«Круглые столы»

«Развитие предпринимательства – основа благосостояния граждан и развития экономики»

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Вячеслав Тимченко провел заседание «круглого стола» на тему «Развитие предпринимательства – основа благосостояния граждан и развития экономики».

Заседание было посвящено совершенствованию законодательства в сфере малого и среднего бизнеса, в частности, повышению качества услуг питания в образовательных учреждениях.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 10 декабря 2018 года (Протокол № 165)

В работе «круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, АНО «Российская система качества», бизнеса, экспертного сообщества, средств массовой информации, профессиональной общественности.

Цель «круглого стола» — обсуждение актуальных вопросов и существующих проблем развития предпринимательства, совершенствования его законодательного регулирования. Предметом обсуждения стало развитие одной из сфер экономики — общественное питание.

Участники «круглого стола», заслушав и обсудив доклады и выступления, отметили следующее.

Тема развития предпринимательства в сфере общественного питания заслуживает внимания законодателей, участников потребительского рынка, общественных организаций, особенно в свете задач, поставленных в Указе Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и ряде Национальных проектов. Эффективная деятельность предприятий массового питания создает условия и непосредственно влияет на обеспечение повышения качества жизни и благосостояния людей, на увеличение продолжительности жизни человека.

Однако, по оценкам специалистов, сфера общественного питания недостаточно развита: доля затрат на питание вне дома в общих затратах населения на еду составляет всего 9%; обеспеченность населения предприятиями общественного питания — менее одного предприятия питания на тысячу человек, тогда как, например, в Китае — шесть, в Италии — около пяти.

В России отсутствуют документы стратегического характера, определяющие перспективы развития общественного питания как значимой сферы экономики, играющей важную социальную роль в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания. В связи с чем была высказана поддержка проекта Стратегии развития предпринимательства в сфере общественного питания в Российской Федерации, разработанного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, совместно с заинтересованными отраслевыми ассоциациями, определяющего важнейшие стратегические цели, задачи и приоритеты развития отраслевого предпринимательства.

Отмечалось, что препятствием для развития данной сферы экономики является регуляторная политика в отношении общественного питания. Участники «круглого стола» назвали одну из ключевых проблем, с которой сталкиваются предприятия общественного питания, — устаревшие обязательные требования к организации и функционированию бизнеса в этой сфере. Проблемными областями регулирования назывались требования: санитарно-эпидемиологические и гигиенические (СанПиНы), к строительству, размещению и обустройству предприятий (СНиПы), к пожарной безопасности, а также — к защите прав потребителей.

Обязательные требования излишне детализированы, что создает избыточное регулирование общественного питания. Решение проблемы возможно при условии, что государство изменит подход к этому через упрощение, т. е. определение базовых требований, а не способов их выполнения.

Вопрос необходимости совершенствования нормативно­ правового регулирования в сфере общественного питания рефреном звучал в ряде сообщений участников «круглого стола». При этом отмечалось, что при работе над совершенствованием законодательства, регулирующего правоотношения в сфере общественного питания, должны быть сбалансированно учтены интересы и позиции всех участников производственно­-потребительских отношений данного сектора рынка.

Представители бизнеса указывали на отставание правового регулирования деятельности предприятий общественного питания от требований времени, тормозящего развитие этой важной сферы экономики, сдерживающего использование ее технологического потенциала, а также усложняющего защиту интересов предпринимателей при проведении в их отношении контрольных и надзорных мероприятий.

Обсуждались социальные аспекты деятельности предприятий общественного питания. Высказывалась необходимость разработки и принятия федерального закона «О социальном питании в Российской Федерации». Роспотребнадзор поддержал позицию профессиональной общественности.

Обсуждение коснулось и задачи по обеспечению безопасности организации питания в детских, образовательных и иных социальных учреждениях.

Роскачество обозначило проблему «легального фальсификата» и проинформировало о том, что на создание правовых условий для решения названной проблемы направлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации», разработанный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Росстандартом и Роскачеством.

Таким образом, в выступлениях и сообщениях участников «круглого стола» обсуждались вопросы динамичного развития бизнеса в сфере общественного питания как фактора роста экономики страны и повышения продовольственной и потребительской безопасности народонаселения.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

—рассмотреть возможность разработки законопроекта «О социальном питании», определяющего понятие «социальное питание», устанавливающего порядок организации социального питания;

—ускорить доработку проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации», разработанного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Росстандартом, Роскачеством, устанавливающего запрет на использование в документах по стандартизации придуманных наименований (в том числе продуктов питания) из национальных стандартов, в случае несоответствия состава производимого продукта требованиям национального стандарта.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации проработать вопрос внесения дополнений в проект Стратегии развития предпринимательства в сфере общественного питания в Российской Федерации, учитывающих перспективы развития социального питания.

Общественным организациям предпринимателей сферы общественного питания, объединениям потребителей, Общественным палатам совместно с заинтересованными сторонами:

—подготовить обзор предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере общественного питания;

—сформировать предложения по совершенствованию «Правил оказания услуг общественного питания», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036;

—провести выборочный общественный контроль за соблюдением прав потребителей предприятиями сферы общественного питания с представлением результатов мероприятий общественного контроля на заседании Временной рабочей группы при Комитете Совета Федерации по экономической политике по вопросам совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Объединению потребителей России совместно с Торгово-­промышленной палатой Российской Федерации, Уполномоченным по правам предпринимателей при Президенте Российской Федерации с привлечением заинтересованных сторон подготовить предложения по правовому просвещению предпринимателей сферы общественного питания в части потребительского законодательства, прав потребителей и полномочий контрольно-надзорных органов при осуществлении проверочных мероприятий на предприятиях общественного питания.