бета

Межпарламентская деятельность

Северный совет

Северный совет — региональная организация сотрудничества парламентариев стран Северной Европы — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии (с 1955 г.). Учреждена в 1952 г.

Деятельность Северного совета заключается в выступлениях с инициативами по проблематике северного региона. Организация является консультативно-контрольным органом по вопросам, касающимся сотрудничества между отдельными или всеми пятью государствами, включая автономные территории (Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова).

Северный совет дает рекомендации и высказывает мнение Совету министров Северных стран (СМСС создан в 1971 г. как форум сотрудничества правительств скандинавских стран) и правительствам. Решения Северного совета носят форму рекомендаций и имеют значительные вес. В большинстве случаев его решения приобретают форму конкретных действий со стороны соответствующих правительств, парламентов и СМСС.

Северный совет состоит из 84 членов (данные на февраль 2017 г.), избираемых национальными парламентами. Парламент Дании представлен 16 депутатами, Норвегии – 20, Финляндии – 18, Швеции – 20, Исландии – 4, Гренландии – 2, Аландских островов – 2, Фарерских островов – 2 (представители Гренландии, Фарерских и Аландских островов избираются органами местного самоуправления.

Органами Северного совета являются Пленарная сессия, Президиум и комитеты.

Пленарная сессия Северного совета созывается раз в год (обычно в 
44-ую неделю года). Внеочередная сессия или тематические сессии проводятся по решению Президиума или по требованию, по крайней мере, двух правительств или 25 избранных представителей.

Сессии Северного совета проводятся на основе ротации в странах — членах, и в них помимо депутатов участвуют представители правительств северных стран. Пленарная сессия принимает рекомендации, мнения, определяет правила процедуры, количество и сферы деятельности комитетов Северного совета, место и время следующей сессии, избирает Президиум.

В период между ежегодными сессиями Президиум является высшим органом по принятию решений. Президиум готовит общий обзор по политическим вопросам, вопросам общей линии деятельности, рабочей процедуры и проблемам, касающихся внешней политики и безопасности. Президиум также обеспечивает координацию деятельности Северного совета с мероприятиями, проводимыми национальными парламентами и международными организациями.

Президиум состоит из Президента, вице-президента и 12 членов. Каждая страна и партийная группа может быть представлена в Президиуме. Президиум представляет Пленарной сессии отчет о своей деятельности и принимает бюджет Северного совета, который формируется за счет дифференцированных взносов.

В функции Президиума также входит представлять Северный совет, выступать с заявлениями, созывать внеочередные сессии, распределять расходы между делегациями национальных парламентов, руководить работой Секретариата и секретариатов делегаций, поддерживать контакты с другими международными организациями, созывать заседания комитетов Северного совета в период между заседаниями Пленарной сессии, формировать в случае необходимости временные комиссии и рабочие группы, вырабатывать повестку дня Пленарной сессии, информационная работа.

В соответствии со сложившейся практикой Президентом Северного совета на каждой очередной сессии назначается председатель национальной делегации страны, в которой проходит сессия. Также назначается вице-президент Северного совета (представляет ту же страну, что и Президент).

Вопросы процедуры организации оговорены в Хельсинкском договоре, в соответствии с которым право выдвигать предложения в Северном совете имеют правительства, СМСС и члены Северного совета.

Все поступившие предложения направляются в соответствующий комитет Северного совета и затем рассматриваются на основе заключения комитета на Пленарной сессии.

В Северном совете функционируют шесть профильных комитетов:

· комитет по образованию и культуре;

· комитет по устойчивому Северному региону;

· комитет по процветанию и развитию;

· комитет по благосостоянию;

· контрольный комитет;

· комитет по выборам.

Комитеты собираются на свои заседания пять-шесть раз в год. В рамках комитетов и между ними могут создаваться рабочие группы для решения конкретных задач. Рабочие группы и президиумы комитетов собираются между сессиями и в связи с регулярными заседаниями комитетов. Комитеты также могут проводить независимые конференции, семинары и встречи по схеме вопросы-ответы.

Северный совет имеет статус наблюдателя в Межпарламентском союзе и, как правило, представлен на заседаниях МПС. Комитеты Северного совета поддерживают регулярные контакты с КЕС и Европарламентом. Северный совет имеет соглашение о сотрудничестве с ПАСЕ. В соответствии с этим соглашением обе организации принимают участие в заседаниях друг друга. Представители стран Бенилюкса также участвуют в сессиях Северного совета.

Комитеты Северного совета поддерживают контакты и обмениваются информацией с ЮНЕСКО, ВТО и ЮНИСЕФ. На сессии Северного совета приглашается Парламентская Ассамблея ОБСЕ.

Северный совет является инициатором парламентского сотрудничества по трем северным направлениям: балтийскому, арктическому и баренцеву.

В 1991 году было инициировано парламентское сотрудничество в регионе Балтийского моря, в рамках которого проводятся ежегодные конференции поочередно в каждой стране Северного совета или в стране любого участвующего парламента по предложению его представителей на конференции. На Парламентской конференции Балтийского моря кроме парламентских делегаций центрального уровня приглашаются также и представители региональных парламентов государств-участников конференции, ряд авторитетных международных организаций со статусом наблюдателя.

Северный совет в 1993 г. провел конференцию парламентариев Арктического региона, результатом которой стало образование в 1994 г. Постоянного комитета парламентариев Арктического региона.

В дополнение к деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона Северный совет в 1999 г. провел первую Конференцию парламентариев Баренцева региона, явившуюся началом парламентского сотрудничества в регионе Баренцева моря.

Структура и деятельность Северного совета послужили моделью для образования парламентской организации стран Балтии — Балтийской Ассамблеи, с которой Северный совет в 1992 г. подписал соглашение о сотрудничестве.

На сессии в Рейкьявике в 1996 г. Северный совет официально закрепил отношения с сопредельными территориями Севера в качестве одного из направлений своей деятельности. Понятие «сопредельные территории» включает в себя Эстонию, Латвию, Литву, а также северо-западные регионы Российской Федерации (Республику Карелия, Архангельскую, Калининградскую, Мурманскую и Ленинградскую области, Санкт-Петербург).

На практике такое сотрудничество осуществляется уже с начала
1990-х гг. на основе принимаемых рабочих программ.

Главные сферы взаимодействия: укрепление демократии и соблюдения гражданских прав, охрана окружающей среды, обеспечение устойчивого развития, рациональное использования природных ресурсов, укрепление основ рыночной экономики, совершенствование образования, сохранение культуры.

Важную роль в развитии экономического и природоохранного сотрудничества играет созданный за счет долевых взносов северных стран Северный инвестиционный банк. Цель деятельности банка – предоставление кредитов и банковских гарантий в соответствии с обычной банковской практикой для содействия инвестиционным проектам и экспорту. В апреле 1997 года в Москве подписано соглашение о финансовом сотрудничестве с Северным инвестиционным банком (ратифицировано нами в марте 1999 г.).

В рамках СМСС подготовлены предложения к новой Стратегии по сотрудничеству с сопредельными территориями.

Важную роль в координации программной деятельности призваны играть Информационные бюро Совета министров Северных стран. Такие бюро были учреждены в начале 1990-х годов в Вильнюсе, Риге и Таллине.

В августе 1997 г. подписан Меморандум об учреждении аналогичного бюро в Санкт-Петербурге. Открытие Информбюро состоялось только
в 2014 году; оно занималось поиском партнеров для сотрудничества с Северо-Западом России и также координировало совместные проекты.

После длительного согласования с 2006 г. создано аналогичное бюро и в Калининграде. Северяне рассчитывали на придание дипломатического статуса руководителям таких бюро.

Однако на данный момент эти информбюро остановили реализацию ряда проектов в России после включения их Минюстом РФ в реестр иностранных агентов. На сайте СМСС сообщалось, что «в связи с техническими причинами информационное бюро Совета министров Северных Стран в Санкт-Петербурге вынуждено приостановить реализацию текущих проектов с 23 января 2015 г. на неопределенное время». В Калининграде работа информбюро также приостановлена.

Делегация Федерального Собрания Российской Федерации на Пленарных сессиях Северного совета обладает статусом приглашенного иностранного гостя.

Очередная 69-я Пленарная сессия Северного совета пройдет в октябре – ноябре 2017 г на Аландских островах. Президентом Серного совета
на 2017 г. является Председатель Лагтинга Аландских о-вов Бритт Лундберг.

Секретариат Президиума Северного совета, как и секретариат СМСС находится в Копенгагене.

В состав делегации Совета Федерации в делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Северном совете входят:

— Кононова Людмила Павловна — первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, руководитель делегации

Акимов Алексей Константинович — заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Важенин Юрий Иванович — член Комитета Совета Федерации по экономической политике 

Отке Анна Ивановна — член Комитета Совета Федерации по социальной политике

Пономарев Михаил Николаевич — заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике