Документы

Постановление

Об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Заслушав информацию Министра Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) в рамках своих полномочий реализует государственную политику в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, остаются прежде всего стихийные бедствия, вызванные глобальным изменением климата, катастрофы, возникающие вследствие пожаров, особо опасные инфекционные заболевания людей

и животных, в том числе связанные с увеличением интенсивности миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.

Готовность органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к реагированию на риски и угрозы возникновения стихийных бедствий и катастроф позволяет эффективно бороться с чрезвычайными ситуациями, уменьшать число погибших и пострадавших.

Вместе с тем анализ произошедших в последние годы крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров выявил ряд проблем, для решения которых требуется:

совершенствование материально-технического оснащения сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение необходимого уровня их готовности;

осуществление государственного контроля (надзора)

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

применение современных средств и технологий предупреждения, информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

повышение эффективности тушения природных

и техногенных пожаров;

завершение создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 518816–7 «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации

по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора».

3. Рекомендовать членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представляющим Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, взять на особый контроль вопросы, касающиеся распределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение противопожарных служб субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования МЧС России на следующие цели:

оснащение сил МЧС России современной пожарной, пожарно-спасательной и авиационной техникой, оборудованием, снаряжением и экипировкой, поддержание их в исправном состоянии;

улучшение жилищных условий военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников аварийно-спасательных формирований, в том числе в рамках предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

строительство и реконструкция объектов (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

выплата денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

содержание объектов недвижимого имущества в части оплаты коммунальных услуг, обеспечение котельно-печным топливом, подготовка объектов недвижимости к эксплуатации

в осенне-зимний период;

2) проанализировать эффективность соглашений между МЧС России и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных

и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном

и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах;

3) выработать предложения по снижению неэффективных расходов на содержание объектов незавершенного строительства, предназначенных для защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций;

4) разработать и принять нормативные правовые акты, предусматривающие передачу полномочий по тушению ландшафтных (природных) пожаров, угрожающих населенным пунктам и объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, МЧС России в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края»;

5) рассмотреть возможность внесения изменений

в пенсионное законодательство Российской Федерации, предусматривающих право на досрочный выход на пенсию работникам пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации;

6) разработать нормативные правовые акты в целях реализации пилотного проекта «Ипотека пожарных и спасателей»

в рамках федерального проекта «Жилье»;

7) разработать комплекс мер в отношении Государственной противопожарной службы, направленных на:

совершенствование материально-технического обеспечения и обустройство подразделений федеральной противопожарной службы;

поддержку обновления пожарной, пожарно-спасательной техники, оборудования, снаряжения и экипировки противопожарных служб субъектов Российской Федерации;

8) уточнить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах;

9) продолжить работу по обеспечению взаимодействия, координации деятельности и определению функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по построению и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

10) проработать вопрос о возможности закрепления за МЧС России правомочий собственника движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, управление которым осуществляет МЧС России;

11) предусмотреть дополнительное финансирование работ по разминированию территорий субъектов Российской Федерации в районах обнаружения боеприпасов времен Великой Отечественной войны.

5. Рекомендовать МЧС России:

1) обеспечить внедрение единых стандартов обмена информацией в области защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

а также совершенствование информационных ресурсов органов управления единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях повышения оперативности принятия управленческих решений;

2) завершить подготовку проекта федерального закона

о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб

по единому номеру «112» в Российской Федерации и внести его

в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

3) подготовить предложения о внесении изменений

в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд» в части установления особенностей осуществления закупок, связанных с использованием резервов материальных ресурсов при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) подготовить предложения о внесении изменений

в постановление Правительства Российской Федерации

от 10 ноября 1996 года № 1340 «О Порядке создания

и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливающих возможность использования резервов материальных ресурсов при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) разрабатывать и внедрять эффективные инновационные меры по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий на объектах атомной энергетики;

6) осуществлять дальнейшую координацию и контроль

в сфере развития систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

7) организовать с привлечением научно-экспертного сообщества работу по выявлению и исследованию новых рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и их предупреждению.

6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов

и экологии Российской Федерации совместно с МЧС России при участии Российской академии наук совершенствовать механизмы взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций (катастрофы природного характера, проявление опасных геологических процессов) в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) принять необходимые меры по обеспечению противопожарных служб субъектов Российской Федерации современной пожарной, пожарно-спасательной техникой, оборудованием, снаряжением и экипировкой, поддержанию их

в исправном состоянии;

2) предусмотреть при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации средства на завершение создания, эксплуатацию и развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

3) разработать и реализовать план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включающий составление перечня собственников земельных участков, примыкающих

к лесам, перечень, объемы и сроки выполнения указанными собственниками противопожарных мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации

от 18 августа 2016 года № 807 «О внесении изменений

в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий»;

4) обеспечить реализацию мер, направленных на повышение эффективности деятельности и дополнительную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

5) проводить пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей

на водных объектах с помощью аудиовизуальных средств, тематические занятия в образовательных организациях, а также обеспечивать информирование населения через средства массовой информации, зарегистрированные на территориях субъектов Российской Федерации, о мерах по обеспечению безопасности населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года

о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету

и финансовым рынкам проконтролировать решение вопроса

о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на выплату денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

10. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

1) изучить практику взимания аэронавигационных

и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание

в связи с допуском летательных аппаратов МЧС России

на территорию субъекта Российской Федерации для тушения пожаров или проведения иных мероприятий реагирования;

2) проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2020 года.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне

и безопасности.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

26 июня 2019 года

№ 233-СФ