«Круглые столы»

«Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Саха (Якутия) на примере „Южно-Якутского территориально-производственного комплекса“

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 183 от 6 ноября 2018 года)

Участники выездного «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в г. Нерюнгри 2 августа 2018 года при поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при участии представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), институтов развития, коммерческих, общественных организаций, малого бизнеса, отмечают следующее.

За последние годы Республика Саха (Якутия) укрепила свой статус одного из лидирующих субъектов Российской Федерации в составе Дальневосточного федерального округа. В настоящее время республика, в которой проживает 16 процентов населения Дальнего Востока, обеспечивает 20% совокупного валового регионального продукта (далее — ВРП), 30% всего объема частных инвестиций и 34% налоговых поступлений в федеральный бюджет, собираемых на территории Дальневосточного федерального округа.

За последние 8 лет (2010–2017 годы) ВРП республики вырос на 23% и по итогам 2017 года составил 900 млрд. рублей. При этом темп роста ВРП республики превысил темп роста ВВП России на 14%. Промышленное производство в 2017 году по отношению к 2009 году увеличилось почти вдвое. По данному показателю Якутия занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации. Объем инвестиций в основной капитал, привлеченный в экономику региона с 2007 по 2017 год, увеличился в 6,4 раза и составил 2,2 трлн. рублей.

Республика Саха (Якутия), на территории которой располагаются богатейшие запасы минерально-сырьевых ресурсов, сегодня является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных субъектов Российской Федерации.

С 2008 года реализуется Инвестиционный проект общегосударственного значения «Комплексное развитие Южной Якутии». В рамках проекта за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации разработана проектная документация объектов необходимой инфраструктуры для Эльконского горно-металлургического комбината, Таежного и Тарыннахского горно-обогатительных комбинатов, Канкунской гидроэлектростанции, Инаглинского угольного комплекса.

В рамках реализации регионального инвестиционного проекта по освоению Эльгинского каменноугольного месторождения в Нерюнгринском районе за счет частных инвестиций построен участок железной дороги «Улак — Эльга», объекты электроснабжения, вахтовый поселок. Введены 2 очереди шахты «Денисовская Центральная», строится шахта «Денисовская Восточная». В мае 2016 года в горно-обогатительном комплексе «Инаглинский» запущена обогатительная фабрика «Инаглинская–1» мощностью 2 млн. тонн угля в год.

В целях создания комфортных условий для ведения бизнеса на территории Республики Саха (Якутия) внедрен ряд стимулирующих мер государственной поддержки, в том числе льготы по налогу на прибыль в рамках реализации региональных инвестиционных проектов.

Одним из основных механизмов, способствующих ускоренному развитию Дальнего Востока, является создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР).

ТОР обеспечивают формирование на Дальнем Востоке условий ведения бизнеса, конкурентных с ключевыми центрами Азиатско-Тихоокеанского региона, и, как следствие, привлечение в макрорегион национальных и иностранных инвестиций, развитие экспортно-ориентированных производств.

На территории Республики Саха (Якутия) действуют две ТОР: «Индустриальный парк „Кангалассы“ и „Южная Якутия“. В настоящее время в них зарегистрировано 18 компаний-резидентов (12 компаний в ТОР „Индустриальный парк „Кангалассы“ и 6 компаний в ТОР „Южная Якутия“) с численность работников 1960 человек. Резидентами ТОР привлечено 4,9 млрд. рублей инвестиций в экономику Якутии.

Основные приоритеты экономического развития Республики Саха (Якутия) связаны с дальнейшей диверсификацией добывающей промышленности, переходом на глубокую переработку добываемых сырьевых ресурсов, увеличением экспортной составляющей в распределении производимой продукции.

Приоритетными направлениями развития ТОР «Южная Якутия» в Нерюнгринском районе должны стать добыча и обогащение угля.

Развитие Алданской горнопромышленной провинции с центром в г. Алдан будет проводиться на базе освоения месторождений золота, апатитов, железных руд, редких металлов. Развитие данной территории позволит сформировать второй промышленный центр Алданского района в г. Томмот. В ближайшее время планируется увеличение действующих производственных мощностей и создание новых золотодобывающих предприятий. Так, например, в г. Алдан запланировано строительство производственного комплекса для переработки углеводородов, а также строительство нефтеперерабатывающего завода. Комплексное развитие получат монопрофильные образования г. Нерюнгри, п. Нижний Куранах.

В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) прорабатывается возможность реализации крупного инфраструктурного проекта «Строительство мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска». Данный проект планируется к реализации совместно с дочерней компанией Power China — китайской государственной корпорацией Sinohydro Corporation.

Вместе с тем, пока еще остается ряд проблем и внутренних ограничений, которые сдерживают темп развития Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Главными из них являются: моноспециализация на золото- и угледобыче, низкий уровень перерабатывающих отраслей, низкие темпы роста инвестиций, отток населения, дефицит энергетической и транспортной инфраструктуры.

Для снятия инфраструктурных ограничений, строительства новых предприятий по добыче и глубокой переработке полезных ископаемых, создания новых рабочих мест и комфортных условий проживания на территории Южной Якутии необходимо принятие ряда мер, в связи с чем участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов:

— № 419090–7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»;

— № 371833–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ и статью 12 Федерального закона „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“;

— № 350429–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реорганизацией государственного управления в сфере миграции и в сфере внутренних дел»;

2) ускорить рассмотрение проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

2. Правительству Российской Федерации:

1) предусмотреть в стратегии пространственного развития Российской Федерации механизмы обеспечения четкой взаимосвязи создаваемых на территории Дальневосточного федерального округа объектов транспортно-логистической инфраструктуры с планируемым размещением объектов промышленной, социальной, туристической инфраструктуры, исходя из приоритетов развития российской промышленности, повышения собственного экономического потенциала субъектов Российской Федерации;

2) провести комплексную оценку механизмов и институтов развития Дальнего Востока, включая процедуры и критерии предоставления поддержки, в целях упрощения процедуры оказания поддержки и устранения избыточных административных барьеров;

3) рассмотреть вопрос о разработке комплексного механизма поддержки социально-экономического развития территорий путем систематизации и унификации условий и порядка применения преференциальных режимов, действующих в рамках особых экономических зон, ТОР, свободного порта Владивосток, а также установления критериев отбора территорий для применения таких режимов;

4) рассмотреть возможность устранения ограничений для резидентов особых экономических зон, ТОР, свободного порта Владивосток на создание филиалов и ведение хозяйственной, научно-технической деятельности за пределами этих территорий;

5) рассмотреть вопрос о продлении действия до 2028 года механизма снижения до среднероссийского уровня тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока;

6) рассмотреть при формировании государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на следующий программный период вопрос о строительстве совмещенного (железнодорожно-автомобильного) моста через реку Лену в районе города Якутска, предусмотренного Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, а также о мероприятиях по реконструкции и строительству аэропортов в населенных пунктах Олекминск, Нюрба, Черский, Белая Гора, Зырянка, Нерюнгри, Депутатский, Верхневилюйск, Сангар, Вилюйск, Хандыга, Усть-Нера, Маган, Жиганск, Полярный и проектированию аэропортов в населенных пунктах Ленск, Сунтар, Алдан, Мома, Усть-Куйга, Саскылах, Усть-Мая, Батагай, Оленек;

7) проработать вопрос о возможности передачи субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа части разовых платежей за пользование недрами по итогам конкурсов на право пользования участками недр, расположенных на территории Дальнего Востока;

8) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части закрепления возможности возврата инвестиций, вложенных в проекты государственно-частного партнерства, за счет предоставления долгосрочных государственных гарантий;

9) рассмотреть целесообразность разработки проекта федерального закона, предусматривающего создание системы управления опережающим развитием Дальнего Востока, систематизацию действующих правовых особенностей государственного регулирования, мер государственной поддержки опережающего развития Дальнего Востока, а также определяющего механизмы бюджетной, инвестиционной и налоговой политики в целях достижения лучших условий ведения предпринимательской деятельности и осуществления инвестиций;

10) при работе над проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов:

— учесть необходимость соблюдения принципа приоритетного финансирования субъектов Дальнего Востока;
- рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в целях финансирования мероприятий финансово-кредитной поддержки, востребованных в субъектах Российской Федерации;

11) рассмотреть возможность использования дополнительных механизмов развития регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе за счет расширения форм государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов, применения инструментов налоговой и таможенной политики, выравнивания стоимости автомобильного топлива в регионах Дальневосточного федерального округа до его стоимости в центральных регионах Российской Федерации;

12) рассмотреть возможность разработки механизма компенсации за счет средств федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа работников к месту использования отпуска и обратно в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации;

13) рассмотреть вопрос о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, направленных на исключение из цены (тарифа) амортизационных затрат регулируемой организации на приобретенные (созданные) за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, объекты водоснабжения и водоотведения, а также объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

14) продолжить совершенствование механизма предоставления налоговых льгот участникам региональных инвестиционных проектов, в том числе в части введения неограниченного по времени режима компенсации полного объема осуществленных инвестиций;

15) рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер по снижению стоимости перевозок воздушным транспортом в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

16) учитывать социально-экономический потенциал муниципальных образований, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, а также особенности осуществления местного самоуправления в указанных муниципальных образованиях, в том числе их реальные возможности по решению вопросов местного значения, при разработке стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии пространственного развития Российской Федерации;

17) рассмотреть возможность увеличения доходов местных бюджетов, в частности, за счет установления дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований от федерального налога на доходы физических лиц;

18) при разработке государственных программ (подпрограмм государственных программ), предусматривающих предоставление государственной поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также при разработке правил предоставления и распределения субсидий по таким программам учитывать целесообразность предоставления финансовой поддержки, в том числе на подготовку проектно-сметной документации и проведение проектно-изыскательских работ.

3. Органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия):

1) при подготовке комплексного плана развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года предусмотреть в нем меры по комплексному развитию Южной Якутии;

2) обеспечить совершенствование республиканского законодательства и принятие других мер по созданию на территории республики территориально-локализованных зон инвестиционной активности (индустриальных парков, промышленных парков, территорий опережающего социально-экономического развития);

3) принять необходимые меры по реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 1298-р;

4) актуализировать приоритетные проекты, обеспечивающие ускоренное развитие региона и муниципальных образований, активнее использовать инвестиционные, финансовые и иные механизмы при их реализации;

5) активизировать взаимодействие с такими институтами развития, как акционерные общества «Корпорация развития Дальнего Востока», «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», автономные некоммерческие организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке»;

6) принять дополнительные меры по повышению миграционной привлекательности и стимулированию привлечения трудовых ресурсов;

7) принять необходимые меры по развитию коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры муниципального образования «Нерюнгринский район».