«Круглые столы»

«Развитие электронной торговли в сфере регламентированных закупок»

Рекомендации

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему: «Развитие электронной торговли в сфере регламентированных закупок»

(22 октября 2018 года, Совет Федерации)

Участники «круглого стола», обсудив вопросы развития электронной торговли в сфере регламентированных закупок, отмечают следующее.

За последнее время Министерством финансов Российской Федерации была проделана значительная работа, направленная на совершенствование электронного взаимодействия в сфере регламентированных закупок.

В том числе глобальные изменения коснулись порядка осуществления закупок, проводимых по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), вступивших в силу с 1 июля 2018 года. Указанные нововведения предполагают не только изменение подхода к осуществлению конкурентных и неконкурентных закупок, но обязательное использование электронных площадок при осуществлении закупок в электронной форме.

При этом текущее развитие механизмов использования электронных площадок при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ происходит в трех направлениях:

— увеличение объемов использования электронных площадок при осуществлении закупок;

— доработка функционала электронных площадок, отвечающего всем требованиям заказчиков и участников закупок;

— использование электронных площадок при осуществлении закупок малого объема, сведения о которых не размещаются в единой информационной системе.

По мнению участников «круглого стола» основной задачей оператора электронной площадки является обеспечение непрерывной и бесперебойной работы электронной площадки при проведении большого количества закупок и обеспечение одновременной работы большого количества пользователей системы.

В связи с переходом операторов электронных площадок на новую финансовую модель работы, а именно на комиссионную модель, важным вопросом является регулирование порядка взимания платы за участие в закупках, в том числе закупках, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ только серди субъектов МСП. Механизмами регулирования, позволяющими защитить интересы операторов от недобросовестных участников, уклоняющихся от оплаты комиссии, могли бы быть заблаговременное депонирование денежных средств в размере комиссии, в том числе на специальном счете участника, и право оператора не допускать к закупкам участников, имеющих задолженность перед ним по оплате комиссии.

Участники «круглого стола» отмечают важную тенденцию по проведению в электронной форме закупок малого объема с использованием электронных магазинов малых закупок.

При этом на текущий момент во многих субъектах Российской Федерации введены в эксплуатацию и надежно функционируют электронные магазины малых закупок, однако с учетом начала функционирования Единого агрегатора торговли (далее – ЕАТ), их дальнейшая интеграция с ЕАТ нуждается в нормативном регулировании. Кроме того, все электронные площадки имеют функционал проведения закупок малого объема (электронные магазины), которые используются заказчиками различного уровня. Следовательно, перестройка системы малых закупок в электронной форме, сложившаяся до момента начала функционирования ЕАТ, может привести к срыву таких закупок.

При этом электронные магазины регионов, в частности Москвы и Московской области, а также секции закупок малого объема электронных площадок функционируют на бесплатной основе, в то время как регламентом ЕАТ установлено, что участие поставщиков в таком агрегаторе является платным.

Кроме того, участники «круглого стола» отмечают, что электронное взаимодействие в системе регламентированных закупок, действующее в настоящее время, не в полной мере является сбалансированным и иногда оторвано от практики осуществления закупок в электронной форме.

Это приводит к возникновению целого ряда негативных моментов, в частности, проблем открытости и доступности осуществления закупок в электронной форме.

С учетом сложившейся ситуации целесообразным становится внесение изменений в Закон № 223-ФЗ, направленных на дополнительную регламентацию особенностей и порядка осуществления закупок в электронной форме, по которым в текущей редакции Закона № 223-ФЗ либо существует пробел, либо допускаются неконкретные толкования:

— невозможность на практике проводить в электронной форме отдельные виды и этапы конкурентных закупок, указанных заказчиком в положении о закупке;

— излишние требования по обеспечению оператором электронной площадки конфиденциальности информации об участниках электронных закупок.

Анализ положений Закона № 223-ФЗ показывает, что используемая система электронных закупок не в полном объеме отражает практические требования субъектов применения данного закона к осуществлению электронных закупок.

Вместе с тем, участники «круглого стола» также отмечают необходимость внесения изменений в часть 10 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ, поскольку данные положения законодательства ведут к невозможности проводить в электронной форме отдельные виды и этапы конкурентных закупок, указанных заказчиком в положении о закупке.

В соответствии с частью 10 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений до формирования итогового протокола.

Следовательно, на основании части 10 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ оператор электронной площадки должен обеспечить конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений (дополнительных ценовых предложений) участников любой конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме.

При этом частью 3.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений), а также иными способами, установленными положением о закупке.

Одновременно с этим, в положении о закупе ряда заказчиков предусмотрен такой способ конкурентной закупки, как редукцион (в рамках иного способа конкурентной закупки). Порядок проведения редукциона в электронной форме устанавливается положением о закупке и во многом схож с порядком проведения аукциона в электронной форме, в том числе за счет проведения на электронной площадке редукционного торга в режиме онлайн.

Кроме того, в соответствии с частью 24 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов. Порядок и сроки проведения каждого этапа конкурентной закупки должны быть установлены в положении (документации) о закупке.

Одним из распространенных этапов конкурентной закупки, используемых заказчиками по Закону № 223-ФЗ, на текущий момент является переторжка. Переторжка позволяет участникам закупки улучшить свои ценовые предложения (подать дополнительные ценовые предложения) до момента подведения итогов закупки. Проведение переторжки может обеспечиваться оператором электронной площадки как в заочной форме (участники подают одно дополнительное ценовое предложение в установленные сроки), таки и в очной форме (участники подают одно дополнительное ценовое предложение в режиме онлайн в установленные сроки).

Однако, с учетом требований части 10 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ, оператор электронной площадки должен обеспечить конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений участников редукциона в электронной форме (очной переторжки), что не позволяет реализовать проведение на электронной площадке редукционного торга и переторжки с подачей дополнительных ценовых предложений в режиме онлайн (т. к. участники закупки будут видеть все поданные ценовые предложения).

Также участники «круглого стола» обращают внимание на наличие ряда других проблем, связанных с обеспечением оператором электронной площадки конфиденциальности информации об участниках электронных закупок, которые требуют своего решения.

Исходя из требований части 8 статьи 3.3. Закона № 223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участниках такой закупки до подведения результатов закупки. Вместе с тем, оператор электронной площадки обязан также обеспечить конфиденциальность информации о содержании заявок на участие в конкурентной закупке до момента открытия к ним доступа.

При этом в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ заказчик может устанавливать форму заявки на участие в закупке, предусматривающей обязательное указание сведений об участнике закупки, а также включать информацию об участниках закупки в протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки.

Таким образом, на текущий момент сложилась ситуация, в которой оператор электронной площадки теоретически обязан обеспечить конфиденциальность информации об участниках закупки до подведения результатов закупки, однако на практике обязан направлять заказчику заявки и публиковать протоколы, содержащие сведения об участниках закупки. Правоприменительная практика ФАС России говорит о нарушении оператором электронной площадки требований части 8 статьи 3.3. Закона № 223-ФЗ, однако не отвечает на вопрос: «Что должен делать оператор?».

Также участники «круглого стола» считают необходимым обратить внимание на отдельные вопросы, связанные с закупками, осуществляемыми в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выражая обеспокоенность вероятной отменой возможности совмещения расчетных и специальных счетов участников государственных закупок, что может усложнить процесс участия в государственных закупках, особенно для представителей малого и среднего бизнеса, а также привести к изменению условий открытия специальных счетов в уполномоченных банках, участники «круглого стола» полагают, что Правительством Российской Федерации будут приниматься взвешенные и выверенные решения, не наносящие ущерб представителям малого и среднего бизнеса.

С учетом вышеизложенного участники «круглого стола» считают возможным рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусмотрев в нем:

— закрепление возможности проведения в электронной форме отдельных видов и этапов конкурентных закупок. Поскольку текущая редакция части 10 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ не позволяет реализовать проведение на электронной площадке редукционного торга и переторжки с подачей дополнительных ценовых предложений в режиме онлайн. (Внесение указанных изменений в часть 10 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ позволит заказчикам в полном объеме работать по своему положению о закупке, а также повысить экономию денежных средств заказчика за счет большего ценового снижения при осуществлении закупки);

— конкретизацию требований по обеспечению оператором электронной площадки конфиденциальности информации об участниках электронных закупок. (Конкретизация содержания части 8 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ позволит исключить противоречия в части обеспечения оператором электронной площадки конфиденциальности информации об участниках закупки);

2. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы:

— проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий:

а) запрет на обращение взыскания на заблокированные денежные средства, находящиеся на специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки;

б) проведение закупок малого объема в электронной форме с учетом опыта уже существующих в субъектах Российской Федерации и у операторов электронных площадок магазинов малых закупок;

в) депонирование на специальном счете участника электронного аукциона, конкурса суммы в размере платы, подлежащей списанию в пользу оператора электронной площадки в отношении участника закупки, с которым заказчик заключает контракт, а также полномочие оператора электронной площадки по возврату участнику электронного аукциона, конкурса заявки, в случае неоплаты таким лицом оператору площадки суммы в размере платы по предшествующей закупке, где заказчик заключил контракт с таким поставщиком;

— проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», предусматривающий дополнение перечня счетов, на которые не распространяется норма об обращении взыскания по исполнительным документам, требований налоговых органов с целью устранения потенциальных рисков возникновения недостаточности денежных средств на специальном счете участника закупки. 

3. Обеспечить должный уровень надежности обеспечения заявок с использованием специальных счетов, сохранив для участников государственных закупок право использования имеющиеся у них банковских счетов в качестве специальных счетов.

4. Осуществлять мониторинг реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 г. № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки», и в случае необходимости, внести в него изменения, которые позволят стабильно функционирующим электронным площадкам, работать по Закону № 223-ФЗ.

5. Внести изменение в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. № 824-р «О создании единого агрегатора торговли», предусмотрев определение единого подхода к интеграции ЕАТ с уже существующими в субъектах Российской Федерации магазинами малых закупок и у операторов электронных площадок магазинами малых закупок.

Кроме того, в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. № 824-р «О создании единого агрегатора торговли» необходимо совместно с уже существующими магазинами малых закупок выработать подход к осуществлению таких закупок. В противном случае, перестройка системы малых закупок в электронной форме, сложившейся до момента начала функционирования ЕАТ, может привести к срыву таких закупок в масштабах всей Российской Федерации.