«Круглые столы»

«Роль аграрной науки в решении вопросов импортозамещения и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Роль аграрной науки в решении вопросов импортозамещения и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Развитие фундаментальных научных исследований в области сельского хозяйства создает научные основы для разработки новых, конкурентоспособных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород, типов и кроссов животных и птицы с целью решения проблемы продовольственной безопасности страны и обеспечения населения качественными продуктами питания.
Основу этих исследований составляют генетические ресурсы растений, животных и микроорганизмов, которые в настоящее время в нашей стране приобрели важное научное и народнохозяйственной значение.
Российские сельскохозяйственные школы ученых, основоположниками которых являлись академики Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин, М.Ф. Иванов, Е.Ф. Лискун, К.И. Скрябин и другие выдающиеся ученые, внесли значительный вклад в фундаментальную науку, активно участвовали в формировании и сохранении коллекций генетических ресурсов.
Вместе с тем, по данным Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года к началу 2017 г. в России насчитывалось 436 организаций, выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (10,4% всех организаций, занятых в исследованиях и разработках). В целом, за период с 1995 г. их число уменьшилось на 17,6%, прежде всего за счет более чем двукратного сокращения сети научных организаций и ВУЗов, подведомственных Минсельхозу России. На долю последних сегодня приходится немногим менее трети (31,7%) организаций, выполняющих исследования и разработки в рассматриваемой области.
О реальном уровне приоритетности отрасли в научно-технической политике свидетельствует и тот факт, что на фоне роста затрат на науку в России с 1994 г почти в 2,2 раза доля сельскохозяйственных наук в их общем объеме неуклонно сокращалась, достигнув минимума в 2014–2015 гг. – 1,6% (в 1994г – 3,6%). В сравнении с другими крупными областями науки позиции сельскохозяйственных наук заметно ухудшились и значительно отстают от традиционно лидирующих технических (73,4%) и естественных (17,4%) наук.
Вместе с тем, в последние годы сельское хозяйство нашей страны демонстрирует устойчивый рост. Полностью обеспечивается население страны продукцией хлебопекарной промышленности, мясом и яйцом птицы отечественного производства, успешно ведутся работы по импортозамещению говядины, овощей и фруктов, молока и молочных продуктов. Эти достижения наряду с государственной поддержкой сельского хозяйства во многом являются результатом деятельности сельскохозяйственной науки.
Наблюдаемые тенденции динамики финансирования отечественной аграрной науки и кадрового потенциала свидетельствуют о необходимости ускоренной реализации комплекса мер по её возрождению и подъему.
На сегодняшний день практически отсутствует государственная система семеноводства сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощных и ряда других важных сельскохозяйственных культур. По указанным культурам от 65 до 80 % семян закупается за рубежом. Такая зависимость является не допустимой с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности и требует государственной поддержки по созданию системы семеноводства основных сельскохозяйственных культур. Для предотвращения дальнейшего отставания России от мирового тренда развития растениеводства и селекции требуется кардинальное усиление финансирования исследований в области сельскохозяйственной биотехнологии, в том числе, ДНК-технологий, позволяющих маркировать гены, контролирующие хозяйственно-ценные признаки растений, и переносить их в новые генотипы с помощью методов генетической инженерии или традиционной селекции.
Важнейшим условием динамичного развития животноводства является поддержание стойкого ветеринарного благополучия хозяйств Российской Федерации по инфекционным, инвазионным и незаразным болезням, снижения уровня загрязнения окружающей среды экотоксикантами биологической и химической природы, повышение качества и экологической безопасности сырья и продукции животного происхождения.
В решении указанных проблем, необходимо наличие высокоэффективных и безопасных биологических и фармакологических препаратов.
Выходом из создавшегося положения является широкое использование достижений микробиологии, вирусологии, микологии и фармакологии в области разработки лечебно-профилактических препаратов для животных и птицы.
Однако внедрение и реализация в ветеринарную практику научных разработок в виде новых препаратов, диагностикумов и т. д. затруднено, что связано со значительными материальными затратами при государственной регистрации нового препарата. Полагаем целесообразным предусмотреть налоговые и иные льготы для организаций – разработчиков и отечественных производителей ветеринарных препаратов.
Учитывая сложную эпизоотическую обстановку по некоторым особо опасным болезням сельскохозяйственных животных, широкое распространение незаразных болезней и санкции западных государств против Российской Федерации, в последнее время требует своего скорейшего решения проблема импортозамещения ветеринарных препаратов, средств дезинфекции, дезинсекции, дезакаризации, дератизации и действующих веществ (ДВ) для их производства.
В питомниководстве России, в целом насущными остаются проблемы: по ассортименту посадочного материала садовых культур; недостаточного использования современных технологий производства саженцев; качества продукции питомников; фитосанитарного состояния питомников; отсутствие базисных маточников и современной высокотехнологичной инфраструктуры; большая доля ручного труда; дефицит квалифицированных кадров.
Поэтому повышение эффективности питомниководства на основе интенсификации и биологизации производства востребованного посадочного материала плодовых культур и винограда, является важным инструментом импортозамещения.
Однако научные учреждения в силу своего статуса (бюджетные учреждения) и отношения к имуществу (пользование) не имеют возможности участвовать в деятельности селекционно-питомниководческих центров и программах господдержки, несмотря на то, что производство посадочного материала саженцев плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда высших категорий качества изначально организуется на их базе путем осуществления селекционных процессов (выделением исходных форм, их тестированием на вирусоносительство, оздоровление), т. е. осуществление функций, относящихся к сфере научно-технической деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996 утверждена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы.
Однако в Программе отсутствует подпрограмма по развитию селекции и питомниководства, что сдерживает развитие отечественного садоводства и виноградарства.
Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Стратегией определены в качестве приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации на ближайшие 10–15 лет направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и устойчивого положения России на внешнем рынке. В числе прочего такие направления должны обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внесение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных продуктов питания.
В рамках реализации научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием сельского хозяйства, необходимо сосредоточить внимание на разработке и внедрении в производство наиболее востребованных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки, в том числе:
- производство семян высших репродукций (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;
- производство высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;
- диагностики патогенов сельскохозяйственных растений, производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;
 — производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- обеспечение контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

С учетом вышеизложенного участники заседания предлагают:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) Обеспечить в полном объеме финансирование Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996;
2).Рассмотреть возможность включения в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы подпрограммы «Развитие селекции и питомниководства»;
3) Разработать правовую основу механизма бюджетного софинансирования прикладных исследований для обеспечения технологических процессов производства саженцев высших категорий качества.

Предложить Правительству Российской Федерации:

1) Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об органической продукции (продукции органического производства)»;
2) разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие внутреннего производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса, в том числе для садоводства и овощеводства;
3) принять меры, направленные на развитие конкурентоспособного отечественного производства современных и высокоэффективных ветеринарных препаратов, ветеринарных и фитосанитарных диагностикумов, биопестицидов, средств профилактики эпизоотий и эпифитотий, средств химической защиты растений, а также разработать единые механизмы определения качества, сертификации и маркировки аналогичной продукции, ввозимой из‑за рубежа, с целью защиты от недобросовестной конкуренции при ее поставке, реализации и использовании;
4) разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и в животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, а также рассмотреть совместно с Российской академией наук возможность создания национального фонда элитного семенного и племенного материалов и селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах производства, в том числе на основе государственно-частного партнерства, малого инновационного предпринимательства.

Рекомендовать Отделению сельскохозяйственных наук Российской академии наук совместно с Федеральным агентством научных организаций и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

— разработать долгосрочную стратегию устойчивого социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов;
- рассмотреть возможность создания национального фонда элитного семенного и племенного материалов и селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах производства и работающих, в том числе, на принципах государственно-частного партнерства;
- разработать и реализовать комплекс мер поддержки проведения биотехнологических исследований, в том числе, ДНК-технологий, направленных на создание новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов сельскохозяйственного назначения;
- активизировать работу по совершенствованию системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса России.

Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

— разработать и внести в гражданское и уголовное право ответственность за нарушение прав патентообладателей и авторских прав селекционеров.

Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

направить рекомендации «круглого стола» «Роль аграрной науки в решении вопросов импортозамещения и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Российскую академию наук, Федеральное агентство научных организаций.