бета

Межпарламентская деятельность

Северный совет

Северный совет — региональная организация сотрудничества парламентариев стран Северной Европы — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии (с 1955 г.). Учреждена в 1952 г.


Северный совет — региональная организация сотрудничества парламентариев стран Северной Европы — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии (с 1955 г.). Учреждена в 1952 г.

Деятельность Северного совета заключается в выступлениях с инициативами по проблематике северного региона. Организация является консультативно-контрольным органом по вопросам, касающимся сотрудничества между отдельными или всеми пятью государствами, включая автономные территории (Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова).

Северный совет дает рекомендации и высказывает мнение Совету министров Северных стран (СМСС создан в 1971 г. как форум сотрудничества правительств скандинавских стран) и правительствам. Решения Северного совета носят форму рекомендаций и имеют значительные вес. В большинстве случаев его решения приобретают форму конкретных действий со стороны соответствующих правительств, парламентов и СМСС.

Северный совет состоит из 87 членов, избираемых национальными парламентами. Парламенты Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции представлены в нем делегациями по 20 депутатов, Исландии — 7 депутатов. Представители Гренландии, Фарерских и Аландских островов (по два депутата) входят в соответствующие национальные делегации и избираются органами местного самоуправления.

Органами Северного совета являются Пленарная сессия, Президиум и комитеты.

Пленарная сессия Северного совета созывается раз в год (обычно в 
44-ую неделю года). Внеочередная сессия или тематические сессии проводятся по решению Президиума или по требованию, по крайней мере, двух правительств или 25 избранных представителей.

Сессии Северного совета проводятся на основе ротации в странах — членах, и в них помимо депутатов участвуют представители правительств северных стран (включая представителей местных правительств трех самоуправляющихся территорий).

Пленарная сессия принимает рекомендации, мнения, определяет правила процедуры, количество и сферы деятельности комитетов Северного совета, место и время следующей сессии, избирает Президиум.

В период между ежегодными сессиями Президиум является высшим органом по принятию решений. Президиум готовит общий обзор по политическим вопросам, вопросам общей линии деятельности, рабочей процедуры и проблемам, касающихся внешней политики и безопасности. Президиум также обеспечивает координацию деятельности Северного совета с мероприятиями, проводимыми национальными парламентами и международными организациями.

Президиум состоит из Председателя и 12 членов. Каждая страна и партийная группа может быть представлена в Президиуме. Президиум представляет Пленарной сессии отчет о своей деятельности и принимает бюджет Северного совета, который формируется за счет дифференцированных взносов.

В функции Президиума также входит представлять Северный совет, выступать с заявлениями, созывать внеочередные сессии, распределять расходы между делегациями национальных парламентов, руководить работой Секретариата и секретариатов делегаций, поддерживать контакты с другими международными организациями, созывать заседания комитетов Северного совета в период между заседаниями Пленарной сессии, формировать в случае необходимости временные комиссии и рабочие группы, вырабатывать повестку дня Пленарной сессии, информационная работа.

В соответствии со сложившейся практикой Председателем Северного совета на каждой очередной сессии назначается председатель национальной делегации страны, в которой проходит сессия. Также назначается заместитель Председателя Северного совета (представляет ту же страну, что и Председатель).

Вопросы процедуры организации оговорены в Хельсинкском договоре, в соответствии с которым право выдвигать предложения в Северном совете имеют правительства, СМСС и члены Северного совета.

Все поступившие предложения направляются в соответствующий комитет Северного совета и затем рассматриваются на основе заключения комитета на Пленарной сессии.

В Северном совете функционируют пять профильных комитетов:

· комитет по культуре, образованию и обучению;

· комитет по вопросам благосостояния;

· комитет по правам граждан и потребителей;

· комитет по окружающей среде и природным ресурсам;

· комитет по вопросам бизнеса и промышленности.

Комитеты собираются на свои заседания пять-шесть раз в год. В рамках комитетов и между ними могут создаваться рабочие группы для решения конкретных задач. Рабочие группы и президиумы комитетов собираются между сессиями и в связи с регулярными заседаниями комитетов. Комитеты также могут проводить независимые конференции, семинары и встречи по схеме вопросы-ответы.

В Северном совете также действует Контрольный комитет, в состав которого входят по одному члену от каждой страны. Комитет осуществляет парламентский контроль за финансовой деятельностью органов Северного совета и отвечает за проверку выполнения решений Пленарной сессии. Контрольный комитет также отслеживает толкования Хельсинского договора, других соглашений по сотрудничеству скандинавских стран, мнения относительно Правил процедуры Северного совета, и других внутренних правил. Комитет заседает около шести раз в год, обычно параллельно с заседаниями других комитетов.

В структуру Северного совета также входит Избирательная комиссия, состоящая из семи членов и отвечающая за подготовку и представление предложений по проведению выборов на Пленарной сессии. Избирательная комиссия созывается только в связи с проведением регулярной сессии, когда проводятся выборы.

Северный совет имеет статус наблюдателя в Межпарламентском союзе и, как правило, представлен на заседаниях МПС. Комитеты Северного совета поддерживают регулярные контакты с КЕС и Европарламентом. Северный совет имеет соглашение о сотрудничестве с ПАСЕ. В соответствии с этим соглашением обе организации принимают участие в заседаниях друг друга. Представители стран Бенилюкса также участвуют в сессиях Северного совета.

Комитеты Северного совета поддерживают контакты и обмениваются информацией с ЮНЕСКО, ВТО и ЮНИСЕФ. На сессии Северного совета приглашается Парламентская Ассамблея ОБСЕ.

Северный совет является инициатором парламентского сотрудничества по трем северным направлениям: балтийскому, арктическому и баренцеву.

В 1991 году было инициировано парламентское сотрудничество в регионе Балтийского моря, в рамках которого проводятся ежегодные конференции поочередно в каждой стране Северного совета или в стране любого участвующего парламента по предложению его представителей на конференции. На Парламентской конференции Балтийского моря кроме парламентских делегаций центрального уровня приглашаются также и представители региональных парламентов государств-участников конференции, ряд авторитетных международных организаций со статусом наблюдателя.

Северный совет в 1993 г. провел конференцию парламентариев Арктического региона, результатом которой стало образование в 1994 г. Постоянного комитета парламентариев Арктического региона. Комитет установил связи с Арктическим советом (правительственная организация государств данного региона), каждые два года проводит свою конференцию.

В дополнение к деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона Северный совет в 1999 г. провел первую Конференцию парламентариев Баренцева региона, явившуюся началом парламентского сотрудничества в регионе Баренцева моря.

Структура и деятельность Северного совета послужили моделью для образования парламентской организации стран Балтии — Балтийской Ассамблеи, с которой Северный совет в 1992 г. подписал соглашение о сотрудничестве.

На сессии в Рейкьявике в 1996 г. Северный совет официально закрепил отношения с сопредельными территориями Севера в качестве одного из направлений своей деятельности. Понятие «сопредельные территории» включает в себя Эстонию, Латвию, Литву, а также северо-западные регионы Российской Федерации (Республику Карелия, Архангельскую, Калининградскую, Мурманскую и Ленинградскую области, Санкт-Петербург).

На практике такое сотрудничество осуществляется уже с начала 1990-х годов на основе принимаемых специальных рабочих программ. Так, бюджет «Рабочей программы СМСС для сопредельных территорий Севера на 2000 г.» составляет порядка 10 млн. долл. США.

Главные сферы взаимодействия: укрепление демократии и соблюдения гражданских прав, охрана окружающей среды, обеспечение устойчивого развития, рациональное использования природных ресурсов, укрепление основ рыночной экономики, совершенствование образования, сохранение культуры.

Важную роль в развитии экономического и природоохранного сотрудничества играет созданный за счет долевых взносов северных стран «Северный инвестиционный банк». Цель деятельности Банка — предоставление кредитов и банковских гарантий в соответствии с обычной банковской практикой для содействия инвестиционным проектам и экспорту. В апреле 1997 года в Москве подписано соглашение о финансовом сотрудничестве с «Северным инвестиционным банком» (ратифицировано нами в марте 1999 г.).

В рамках СМСС подготовлены предложения к новой Стратегии по сотрудничеству с сопредельными территориями.

Важную роль в координации программной деятельности играют Информационные бюро Совета министров Северных стран. Такие бюро были учреждены в начале 1990-х годов в Вильнюсе, Риге и Таллине. В августе
1997 г. подписан Меморандум об учреждении аналогичного бюро в Санкт-Петербурге. После длительного согласования в 2006 г. создано аналогичное бюро в Калининграде.

Секретариат Президиума Северного совета, как и секретариат СМСС находится в Копенгагене (Дания).

66-я сессия Северного совета состоялась 27–30 октября 2014 г. в г. Стокгольм, Швеция. Президентом на 2015 год избран член Альтинга (парламента) Исландии, глава исландской национальной делегации в Северном совете Хёскулдур Торхаллссон. 67-я сессия Северного совета состоится в октябре – ноябре 2015 г. в г. Рейкьявике.

Делегация Федерального Собрания на Пленарных сессиях Северного совета обладает статусом приглашенного иностранного гостя.

Состав делегации Совета Федерации в делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Северного совета

КОНОНОВА Людмила Павловна

член Комитета Совета Федерации по социальной политике

Косарев Николай Валентинович

член Комитета Совета Федерации по экономической политике

НЕЁЛОВ Юрий Васильевич

председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике

ОТКЕ Анна Ивановна

член Комитета Совета Федерации по социальной политике