«Круглые столы»

«О дальнейшем совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы в сфере грузовых железнодорожных перевозок»

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Вячеслав Тимченко Тимченко
Вячеслав Степанович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
Тимченко Вячеслав Степанович
провел заседание «круглого стола» на тему «О дальнейшем совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы в сфере грузовых железнодорожных перевозок», в котором приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, предприятий отрасли, профильных организаций.

В ходе мероприятия участники обсудили актуальные проблемы железнодорожного транспорта и рекомендации по их решению на законодательном уровне.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 10 декабря 2018 года (Протокол № 165)

Заслушав и обсудив информацию по означенной теме, участники парламентских слушаний отмечают активную работу по актуализации положений Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

На долю ОАО «РЖД» приходится более 45% в грузообороте транспортной системы России. За 10 месяцев 2018 года грузоперевозки увеличились на 2,7% и составили 1,73 млрд. тонн. Достигнута положительная динамика роста показателя скорости доставки грузов. Так, в январе-октябре 2018 года средняя скорость доставки одной грузовой отправки составила около 369,1 км в сутки, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2017 года (362,7 км в сутки). Перевозки грузов в контейнерах увеличились на 12%.

За указанный период наблюдался рост показателя перевозок по некоторым видам грузов. Например, было перевезено 26,1 млн. тонн хлебных грузов, что на 28,5% больше, чем годом ранее (20,3 млн. тонн); 79,6 млн. тонн черных металлов (+11,3%, 71,5 млн. тонн); 334,8 млн. тонн каменного угля (+3,9%, 322,2 млн. тонн).

Важное значение для увеличения объема грузоперевозок, доставляемых железнодорожным транспортом, имеет цифровизация отрасли. Это, в том числе стало возможным благодаря созданию электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (далее — ЭТП ГП), где грузоотправитель может заказать комплексную услугу доставки грузов в режиме «одного окна». Этот онлайн-ресурс уже продемонстрировал свою востребованность. Так, за август-октябрь 2018 года число отправок грузов через ЭТП ГП превысило 19,5 тыс., что на 39% больше, чем в августе-октябре 2017 года (14 тыс. отправок).

В перспективе предполагается, что посредством ЭТП ГП грузоотправитель сможет воспользоваться рядом дополнительных услуг: логистических, страховых, финансово-кредитны учреждений и других. Планируется, также расширить комплекс услуг, обеспечив перевозку грузов от двери до двери (комбинированная перевозка).

В целях создания правового поля для выстраивания взаимоотношений между транспортными организациями, различными видами транспорта при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении Минтрансом России разрабатывается законопроект «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках».

Для дальнейшей цифровизации отрасли, развития информационных технологий на железнодорожном транспорте необходимо снять существующие законодательные ограничения модернизации транспортной инфраструктуры, автоматизации основных производственных процессов, прежде всего, на узловых сортировочных станциях, что позволит повысить эффективность и снизить издержки железнодорожных перевозок.

В тоже время представители Кировской области отмечают, что в течение 2017–2018 г. г. существенно увеличилось количество обращений в Вятскую торгово-промышленную палату по поводу возникающих проблем при отгрузке произведенной продукции в другие регионы Российской Федерации и на экспорт железнодорожным транспортом.

В настоящее время ЭТП ГП представляет собой электронный канал продаж услуг, работающий с ограниченным количеством собственников подвижного состава (в основном, вагоны на ЭТП ГП предоставляют АО «ФГК», АО «ПГК»), Операторы подвижного состава, как правило, не проявляют заинтересованности в подключении к ЭТП ГП ввиду наличия заключенных контрактов с клиентами, а также ограниченного перечня предлагаемых на площадке услуг.

При этом компанией-оператором ООО «Цифровая логистика» ведется работа по расширению предлагаемых услуг на ЭТП ГП, включая возможность оформления заказов перевозки на экспорт, что позволит привлечь дополнительный подвижной состав операторского сообщества.

Отмечается значительное число фактов нарушения нормативных сроков доставки грузов, а так же доставки порожних вагонов. Постановка подвижного парка под погрузку осуществляется в «неурочное время» (в т. ч. в выходные дни) и ставит предприятия в условия, при которых невозможно оперативно организовать погрузочные работы.

Грузоперевозчики в своих договорах не устанавливают время на подачу-уборку вагонов, что на практике приводит к существенным задержкам оборота вагонного парка по вине железной дороги, которые оплачиваются грузоотправителями штрафными санкциями за простой.

В последние годы существенно сокращается объем продукции кировских предприятий пищепереработки отгруженной в северные регионы (Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.), что также может быть связано с несогласованием ОАО «РЖД» особых условий перевозки грузов в крытых вагонах в периоды года, не предусмотренные Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденными приказом МПС России от 

18.06.2003 года № 37. При этом отгрузка в изотермических вагонах обходится существенно дороже, а их предоставление операторами железнодорожного подвижного состава задерживается в отдельных случаях до месяца. Данные обстоятельства делают поставки продовольственных товаров нерентабельными, и по оценкам экспертов не позволяет отгрузить такого рода продукции местных производителей на сумму до 1 млрд. руб. в год. В тоже время изменившиеся технологии производства продуктов питания и их упаковки позволяют без ущерба для качества продукции производить перевозку скоропортящихся грузов в весенне-летний период в обычных вагонах.

Существующая система расчета провозной платы на основании Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (далее — ЕТСНГ), которая не содержит коды значительного числа новых товаров, появившихся на рынке, приводит к наложению больших штрафов на грузоотправителей, хотя реального ущерба перевозчик не несет.При этом следует учитывать тот факт, что в 1992 году Советом глав правительств СНГ вопросы внесения изменений в ЕТСНГ отнесены к компетенции Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ. Соответствующие полномочия отражены в Положении о Совете по железнодорожному транспорту. А затем в 2012 году решением 57-го Совета по железнодорожному транспорту при совете была создана экспертная группа по внесению изменений в ЕТСНГ, а уполномоченной организацией, осуществляющей ведение ЕТСНГ, определено Проектно-конструкторское технологическое бюро по системам информации, это филиал ОАО «РЖД».Поэтому в настоящее время для отнесения новой продукции к коду груза ЕТСНГ или получения нового кода требуется решение Совета по железнодорожному транспорту. Для выработки такого решения необходимо направлять документы в упомянутое бюро (можно направить в Минтранс России), а затем рассмотреть проект решения на заседании экспертной группы с последующим вынесением на утверждение совета. Все обозначенные проблемы указывают на необходимость формирования новой целевой модели рынка, к работе над которой необходимо приступать незамедлительно.

В целях дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы в сфере регулирования грузовых железнодорожных перевозок участники круглого стола предлагают:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть возможность утверждения в четвертом квартале 2019 года Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2025 года, предусмотренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р;

— рассмотреть возможность актуализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 июня 2001 г. № 788-р, с учетом обеспечения выполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016);

— рассмотреть возможность стимулирования производства и приобретения изотермического железнодорожного подвижного состава отечественного производства.

Рекомендовать Комитету Совета Федерации по экономической политике в первом квартале 2020 года провести мероприятие по обсуждению Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2025 года и Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

Рекомендовать ФАС России совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и ОАО «РЖД» рассмотреть возможность внесения изменений в Прейскурант № 10–01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2) в части сближения тарифов на перевозку грузов в рефрижераторных вагонах, рефрижераторных контейнерах, вагонах- термосах, контейнерах-термосах с тарифами на перевозку грузов в неспециализированных транспортных средствах (крытые вагоны универсального назначения, универсальные контейнеры).

Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:

— рассмотреть возможность включения в примерный договор на

эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и примерный договор на подачу и уборку вагонов, утвержденные Приказом МПС России от 18.06.2003 № 26, технологически обоснованного времени подачи и уборки вагонов;

— рассмотреть возможность разработки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего ответственность операторов железнодорожного подвижного состава за предоставление под погрузку вагонов, непригодных для перевозки конкретных грузов;

— рассмотреть возможность разработки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на более четкие определения прав, обязанностей и ответственности участников грузовых железнодорожных перевозок с учетом целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок и развития электронной торговой площадки «Грузовые перевозки»;

— рассмотреть возможность разработки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона направленного на дифференцированное установление штрафных санкций предусмотренных статьями 98 и 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации с учетом соразмерности причинения возможного ущерба;

— при подготовке проекта Порядка проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, предусмотренного статей 3 Федерального закона от 29.07.2018г. № 253-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предусмотреть установление конкретных сроков направления груженых или порожних грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт;

— рассмотреть возможность принятия незамедлительных мер к подписанию приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об установлении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов», подготовленного взамен приказа МПС России от 18.06.2003 года № 37;

— разработать механизмы вовлечения операторов железнодорожного грузового подвижного состава к заключению договоров на предоставление подвижного состава через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки», включая обеспечение экспортных перевозок;

Рекомендовать ОАО «РЖД» совместно с операторами подвижного железнодорожного состава рассмотреть возможность включения в информационные ресурсы ОАО «РЖД», используемые для сопровождение рабочего места пользователя, информации о наличии на сети порожних вагонов для возможного осуществления перевозки грузов на взаимовыгодных условиях.