«Круглые столы»

«Научное обеспечение рыболовства и аквакультуры: проблемы и перспективы»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, научных организаций, обсуждение проблем и перспектив научного обеспечения рыболовства и аквакультуры, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Важнейшей целью рыбохозяйственного комплекса, установленной государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», является переход от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих подотраслей. Основополагающую роль по реализации комплекса задач, направленных на достижение этой цели, играет отраслевая рыбохозяйственная наука.
В настоящее время научное обеспечение деятельности рыбохозяйственного комплекса осуществляется системой из 13 отраслевых научно-исследовательских институтов Росрыболовства. Их деятельности строится по организационному принципу: один рыбохозяйственный бассейн – один институт (за исключением самого крупного Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна). Головным институтом является Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).
Научными организациями осуществляются комплексные научные исследования и государственный мониторинг водных биоресурсов и среды их обитания, оценка состояния запасов и условий добычи водных биоресурсов, разработка новых высокоэффективных технологий добычи и переработки водных биоресурсов, а также осуществляется ряд других исследований, направленных на создание условий для устойчивого развитии отечественного рыбного хозяйства.
Разработка научного прогноза общего допустимого улова и рекомендованного вылова для морских и пресноводных объектов российской юрисдикции ведется по 8 рыбохозяйственным бассейнам, в которых насчитывается свыше 920 единиц запаса (популяций) морских биоресурсов и свыше 2550 единиц запаса — пресноводных биоресурсов. Общий объем ресурсной базы в водах российской юрисдикции обеспечивает суммарный потенциальный вылов порядка 5 млн. 100 тыс. тонн. Помимо этого, прогнозирование осуществляется и для водных биоресурсов конвенционных районов и открытых районов Мирового океана, где потенциально доступная российскому рыболовству ресурсная база составляет порядка 1 млн. 100 тыс. тонн ежегодного вылова.
В последние годы основные силы и средства (более 90%) отраслевой науки направляются на ресурсные исследования в первую очередь высоколиквидных запасов водных биологических ресурсов, тогда как низко ликвидные водные биологические ресурсы, в том числе пресноводные, изучаются по «остаточному» принципу. Подобный подход к ресурсным исследованиям приводит к слабому освоению многих видов водных биоресурсов. Особенно ощутим недостаток научной информации для новых объектов и районов промысла, включая восточный сектор российских Арктических морей, некоторых конвенционных и открытых районов Мирового океана.
Кроме того, запасы ряда видов водных биоресурсов в настоящее время не используются промыслом в связи с отсутствием технологии их переработки (миктофиды и мезопелагические рыбы) или отсутствием технологий и оборудования, которые позволили бы обеспечивать рентабельность их добычи и переработки (криль).
Основной причиной ограничения российских экспедиционных исследований является недостаточное финансирование. По этой же причине длительное время не проводятся исследования в перспективных районах для отечественного рыболовства, в первую очередь в Антарктике, где имеется значительный недоиспользуемый запас криля, а также в Юго-Западной Атлантике (кальмар) и южной части Тихого океана (ставрида). В ходе перспективных научно-поисковых работ в открытом море могут быть выявлены новые дополнительные ресурсы для отечественного рыболовства.
На финансирование подпрограммы № 3 «Наука и инновации» государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» изначально предусматривалось в 2016 год — 3 780 млн. рублей, в 2017 году – 3 607 млн. рублей, в 2018 году – 3 293 млн. рублей. Однако в последующем эти объемы были снижены и соответственно составили 3 351 млн. рублей, 3 165 млн. рублей и 3 134 млн. рублей.
Совет Федерации последовательно выступал за увеличение финансирования рыбохозяйственных исследований в целях повышении эффективности научного обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года № 380 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» было увеличено финансирование подпрограммы № 3 «Наука и инновации» на 2018, 2019 и 2020 годы с 3 133 млн. рублей, 3 112 млн. рублей и 3 680 млн. рублей до 4 059 млн. рублей, 4 033 млн. рублей и 4 088 млн. рублей соответственно.
Проектом федерального закона № 556362–7 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», принятым Государственной Думой в первом чтении 24 октября 2018 года, планируется увеличить бюджетные ассигнования по подпрограмме «Наука и инновации» на 1 342 млн. рублей в 2019 году и 1 422 млн. рублей в 2020 году.
К основным проблемным вопросам научного обеспечения российского рыболовства следует отнести старение научно-исследовательского флота, который по ряду параметров значительно уступает зарубежным аналогам. Для решения стратегических задач российского рыболовства требуется обеспечить своевременную модернизацию и пополнение научного флота современными специализированными судами.
Увеличение экспедиционных исследований с использованием научно-исследовательских судов нового поколения позволит обеспечить полноценную защиту интересов российского рыболовства в международных организациях, связанных с доступом к сырьевой базе Мирового океана и конвенционным районам промысла.
В условиях обостряющейся конкуренции за доступ к водным биоресурсам Мирового океана, распределения ОДУ на национальные квоты преимущество будут иметь страны, обладающие наиболее современными средствами и методами получения информации.
В этой связи важное значение имеет создание новых и совершенствование существующих методов изучения и прогнозирования состояния сырьевой базы.
В настоящее время прогнозирование ведется отдельно для каждого промыслового вида, и с заблаговременностью в 1–2 года. Разработка многовидовых моделей, учитывающих межвидовые взаимодействия в морских экосистемах, а также переход от краткосрочных прогнозов к перспективным долгосрочным прогнозам, учитывающим не только межвидовые взаимодействия, но и влияние климатических изменений будет способствовать долгосрочному планированию хозяйствующих субъектов и инвестиционной привлекательности в рыбохозяйственный комплекс.
Существенное значение для повышения эффективности промысла имеет обеспечение рыбопромыслового флота оперативной научной информацией, в том числе применение дистанционных методов с использованием современных технологий получения и обработки спутниковых океанологических данных и промыслово-статистической информации, применение беспилотных летательных аппаратов.
Требуется повышение уровня автоматизации процессов сбора, хранения, анализа, передачи данных и визуализации полученной информации о промысле и биологии объектов промысла.
Установленные в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» положения о невозможности производства продукции из водных биоресурсов, добытых при проведении ресурсных исследований, осложняют проведение научно-исследовательских работ в исключительных экономических зонах иностранных государств и районах действия международных договоров в области рыболовства.
Уничтожение водных биологических ресурсов в большинстве конвенционных районов и исключительных экономических зон иностранных государств запрещено национальным и международным законодательством. Российские научные суда, осуществляющие ресурсные исследования в этих районах, обязаны соблюдать эти правила. Сохранение на борту научного судна и доставка в зону российской национальной юрисдикции выловленных в научных целях водных биоресурсов могут привести к штрафным санкциям, поскольку в соответствии с российским законодательством такие водные биоресурсы рассматриваются как продукция.
Установленные требования приводят к снижению объемов собираемой промыслово-биологической информации, а также снижению точности прогнозов, что может привести к сокращению российских национальных квот в районах действия международной юрисдикции.
Также требуется разработка перспективных конкурентоспособных технологий переработки водных биоресурсов, обеспечивающих комплексную переработку сырья на месте лова, а также объектов аквакультуры и отходов их переработки.
Возобновление с 2015 года целевого финансирования исследований в области аквакультуры следует рассматривать как основу для создания качественно новой научной базы, способствующей поступательному росту производства продукции аквакультуры.
Для скорейшего достижения результатов научные исследования применялся принцип приоритетных общеотраслевых проектов, заключающийся в объединение усилий имеющегося потенциала отраслевых институтов для проведения совместных исследований в рамках приоритетных проектов.
К приоритетным направлениям исследований отнесены работы, результатом проведения которых являются: разработка технологий выращивания перспективных объектов аквакультуры, разработка рецептов стартовых и репродукционных кормов на основе отечественного сырья, рекомендации по эксплуатации маточных стад осетровых рыб, отработка методов криоконсервации, а также актуализация и разработка практических руководств, инструктивных, методических и нормативных документов, предназначенных для использования в хозяйствах аквакультуры.
В научном обеспечении аквакультуры существуют следующие проблемы: недостаточная оснащенности научных организаций современным оборудованием, не преодолена проблема недостаточного количества научных кадров, владеющих современными методами исследований, недостаточно проработаны механизмы передачи результатов внедрения научных исследований в практику использования рыбоводными хозяйствами, не налажено взаимодействие в области совместных исследований с высшими учебными заведениями и научными организациями системы Российской академии наук.
Преодоление этих проблем будет способствовать созданию благоприятных условий для ускоренного развития аквакультуры.
С учетом состоявшегося обсуждения и принимая во внимание комплексные решения Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, принятые в части реализации национальной морской политики в области морских научных исследований, участники «круглого стола» рекомендуют следующее.

1. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ускорить принятие следующих проектов федеральных законов:
№ 200303–6 «О любительском рыболовстве»;
№ 346126–7 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления особенностей заключения договора пользования рыбоводным участком).

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Пограничной службой ФСБ России и Федеральным агентством по рыболовству
о возможности внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления права производства продукции из водных биоресурсов, добытых при проведении ресурсных исследований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и открытых районах Мирового океана;
о создании условий, исключающих возникновения коррупциогенных факторов при переработке, транспортировке и реализации научных уловов и продукции из них.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проработать вопрос о целесообразности дополнения Федеральной научно-технической программы «Развитие сельского хозяйства на 2017–2025 годы» дополнительной подпрограммой «Современные проблемы аквакультуры».

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть вопрос о совершенствовании образовательных программ по подготовке специалистов в области аквакультуры с учетом современных методов исследований, технологий рыбоводства и оборудования.

5. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть вопрос о разработки программы по строительству научно-исследовательских судов, с учетом механизма государственной поддержки.

6. Федеральному агентству по рыболовству совместно Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской Академией наук рассмотреть вопрос об обеспечении межведомственного взаимодействия и кооперации в части:
проведения комплексных исследований экосистемы Южного океана (Атлантический сектор Антарктики) и морских ресурсных исследований криля в Антарктике;
совершенствования селекционно-племенной работы, направленной на выведение высокопродуктивных объектов аквакультуры;
совершенствования и разработки технологий разведения новых объектов и повышение эффективности технологий выращивания традиционных объектов аквакультуры;
разработки и тестирования новых рецептур кормов на основе отечественного сырья, а также технологий рационального кормления для объектов аквакультуры различных видов, возраста и технологий выращивания;
совершенствования работы по борьбе с заболеваниями рыб;
разработки технических решений по новому оборудованию для развития аквакультуры, в том числе с применением энергосберегающих технологий;
разработки новых технологий переработки объектов аквакультуры, в том числе безотходных.

7. Федеральному агентству по рыболовству проработать вопросы в части:
увеличения рыбохозяйственных ресурсных исследований в секторе российских Арктических морей, Юго-Западной и Северной Атлантике, а также Антарктике, в том числе научно-исследовательских и поисковых экспедиций по оценке состояния сырьевой базы продуктивных районов Мирового океана, в которых возможно ведение рентабельного рыбного промысла;
модернизации в соответствии с современными требованиями действующих научно-исследовательских судов;
применения механизмов государственно-частного партнерства при обеспечении проведения морских научных исследований, в том числе в форме их софинансирования организациями, в чьих интересах проводятся исследования, путем отчисления части своей прибыли от деятельности;
разработки новых высокоэффективных технологий добычи и переработки водных биоресурсов, обеспечивающих комплексную переработку сырья и отходов ее переработки;
совершенствования существующих методов изучения и прогнозирования состояния водных биоресурсов, в том числе с применением долгосрочных прогнозов, математического моделирования, дистанционных методов с использованием спутниковых и авиационных данных;
расширения практики внедрения цифровых технологий, обеспечивающих передачу, обработку и хранение данных, на основе отечественных разработок, гарантирующих защиту интересов бизнеса и государства;
дальнейшего развития экспериментальной и приборной базы научных исследований в области аквакультуры;
разработки порядка передачи результатов научных исследований в области аквакультуры хозяйствующим субъектам;
разработки межведомственных управленческих и финансовых механизмов взаимодействия научных организаций Росрыболовства с высшими учебными заведениями и научными организациями системы Российской академии наук и иной ведомственной принадлежности для повышения эффективности научных исследований.