Межпарламентская деятельность

Северный совет

Северный совет — региональная организация сотрудничества парламентариев стран Северной Европы — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии (с 1955 г.). Учреждена в 1952 году.

Организация является консультативно-контрольным органом по вопросам, касающимся сотрудничества между отдельными или всеми пятью государствами, включая автономные территории (Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова). Деятельность Северного совета заключается в выступлениях с инициативами по проблематике северного региона.

Северный совет дает рекомендации и высказывает мнение Совету министров Северных стран (СМСС создан в 1971 г. как форум сотрудничества правительств скандинавских стран) и правительствам. Решения Северного совета носят форму рекомендаций и имеют значительный вес. В большинстве случаев его решения приобретают форму конкретных действий со стороны соответствующих правительств, парламентов и СМСС.

Северный совет состоит из членов национальных делегаций, избираемых парламентами государств – участников организации. Парламент Дании в Северном совете представлен 31 депутатом, Норвегии – 40 депутатами, Финляндии – 36, Швеции – 39, Исландии – 14, Гренландии – 4, Аландских островов – 4, Фарерских островов – 4 (представители Гренландии, Фарерских и Аландских островов избираются органами местного самоуправления).[1]

Органами Северного совета являются Пленарная сессия, Президиум и комитеты.

Делегация Федерального Собрания Российской Федерации на Пленарных сессиях Северного совета обладает статусом приглашенного иностранного гостя.

Пленарная сессия Северного совета созывается раз в год (обычно в 44-ую неделю года). Президиум собирается дважды в год – на очередной (Пленарной) и на тематической сессиях, при этом тематические сессии проводятся по решению Президиума, на своих сессиях члены Северного совета принимают решения по рекомендациям, которые они дали ранее правительствам своих стран для дальнейшей реализации.

Сессии Северного совета проводятся на основе ротации в странах — членах, и в них помимо депутатов участвуют представители правительств упомянутых стран. Пленарная сессия принимает рекомендации, мнения, определяет правила процедуры, количество и сферы деятельности комитетов Северного совета, место и время следующей сессии, избирает Президиум.

В период между ежегодными сессиями Президиум является высшим органом по принятию решений. Президиум готовит общий обзор по политическим вопросам, вопросам общей линии деятельности, рабочей процедуры и проблемам, касающихся внешней политики и безопасности. Президиум также обеспечивает координацию деятельности Северного совета с мероприятиями, проводимыми национальными парламентами и международными организациями.

Президиум состоит из Президента, вице-президента и 12 членов. Каждая страна и партийная группа может быть представлена в Президиуме. Президиум представляет Пленарной сессии отчет о своей деятельности и принимает бюджет Северного совета, который формируется за счет дифференцированных взносов.

В функции Президиума также входит представлять Северный совет, выступать с заявлениями, созывать внеочередные сессии, распределять расходы между делегациями национальных парламентов, руководить работой Секретариата и секретариатов делегаций, поддерживать контакты с другими международными организациями, созывать заседания комитетов Северного совета в период между заседаниями Пленарной сессии, формировать в случае необходимости временные комиссии и рабочие группы, вырабатывать повестку дня Пленарной сессии, информационная работа.

В соответствии со сложившейся практикой Президентом Северного совета на каждой очередной сессии назначается председатель национальной делегации страны, в которой проходит сессия. Также назначается вице-президент Северного совета (представляет ту же страну, что и Президент).

Вопросы процедуры организации основаны на положениях Хельсинкского договора, в соответствии с которым право выдвигать предложения в Северном совете имеют правительства, СМСС и члены Северного совета.

Все поступившие предложения направляются в соответствующий комитет Северного совета и затем рассматриваются на основе заключения комитета на Пленарной сессии.

В Северном совете функционируют шесть профильных комитетов: Комитет по росту и развитию Северного региона, Комитет по образованию и культуре в Северном регионе, Комитет по благосостоянию в Северном регионе, Комитет по устойчивому Северному региону, Контрольный комитет, Комитет по выборам.

Комитеты собираются на свои заседания пять-шесть раз в год. В рамках комитетов и между ними могут создаваться рабочие группы для решения конкретных задач. Рабочие группы и президиумы комитетов собираются между сессиями и в связи с регулярными заседаниями комитетов. Комитеты также могут проводить независимые конференции, семинары и встречи по схеме вопросы-ответы.

Северный совет также имеет 6 партийных групп: консервативная группа, центристская группа, социал-демократическая группа, Северные зеленые левые, Северная свобода, группа неаффилированных партий.

Северный совет имеет статус наблюдателя в Межпарламентском союзе и, как правило, представлен на заседаниях МПС. Комитеты Северного совета поддерживают регулярные контакты с КЕС и Европарламентом. Северный совет имеет соглашение о сотрудничестве с ПАСЕ. В соответствии с этим соглашением обе организации принимают участие в заседаниях друг друга. Представители стран Бенилюкса также участвуют в сессиях Северного совета.

Комитеты Северного совета поддерживают контакты и обмениваются информацией с ЮНЕСКО, ВТО и ЮНИСЕФ. На сессии Северного совета приглашается Парламентская Ассамблея ОБСЕ.

Северный совет является инициатором парламентского сотрудничества по трем северным направлениям: балтийскому, арктическому и баренцеву.

В 1991 году было инициировано парламентское сотрудничество в регионе Балтийского моря, в рамках которого проводятся ежегодные конференции поочередно в каждой стране Северного совета или в стране любого участвующего парламента по предложению его представителей на конференции. На Парламентской конференции Балтийского моря кроме парламентских делегаций центрального уровня приглашаются также и представители региональных парламентов государств-участников конференции, ряд авторитетных международных организаций со статусом наблюдателя.

Северный совет в 1993 г. провел конференцию парламентариев Арктического региона, результатом которой стало образование в 1994 г. Постоянного комитета парламентариев Арктического региона.

В дополнение к деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона Северный совет в 1999 г. провел первую Конференцию парламентариев Баренцева региона, явившуюся началом парламентского сотрудничества в регионе Баренцева моря.

Структура и деятельность Северного совета послужили моделью для образования парламентской организации стран Балтии — Балтийской Ассамблеи, с которой Северный совет в 1992 г. подписал соглашение о сотрудничестве.

На сессии в Рейкьявике в 1996 г. Северный совет официально закрепил отношения с сопредельными территориями Севера в качестве одного из направлений своей деятельности. Понятие «сопредельные территории» включает в себя Эстонию, Латвию, Литву, а также северо-западные регионы Российской Федерации (Республику Карелия, Архангельскую, Калининградскую, Мурманскую и Ленинградскую области, Санкт-Петербург). На практике такое сотрудничество осуществляется с начала 1990-х гг. на основе принимаемых рабочих программ.

Главные сферы взаимодействия: укрепление демократии и соблюдения гражданских прав, охрана окружающей среды, обеспечение устойчивого развития, рациональное использования природных ресурсов, укрепление основ рыночной экономики, совершенствование образования, сохранение культуры.

Важную роль в развитии экономического и природоохранного сотрудничества играет созданный за счет долевых взносов северных стран Северный инвестиционный банк. Цель деятельности банка – предоставление кредитов и банковских гарантий в соответствии с обычной банковской практикой для содействия инвестиционным проектам и экспорту. В апреле 1997 года в Москве подписано соглашение о финансовом сотрудничестве с Северным инвестиционным банком (ратифицировано Российской Федерацией в марте 1999 г.).

Значительную роль в координации программной деятельности были призваны играть Информационные бюро Совета министров Северных стран. Такие бюро были учреждены в начале 1990-х годов в Вильнюсе, Риге и Таллине.

В 1997 году подписан Меморандум об учреждении Информационного бюро СМСС в Санкт-Петербурге. В 2006 году создано аналогичное бюро в Калининграде. Информбюро занимались поиском партнеров для сотрудничества с Северо-Западом России и координировали совместные проекты.

После включения Минюстом России в реестр иностранных агентов информбюро приостановили свою деятельность, о чем сообщалось на сайте СМСС. Сейчас они имеют статус частных учреждений по административной поддержке реализации программ и проектов Совета министров Северных стран (отдельно в Санкт-Петербурге и Калининграде, руководитель и того и другого бюро – Е.Н.Голубева).

Секретариат Президиума Северного совета, как и секретариат СМСС находится в Копенгагене. 

Сайт Северного совета в сети Интернет: www.norden.org


[1] Данные на февраль 2021 г. В национальные делегации входят действующие члены делегаций и их заместители.