«Круглые столы»

«О правовом регулировании участия медицинских организаций различных форм собственности в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «О правовом регулировании участия медицинских организаций различных форм собственности в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» участники «круглого стола» отмечают следующее.

В соответствии Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) относятся организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр. Это могут быть медицинские организации любой, предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Территориальный фонд ОМС не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр.

На законодательном уровне установлены одинаковые условия участия в системе ОМС для государственных и негосударственных медицинских организаций.

Основной целью включения негосударственных медицинских организаций в реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — ТПГГ) является создание конкуренции в системе ОМС и расширение для пациентов права выбора медицинских организаций, что в свою очередь создаёт условия для повышения качества и доступности медицинской помощи для населения.

По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в системе ОМС медицинскую помощь оказывают 8 869 медицинских организаций.

С 2012 года число негосударственных организаций, участвующих в системе ОМС, увеличилось более чем в 2,5 раза, а по сравнению с 2010 годом в 4 раза. Так, в 2010 году таких организаций было 618 (7,6% от общего числа организаций), в 2012 году — 1 029 (12,7%), в 2014 году их количество составило 1 840 (21,5%), в 2015 году — 1 952 (22,6%), в 2016 году — 2 446 (27,3%).

Однако следует отметить, что в субъектах Российской Федерации интеграция частных медицинских организаций в сферу ОМС происходит неравномерно: высокая доля, от общего числа медицинских организаций, отмечена в Санкт-Петербурге (38,3%), в Самарской и Томской областях (36%). В Москве этот показатель составляет 27,6%, в Московской области — 24,9% .

В ряде субъектов Российской Федерации имеет место недостаточный уровень объемов медицинской помощи, устанавливаемый территориальными комиссиями по формированию ТПГГ (далее – Комиссии), что, по мнению участников «круглого стола», может быть обусловлено, как недостатками в работе Комиссий в регионах по распределению объемов медицинской помощи между медицинскими организациями государственного и негосударственного секторов, так и неготовностью медицинских организаций негосударственного сектора оказывать гражданам полный спектр видов медицинской помощи, в которых граждане реально нуждаются. По мнению ряда экспертов, с целью устранения обозначенных проблем необходимо совершенствовать механизм распределения объема медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом соблюдения субъектами Российской Федерации установленных требований к срокам ожидания медицинской помощи на основе реальной потребности населения, с учетом обеспечения доступности и качества медицинской помощи, а также наличия ресурсов (кадровых, материально-технических и пр.) в медицинских организациях, необходимых для выполнения установленных объемов.

В то же время требует проработки вопрос отбора организаций негосударственной формы собственности, изъявляющих желание работать в ОМС. Предлагается разработать и утвердить четкие критерии участия медицинских организаций в системе ОМС и предусмотреть возможность исключения медицинских организаций из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС при несоответствии утвержденным критериям. Кроме того, ряд экспертов полагает целесообразным ведение в регионе рейтинга негосударственных медицинских организаций, как основы для принятия решений Комиссией при распределении объемов.

Участники «круглого стола» отмечают и недостатки в работе негосударственных медицинских организаций на примере ряда регионов. В Москве региональным штабом Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2016 году был проведён мониторинг сайтов и справочных служб 111 негосударственных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в рамках городской системы ОМС. Было выявлено, что лишь 50% этих организаций публично информируют о работе в рамках программы ОМС. Причём даже в этих случаях на сайте не были представлены виды и условия оказания бесплатной помощи. Проверка, проведенная в Калуге, также показала, что в большинстве медицинских учреждений не информируют пациентов о возможности бесплатного лечения, а также о видах оказываемых медицинских услуг. Записаться на приём к специалисту в день обращения можно было только в одной из проверенных негосударственных организаций.[1]

Кроме того, представителями территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций отмечается в ряде регионов нарушение договоров на оказание и оплату медицинской помощи в части превышения негосударственными медицинскими организациями объемов медицинской помощи, установленных им Комиссией. У Комиссии должно быть право получения мотивированного заключения обоснованности увеличения объемов медицинской помощи.

В целях совершенствования правового регулирования участия медицинских организаций различных форм собственности в реализации ТПГГ участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об установлении ответственности медицинских организаций, участвующих в реализации ТПГГ, вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности за отсутствие раздельного учета по операциям со средствами ОМС; за непредставление или несвоевременное представление отчетности о деятельности в системе ОМС; за необоснованное превышение выполненных медицинских услуг сверх распределенного Комиссией объема медицинской помощи;

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос об организации информирования граждан о праве получения бесплатной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, с учетом соблюдения установленных требований к срокам ожидания;

2) внести в срок до декабря 2018 года изменения в приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»

в части совершенствования механизма распределения объема медицинской помощи между медицинскими организациями в целях выстраивания системы маршрутизации пациентов применительно к компетенции учреждений всех уровней, в том числе федеральных учреждений, с учетом соблюдения установленных требований к срокам ожидания медицинской помощи, обеспечения доступности и качества медицинской помощи на основе реальной потребности населения и наличии ресурсов (кадровых, материально-технических и пр.) в медицинских организациях, необходимых для выполнения установленных объемов;

в части внесения изменений в Положение о деятельности Комиссии по разработке ТПГГ о создании в рамках Комиссии рабочей группы из специалистов органа управления здравоохранения и территориального фонда ОМС по формированию тарифов и предоставлению их в Комиссию для рассмотрения и формирования тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения;

в части принятия Комиссией субъекта Российской Федерации по разработке ТПГГ решения об увеличении объема медицинской помощи медицинской организации сверх установленного для нее размера только после направления соответствующего обращения руководителя медицинской организации и предоставления мотивированного заключения об обоснованности увеличения объема рабочей группой Комиссии в установленном порядке.

3) внести изменения в приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 года № 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи» в части порядка оказания специализированной медицинской помощи за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, предусмотрев, что направление на оказание специализированной медицинской помощи в медицинской организации, расположенной в другом субъекте Российской Федерации, выдается лечащим врачом поликлиники, к к 



[1]Информационно-аналитический материал Аналитического управления Аппарата Совета Федерации на тему «О правовом регулировании участия медицинских организаций различных форм собственности в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»