«Круглые столы»

«О мерах по разработке унифицированных правил определения стоимости технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения для субъектов Российской Федерации»

27 октября 2017г. заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Липатов провел «круглый стол» по вопросу разработки правил определения стоимости технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения.

Мероприятие было организовано Комитетом Совета Федерации по экономической политике в целях контроля реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2017г. № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к к сетям инженерно-технологического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017–2018 годах» (Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 7 ноября 2017 года (Протокол № 135)

В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, Департамента экономической политики Правительства Москвы, Правительства Московской области, представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства энергетики Московской области, Комитета по ценам и тарифам Московской области, Комитета по тарифам г. Санкт-Петербурга, экспертных организаций, средств массовой информации.

Цель «круглого стола» – выявление основных проблем, возникающих при расчете стоимости технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения в субъектах Российской Федерации, обсуждение путей унификации работы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по подключению (технологическому присоединению) объектов.

Участники «круглого стола», заслушав доклады и выступления, отметили следующее.

В соответствии с действующим законодательством в целях подключения (технологического присоединения) объектов заявителей к системам коммунальной инфраструктуры для организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, органами регулирования устанавливаются:

— тарифы на подключение в расчете на календарный год;
- плата за подключение в индивидуальном порядке.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2017 года № 955 в Московской области, городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, услуги по подключению в части предоставления технических условий, заключения договоров о подключении, а также выдачи актов о технологическом присоединении в 2017–2018 годах осуществляются в электронной форме через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Анализ результатов реализации эксперимента, в частности, в Московской области, показал, что у большей части регулируемых организаций утвержденные тарифы на подключение отсутствуют. А в настоящее время на территории Московской области регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляют более 1000 организаций.

Согласно действующей методике, регулируемые организации должны в заявительном порядке до 1 декабря (раз в год) подать заявки на утверждение ставок на технологическое присоединение в будущем периоде. При этом ставки утверждаются для конкретного обратившегося предприятия.

Для условий Московской области с учетом большого количества ресурсоснабжающих организаций, утверждение по такому порядку ставок для всех предприятий физически невозможно. При этом существуют региональные особенности топологии сетей, условий выполнения работ, при которых данные ставки могли бы устанавливаться унифицировано для всего региона, что в свою очередь решило бы кардинально задачу быстрого, в случае обращения заявителя, формирования договора технологического присоединения.

Для решения указанных проблем предлагается ввести право субъекта Российской Федерации устанавливать для регулируемых организаций стандартизированные тарифные ставки, единые на территории субъекта. При этом необходимо сохранить установление платы в индивидуальном порядке для крупных заявителей.

Подход по установлению единых стандартизированных тарифных ставок на территории каждого субъекта уже нашел отражение в принятых изменениях к Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», что способствовало решению аналогичной проблемы при подключении к сетям электроснабжения.

Устанавливать единые на территории субъекта Российской Федерации возможно в виде тарифного меню, состоящего из групп ставок, дифференцированных по: мероприятиям по подключению (организационные и технические), диаметрам прокладываемых сетей, материалу трубопроводов, способу прокладки сетей, зонам в разрезе субъекта и иным существенным параметрам.

Введение права регионов устанавливать для регулируемых организаций стандартизированные тарифные ставки, единые на территории каждого субъекта, позволит унифицировать мероприятия по подключению, сделать расчет платы за подключение прозрачным для заявителя, исключить перекрестное субсидирование при расчете платы за подключение, ускорить процесс заключения договоров о подключении.

Особенно актуальным установление единых региональных стандартизированных тарифных ставок станет для тех субъектов Российской Федерации, на территории которых строительство и ввод объектов проводится более высокими темпами.

Также участники «круглого стола» отмечают, что в сфере теплоснабжения тарифы на подключение устанавливаются в рублях за единицу мощности (руб./Гкал), что приводит к наличию перекрестного субсидирования в тарифах на подключение у различных категорий заявителей. Заявители, для которых необходимо строительство тепловой сети меньшей протяженности платят за тех, для кого требуется строительство сети большей протяженности. Также заявители, у кого присоединяемая нагрузка больше, платят за тех, у кого присоединяемая нагрузка меньше.

Действующая в настоящее время методика установления платы за присоединение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки стимулирует теплоснабжающие организации при подготовке заявки об установлении платы за подключение на регулируемый период формировать перечень заявителей таким образом, чтобы плата за подключение в расчете на единицу мощности была максимальной.

В Московской области, например, существует дефицит резерва тепловых мощностей, а также необходимость увеличения пропускной способности существующих сетей. Если для подключения объектов заявителей с подключаемой нагрузкой более 1,5 Гкал/ч эта проблема решается путем установления индивидуальной платы, то для подключения объектов с нагрузкой менее 1,5 Гкал/ч решения нет. Объекты с нагрузкой менее 1,5 Гкал/ч – это жилые дома площадью менее 20 тыс. кв. метров (менее 17 этажей), школы, детские сады, больницы, оздоровительные комплексы и т. д.

По действующему законодательству источником финансирования строительства котельных и перекладки тепловых сетей для указанных объектов являются капитальные вложения, учитываемые в тарифе на тепловую энергию. Однако, устанавливаемый Правительством Российской Федерации предельный рост платы граждан за коммунальные услуги не позволяет учесть в тарифе на тепловую энергию средства для финансирования мероприятий по подключению объектов с нагрузкой до 1,5 Гкал/ч в необходимом объеме.

Аналогичная ситуация в сфере водоснабжении и водоотведении. Для решения данной проблемы участниками «круглого стола» предлагается ввести стандартизированную тарифную ставку в водоснабжении и водоотведении, которая позволила бы формировать источник средств и на создание мощностей и на перекладку существующих сетей.

Проведение эксперимента в городе Москве показал наличие проблем со льготным присоединением. Решением данной проблемы мог бы стать пересмотр перечня лиц, имеющих право на льготу.

В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» рекомендуют Правительству Российской Федерации:

1. Поддержать инициативу Московской области о предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать для регулируемых организаций стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение в виде тарифного меню с разбивкой: по мероприятиям; диаметрам сетей; материалу трубопроводов; способу прокладки сетей; по зонам в разрезе субъекта Российской Федерации и иным параметрам.

2. Для формирования источников средств на создание мощностей в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регулирующие основы ценообразования и методику установления платы за технологическое присоединение.

3. Установить право субъекта Российской Федерации быть единым заказчиком схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также единым заказчиком Программ комплексного развития инженерной инфраструктуры.

5. Рассмотреть возможность оптимизации технологического присоединения объектов комплексной застройки территорий к сетям теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, исключив возможность дробления заявок.

6. Рассмотреть целесообразность разрешения регионам определения дополнительных категорий потребителей, для которых может применяться плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ниже экономически обоснованного уровня.

7. Внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие введение механизмов экономического стимулирования потребителей энергоресурсов к перераспределению (отказу) от длительно неиспользуемых резервов сетевых мощностей.