (на очередной финансовый год) должно стать обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Разработка и реализация Правительством Российской Федерации мер по социальной поддержке населения, семей с детьми, а также по поддержке отраслей экономики уже потребовали использования значительных средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Были приняты также меры налоговой поддержки субъектов предпринимательской деятельности, предусматривающие освобождение от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов во втором квартале 2020 года организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства и осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, снижение с 30 до 15 процентов тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для плательщиков, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства и выполняющих условия применения пониженного тарифа, предоставление налоговых льгот в отношении лиц и организаций, участвующих в борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции. Указанные меры в сочетании с сокращением налоговой базы по всем основным федеральным и региональным налогам уже в краткосрочной перспективе также приведут к значительному сокращению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим для реализации ключевых задач социально-экономического развития страны в условиях ограниченности бюджетных ресурсов потребуются определение имеющихся резервов бюджетных средств посредством детального анализа расходов федерального бюджета и осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, направленных на совершенствование процедур планирования и исполнения федерального бюджета.

Реализация национальных (федеральных) проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р, остается приоритетным направлением расходов федерального бюджета, а также консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом принимаемые меры по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции могут привести к необходимости корректировки показателей ряда национальных (федеральных) проектов (программ), которая не должна создавать риск недостижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Правительством Российской Федерации в 2020 году уже предпринимаются меры по обеспечению устойчивости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в результате осуществления которых высвобождаемые средства будут направляться на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В то же время есть риск, что неблагоприятные тенденции в социально-экономической сфере будут оказывать негативное воздействие на устойчивость консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и в 2021 году. В связи с этим важно осуществлять мониторинг ситуации в субъектах Российской Федерации и в случае необходимости продлить на 2021 год снятие ограничений, связанных с предельно допустимым размером дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и объемом государственного долга субъектов Российской Федерации, привлечением субъектами Российской Федерации коммерческих кредитов, предусмотреть возможность смягчения ответственности за неисполнение обязательств по соглашениям, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также по соглашениям, заключаемым в рамках реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов:

обеспечить планирование бюджетных ассигнований на решение первоочередных задач по восстановлению роста экономики и доходов населения с учетом необходимости выполнения принятых расходных обязательств;

обеспечить стабильность финансирования государственных программ поддержки отраслей промышленности, направленных на стимулирование производственной деятельности организаций и повышение спроса на отечественную продукцию;

рассмотреть вопрос о совершенствовании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст, предусмотрев оперативное внесение в него изменений, в том числе по предложениям субъектов предпринимательской деятельности, в целях его согласования с законодательством Российской Федерации и практикой экономической деятельности;

проанализировать результаты применения в тестовом режиме налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в нефтяной отрасли с точки зрения достижения целей его введения и в случае необходимости подготовить предложения по корректировке базовой структуры этого налога;

рассмотреть вопрос о включении движимого имущества в перечень объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, определив состав такого движимого имущества и предусмотрев освобождение от обложения указанным налогом объектов движимого имущества, поставленных на учет в качестве основных средств не ранее 1 января 2019 года;

рассмотреть вопрос о перераспределении доходов от акцизов на табачную продукцию между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотрев норматив зачисления указанных доходов не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также определив порядок зачисления таких доходов по данным о розничной продаже указанной продукции, отраженным в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

рассмотреть вопрос об увеличении нормативов зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации поступлений государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

рассмотреть вопрос о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации поступлений государственной пошлины за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, по проставлению апостиля на официальных документах, выданных компетентными органами в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия;

рассмотреть вопрос об увеличении нормативов зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации поступлений платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется этими государственными органами, учреждениями, в случае, когда предоставление таких сведений, документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в случае подачи заявления о предоставлении сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), в электронной форме и выдачи указанных документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

рассмотреть вопрос о продлении после 1 января 2021 года срока действия норм Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющих право субъектам Российской Федерации устанавливать законами субъектов Российской Федерации налоговую ставку в размере 0 процентов в целях применения упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению;

рассмотреть вопрос об установлении порядка распределения доходов от акцизов на средние дистилляты, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, исходя из дифференцированных в разрезе субъектов Российской Федерации нормативов, определенных пропорционально объемам реализации подакцизной продукции;

рассмотреть вопрос об усилении ответственности работодателей за выплату «серой» заработной платы наемным работникам и за уклонение от уплаты страховых взносов, подлежащих уплате организацией, и неисполнение обязанностей налогового агента;

рассмотреть вопрос о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающего включение в перечень документов и материалов, которые вносятся одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, проекта федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, содержащей перечень объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году и в плановом периоде, с указанием данных о наличии необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления работ документации или о сроках ее разработки (утверждения);

ускорить согласование и принятие плана мероприятий (»дорожной карты»), направленного на снижение объемов и количества объектов незавершенного строительства;

обеспечить финансирование утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», в том числе ее подпрограмм «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» и «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях», в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в первоначальной редакции указанного постановления Правительства Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о субсидировании части затрат рыбохозяйственных организаций на строительство судов на судостроительных верфях, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в рамках выполнения заключенного договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях;

ускорить заключение государственных контрактов (договоров подряда) на строительство атомных ледоколов нового поколения;

завершить формирование опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации, включая определение отдельных участков региональных дорог, передаваемых в федеральную собственность, а также установить объемы и источники финансирования приведения опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации в нормативное состояние;

увеличить объем субсидий, предоставляемых из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование маршрутной сети, а также субсидий на возмещение недополученных организациями воздушного транспорта доходов от осуществления воздушных перевозок населения по специальному тарифу воздушными судами в салонах экономического класса регулярными рейсами;

рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству;

рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований Министерству юстиции Российской Федерации на создание единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи;

предусмотреть бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение доработки и внедрения отечественных цифровых платформ и сервисов, позволяющих применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии для общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на техническое оснащение общеобразовательных организаций оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

обеспечить в полном объеме финансирование мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 2899-р;

предусмотреть в соответствии с пунктом 3 перечня поручений, утвержденного Президентом Российской Федерации от 17 февраля 2017 года № Пр-285, бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по созданию и развитию санаторно-курортных организаций в городе Евпатории, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, включая создание детского реабилитационного центра мирового уровня, а также на разработку проектно-сметной документации объекта «Создание и развитие санаторно-курортных организаций в городе Евпатории, Республика Крым»;

рассмотреть в рамках мер государственной поддержки многодетных семей, предусматривающих полное или частичное погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тыс. рублей, возможность использования указанных средств на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), выдаваемым на индивидуальное жилищное строительство, на оплату страховой премии, неотделимых улучшений (ремонт) жилого помещения, а также распространения указанной меры государственной поддержки на семьи, имеющие детей-инвалидов;

проработать вопрос о создании межрегиональных гарантийных фондов (институтов развития), финансируемых в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, с целью развития системы государственных гарантий, предоставляемых в обеспечение обязательств по кредитам (займам), привлекаемым юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

провести мониторинг реализации федеральных проектов в субъектах Российской Федерации для определения федеральных проектов, результаты (показатели) которых по объективным причинам не могут быть достигнуты, осуществить по его итогам корректировку их результатов (показателей) и объемов финансирования с целью учета этих изменений в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также в соглашениях, заключаемых с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов;

завершить работу по передаче на федеральный уровень полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»;

рассмотреть вопрос о передаче в федеральную собственность взлетно-посадочных полос аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, предусмотрев необходимые средства в федеральном бюджете на их ремонт и реконструкцию;

рассмотреть возможность передачи на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в отношении детей и лиц, достигших пенсионного возраста;

рассмотреть вопрос о софинансировании из федерального бюджета мероприятий по организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности и труднодоступных районах, а также по закупке школьных автобусов и их содержанию в надлежащем состоянии;

рассмотреть вопрос о выделении в рамках модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации бюджетных ассигнований на обновление материальной базы всех фельдшерско-акушерских пунктов, закупку служебного автотранспорта для работающих в них фельдшеров, а также транспорта для доставки больных, проживающих на территориях с низкой плотностью населения, в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;

стимулировать применение субъектами Российской Федерации инвестиционного налогового вычета на своих территориях, в том числе обеспечив признание указанного вычета эффективной налоговой льготой;

предусматривать ежегодно начиная с 2021 года бюджетные ассигнования на частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций;

предусмотреть на 2021 год приостановление действия или смягчение условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части ограничения уровня процентных ставок по привлекаемым субъектами Российской Федерации кредитам кредитных организаций, предусмотренных Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1531, а также смягчение требований, предъявляемых к кредитному рейтингу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляющего государственные (муниципальные) заимствования;

утвердить правила определения новых инвестиционных проектов в целях направления средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры, установив четкие критерии отбора новых инвестиционных проектов после их предварительного рассмотрения Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде;

предусмотреть возможность направления средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, не только на объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, но и на иные объекты капитального строительства в рамках реализации национальных проектов (программ);

предоставить для субъектов Российской Федерации, которые не в полном объеме направили на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов средства, высвобождаемые в результате снижения объема погашения их задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, возможность перенесения соответствующего обязательства на следующий финансовый год либо частичного возврата задолженности в федеральный бюджет в соответствии с графиками погашения задолженности, предусмотренными до продления программы реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам до 2029 года;

соблюдать применение предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, определенного в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999;

продолжить работу по совершенствованию подходов к определению расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (модельного бюджета), повысив уровень детализации учета их полномочий;

предусмотреть механизм компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с установлением на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам;

предусмотреть бюджетные ассигнования на предоставление дотаций (грантов) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

рассмотреть возможность оказания дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований на компенсацию дополнительных расходов, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктур закрытых административно-территориальных образований;

рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, включая расчистку русел рек;

предусмотреть в полном объеме бюджетные ассигнования в рамках национального проекта «Образование» на предоставление субсидий бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором;

рассмотреть возможность предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на финансовое обеспечение мероприятий по капитальному ремонту школьных зданий, находящихся в ветхом и (или) аварийном состоянии, без создания новых мест;

продолжить работу по совершенствованию методик распределения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в части повышения учета региональных особенностей для финансового обеспечения всех необходимых затрат субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации;

рассмотреть вопрос об оказании бюджетам субъектов Российской Федерации финансовой поддержки в размере, достаточном для полной компенсации дополнительных расходов региональных и местных бюджетов, возникающих в связи с реализацией Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» (о невключении в состав минимального размера оплаты труда районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также в связи с необходимостью доведения с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

предусмотреть увеличение объема бюджетных ассигнований на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710;

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями;

рассмотреть возможность предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей из многодетных семей;

предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на софинансирование строительства (реконструкции) объектов медицинских организаций (включая объекты инфраструктуры детского здравоохранения) субъектов Российской Федерации, в том числе оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими и инфекционными заболеваниями;

продолжить практику заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, до начала очередного финансового года;

сохранить распределение максимального количества межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждаемое федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

проработать вопрос о целесообразности сохранения существующей формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии публичного акционерного общества «Газпром» и других заинтересованных организаций обеспечить формирование источников финансирования мероприятий по подключению к газораспределительным сетям без привлечения средств граждан для поэтапного завершения газификации к 2024 году и 2030 году с установлением соответствующих целевых показателей на основе актуализации и утверждения региональных программ.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
8 июля 2020 года
№ 274-СФ