«Круглые столы»

«Законодательное обеспечение повышения качества российской винодельческой и пиво-безалкогольной продукции»

Рекомендации

РЕЗОЛЮЦИЯ

 20 апреля 2017 г. в комплексе зданий Московского государственного университета пищевых производств с участием научно-педагогических кадров университета, аспирантов, магистрантов, представителей винодельческой и пиво-безалкогольной отрасли Российской Федерации и Делового Союза Евразии, прошёл Круглый стол на тему «Законодательное обеспечение повышения качества российской винодельческой и пиво-безалкогольной продукции», организованный Союзом виноградарей и виноделов России и Союзом производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции.
Тематический Круглый стол является частью научно-практического конгресса «Правовые и организационные механизмы реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года», проведённого в рамках XI Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России».
В рамках работы Круглого стола было уделено внимание следующим вопросам: — установление и углубление контактов профильных научных учреждений с общественными организациями отрасли индустрии алкогольных напитков;
- создание механизмов стимулирования производителей к выпуску слабоалкогольной продукции натурального брожения, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания;
- разработка и внедрение системы управления качеством слабоалкогольной продукции;
- актуализация действующих нормативов содержания в слабоалкогольной продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ и средств защиты растений;
- возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов для производства безалкогольной продукции;
Были заслушаны выступления и презентации представителей Союзов, руководителей кафедр университета, а также Совета Федерации РФ, Минсельхоза России, ФС «Россельхознадзор», Делового Союза Евразии, АНО «Роскачество», ФГБУ «Центр оценки качества зерна». В своём выступлении Президент союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции А.Н. Мордовин отметил, что на протяжении последних лет Советом Федерации были приняты ряд значимых постановлений: № 120-СФ от 30 мая 2012 г. «О мерах по государственному регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ» и № 513-СФ от 9 декабря 2015 года «О состоянии и тенденциях развития алкогольного рынка в Российской Федерации», в которых отмечены существенные дефициты и проблемы правового регулирования и механизмов управления алкогольной отрасли. Однако, ряд положений хотя и были приняты к сведению, однако так и остались без должного внимания со стороны органов федеральной исполнительной власти. А.Н. Мордовин подчеркнул, одна из древнейших поговорок гласит: Prima cratera ad sitim pertinet, secunda – ad hilaritatem, tertia – ad voluptatem, quarta – ad insaniam. «Первая чаша утоляет жажду, вторая способствует веселью, третья – наслажденью, четвертая приводит к безумию».
 В этой связи на протяжении всей истории человечества государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции уделялось особое внимание. История регулирования алкогольной отрасли в царской России, в СССР и Российской Федерации отчётливо показывает, что необходимый баланс между производством и потреблением алкогольной продукции так и не создан, исторически создавая явные преимущества для крепкого алкоголя в ущерб слабоалкогольной продукции, усугубив ситуацию в последние 20 лет невиданным размахом и расцветом нелегального рынка крепкого алкоголя. Более того, Россия является одним из мировых лидеров по уровню потребления контрафактного алкоголя. Масштабное развитие нелегального сегмента рынка наносит существенный ущерб жизни и здоровью населения нашей страны, добросовестным производителям и продавцам, а, следовательно, и экономике в целом. Очевиден и урон бюджетной системе из‑за снижения поступлений акцизов, налогов и сборов с нелегального товарооборота.
В основе данной проблемы есть и одно ключевое обстоятельство: недостаточно эффективная система государственного регулирования, в которой нет преференций производителям высококачественной слабоалкогольной продукции натурального брожения (вино + пиво), произведённого из российского сырья (виноград, пивоваренный ячмень, хмель и солод).
Участники Круглого стола считают необходимым поддержать позицию Союза виноградарей и виноделов и Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции:
1. Возможность выделения в 171-ФЗ трёх основных сегментов алкогольного рынка: вино, пиво и крепкий алкоголь, предусмотрев предоставление преференций производителям слабоалкогольной продукции натурального брожения, произведённой по классической технологии из российского сырья;
2. Поддержать предложение АНО «Роскачество» о возможности появления новой категории исследуемых товаров и проведения соответствующих испытаний в 2017 году — «Пиво светлое»;
3. Создание системы гарантированного обеспечения российской винодельческой и пивоваренной отрасли отечественным сырьём, уделив особое внимание возрождению отечественного хмелепроизводства и возможности выравнивания ставок субсидий на закладку и уход за хмельниками со ставками на закладку и уходу за виноградниками;
4. Оказать поддержку независимому малому и среднему российскому пивоваренному бизнесу, рассмотрев возможность создания системы дифференцированного подхода к предприятиям отрасли в зависимости от объёмов производства и установления «вменённого акциза на годовой объём производства / патентной системы налогообложения» для предприятий подгруппы «до 50.000 дал»;
5. Сохранение положений российского законодательства 171-ФЗ в части использования пивоваренного солода при производстве пива (не менее 80%) в Техническом регламенте стран Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции»;
6. Реализация пилотного проекта взаимодействия Союза виноградарей и виноделов России, Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции и Московского государственного университета пищевых производств (в области научных разработок, дополнительного профессионального образования и подготовки специалистов для отрасли).