«Круглые столы»

«Правовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Правовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р была утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. В рамках реализации Концепции была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.
Программно-целевым инструментом является федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» (далее — Программа). Основными целями Программы являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем обеспечения необходимых инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Стратегия). Стратегией предусмотрено создание благоприятных социально-экономических условий, стабилизация численности сельского населения, обеспечение занятости и повышение уровня жизни на селе, а также повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Реализация стратегии будет проводиться в два этапа: 2015–2020 годы и 2021–2030 годы. Первый этап рассматривается как переходный, а второй — как основной. Во время переходного периода должна произойти стабилизация демографической ситуации. Также должна получить существенное развитие жилищная, инженерная и дорожно-транспортная инфраструктура. Одновременно будут предприниматься меры, направленные на обеспечение доступности услуг образования и здравоохранения. На основном этапе планируется повысить качество жизни сельского населения. Для этого предусмотрены меры для улучшения демографической ситуации, внедрены новые механизмы хозяйственной деятельности и социального обеспечения. Также на основном этапе предусматривается развитие инфраструктуры связи и обеспечение культурно-досуговых потребностей сельских жителей.
В случае успешной реализации Стратегии прогнозируется достижение к 2030 году следующих основных целевых показателей: численность сельского населения стабилизируется на уровне 35 млн. человек; ожидаемая продолжительность жизни сельчан составит 75,6 лет; уровень занятости повысится до 65,5%; среднегодовой темп прироста производства сельхозпродукции составит 5,5%; 37,3% сельских жителей будут систематически заниматься физкультурой и спортом; в 80% населенных пунктов появятся автодороги с твердым покрытием.
Программа востребована и успешно реализуется в субъектах Российской Федерации. В 2014–2016 годах общий объем финансирования программы составил 101,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 34,5 млрд рублей, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 41,8 млрд рублей (132,6 % к объему утвержденной Программы), внебюджетных источников – 25,2 млрд рублей (170,3 %), то есть на 1 рубль средств федерального бюджета привлечено 1,9 рубля средств субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о высоком уровне эффективности государственной поддержки.
Реализация Программы осуществлялась в 15086 сельских поселениях 80-ти субъектов Российской Федерации.
Выход села на качественно новый уровень развития становится одной из приоритетных государственных задач, решение которых должно опираться на новую научно обоснованную парадигму управления развитием сельских территорий. Ее ключевыми направлениями должны стать расширение и углубление интеграции и кооперации села с городом, адаптация поселений в единую экономическую систему региона на основе развития дорожно-транспортной инфраструктуры, информационных технологий с учетом дифференциации социально- экономического развития сельских территорий.
В целях создания условий для комплексного развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения целесообразно:
разработать дополнительные компенсирующие меры и мотивационные механизмы, направленные на закрепление трудовых ресурсов в сельской местности и стимулирование высокопроизводительного труда;
обеспечить развитие социальной инфраструктуры на селе, в том числе детских образовательных учреждений;
стимулировать процессы самоорганизации и кооперации сельхозтоваропроизводителей;
способствовать сокращению общего числа сельских жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
обеспечить осуществление ввода в действие планируемого количества фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию планируемого километража автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
шире применять практику грантовой поддержки инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
продолжить работу по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий;
обеспечить равные возможности социально-экономического развития жителей больших и малых населенных мест;
ускорить процесс вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот.
Одновременно требуется развитие несельскохозяйственных видов деятельности на селе, в том числе элементов сельской рыночной инфраструктуры, предприятий розничной и мелкооптовой торговли, производства местных строительных материалов, традиционных промыслов и ремесел, заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья, сельского и экологического туризма, сферы бытового и социально-культурного обслуживания населения.
Требуется усиление контроля, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за подготовкой конкурсной документации по определению исполнителей работ на объектах, а также ее сопровождением, с целью исключения случаев позднего выявления обстоятельств, не позволивших обеспечить своевременное заключение контрактов на исполнение работ.
Кроме программно-целевого метода в рамках стратегического развития сельских территорий целесообразно применять проектный подход при разработке приоритетного национального проекта по строительству доступного и комфортного жилья для граждан, проживающих и работающих в сельской местности. Основой проектного подхода должна стать разработанная Общественным советом при Минстрое России «Концепция развития строительного комплекса на сельских территориях посредством создания системы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих строительных кооперативов «Россельстрой».
Необходимо также обеспечить, в целях снижения профессиональной заболеваемости трудоспособного сельского населения, полное восстановление существовавшей ранее на селе системы охраны труда, законодательно инициировать и стимулировать программы облегчения условий наиболее тяжелых и опасных видов труда в агропромышленном комплексе.
До сих пор в федеральном законодательстве не определены понятия „сельская местность“ и „сельский административный район“. Право определять статус населенного пункта принадлежит субъектам Российской Федерации. Необходимо разработать типологии сельских районов для дифференциации государственной поддержки села.
Также целесообразно при оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не расширяя перечень используемых при оценке показателей, ввести их разбивку на город и село, что позволит объективно оценить динамику социально-экономического развития региона в целом и отставание по сельской местности.

С учетом вышеизложенного участники заседания предлагают:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность разработки федерального закона о развитии сельских территорий Российской Федерации, в том числе предусматривающего финансово-экономический механизм стимулирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и коммерческих структур в развитии сельской экономики и социальной сферы села;
сохранить эффективно реализуемую федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»;
рассмотреть возможность включения в Программу новых мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции объектов спортивного и культурно-досугового назначения; по капитальному ремонту автомобильных дорог, ведущих к социально значимым объектам сельских населённых пунктов, объектам сельскохозяйственного производства;
рассмотреть возможность включения в Программу мероприятий, направленных на развитие сельского и экологического туризма как социально значимого вида деятельности, способствующего развитию сельских территорий;
рассмотреть целесообразность выделения в рамках Программы дополнительных средств из федерального бюджета для покрытия процентной ставки по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения возможности строительства (приобретения) жилья для своих сотрудников, проживающих в сельской местности;
рассмотреть возможность внесения изменений в мероприятия Программы по развитию водоснабжения в сельской местности, предусматривающие не только строительство локальных водопроводов, но и всех сооружений, входящих в систему водоснабжения (водонапорных башен, скважин, станций водоподготовки и т. д.);
разработать законодательные критерии выделения сельских районов с учетом плотности населения, типа застройки и других факторов;
разработать механизм государственной поддержки регионов с относительно неблагоприятными условиями для развития сельского хозяйства;
рассмотреть возможность внесения изменений в правила ведения статистической отчетности, установив отдельные статистические показатели, отображающие развитие социальной инфраструктуры на сельских территориях;
рассмотреть проектное предложение по реализации приоритетного национального проекта по строительству доступного и комфортного жилья для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, основанного на системе сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативах «Россельстрой».

2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить соблюдение сроков выполнения мероприятий Программы, в том числе путем своевременной подготовки на ближайшую перспективу необходимой проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов социальной и инженерной инфраструктуры, разработки дорожных карт;
обеспечить в установленных объемах в 2017 году своевременное и полное освоение средств федерального бюджета, финансирование из региональных и местных бюджетов Программы, привлечение внебюджетных средств и выполнение целевых индикаторов и показателей;
усилить контроль за своевременным вводом объектов в эксплуатацию.