«Круглые столы»

«Аспекты правового регулирования вопросов качества пищевой продукции при производстве, хранении, транспортировке и реализации»

Рекомендации

РЕЗОЛЮЦИЯ

В соответствии с поручением Комитета Совета Федерации по Аграрно-продовольственной политике и природопользованию в рамках проведения XI Всероссийского форума «Здоровье нации-основа процветания России» ФГБНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова», ФГБНУ «ВНИХИ» и ФГБНУ «ВНИИТЕК» было организовано заседание Круглого стола по теме: «Аспекты правового регулирования вопросов качества пищевой продукции при производстве, хранении, транспортировке и реализации».
В Круглом столе приняли участие 26 специалистов, среди них: представители ФГБНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова», ФГБНУ «ВНИХИ», ФГБНУ «ВНИИТЕК», «Союза мороженщиков России», «Россоюзхолодпрома», ФГБНУ «ВНИИО», ФГБНУ «ВНИРО», ФГБНУ «ВНИИК», «Союза участников потребительского рынка», Минсельхоза России», Центра контроля качества товаров, работ и услуг» (Санкт-Петербург), МГТУ им. К.Г. Разумовского и др. Были заслушаны выступления и презентации 9 докладчиков, проведено обсуждение поднятых тем, подведены итоги заседания Круглого стола, даны рекомендации и комментарии.
В рамках работы Круглого стола было уделено внимание следующим вопросам: противодействие фальсификации продуктов питания, несовершенства законодательной базы в области идентификации пищевой продукции, порядок разработки стандартов в сфере пищевой продукции, проблемы обеспечения сохранности скоропортящихся пищевых продуктов при хранении и транспортировке, механизмы государственной поддержки производителей качественной пищевой продукции.
Принятая в июне 2016 года «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации» в большей степени отражает вопросы здравоохранения, рационального питания, стимулирования ведения здорового образа жизни и т. д., но не вопросы качества пищевой продукции. В Стратегии необходимо было сделать больший акцент на нормирование характеристик качества, технологические приемы его формирования и сохранения, а также инструменты и методы контроля и надзора (методы исследования, программы мониторинга, прослеживаемость и пр.).
В связи с этим до сих пор провести оценку уровня качества продукции в Российской Федерации в полной мере не представляется возможным. Это связано, в первую очередь, с отсутствием системного государственного подхода к мониторингу качества и принятия решений, направленных на его повышение, а также решение вопросов доступности качественной продукции для всех слоев населения.
Национальная система качества должна состоять из следующих структурных элементов:

 Национальная система стандартизации
Нормирование качества пищевой продукции на государственном уровне осуществляется посредством национальных и межгосударственных стандартов.
 В связи с добровольностью применения стандартов возникает ряд вопросов и многочисленных споров об обязательности применения стандартов вида «общих технических условий» при разработке собственной документации производителем (технические условия, стандарты организации), а также при оценке продукции, поступающей по импорту. 
Для решения это проблемы должна быть выстроена стройная система стандартизации идентификационных признаков для каждой группы пищевой продукции (стандарты вида ОТУ). И все эти стандарты должны носить обязательный характер применения.

 Национальная система прослеживаемости
В рамках пищевого законодательства Таможенного союза (ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013), а также обязательств России в рамках ВТО, регламентировано обязательное внедрение на предприятиях, задействованных в производстве пищевых продуктов, системы прослеживаемости. Система прослеживаемости, как внутренняя (осуществляемая самим предприятием), так и внешняя (осуществляемая на государственном уровне) в настоящий момент в России отсутствует.
В связи с этим, создание государственной программы по внедрению системы прослеживаемости для всех видов пищевой продукции с назначением единого координационного органа является необходимым мероприятием.

Национальная система мониторинга
Говорить о качестве невозможно без цифр и фактов. В целях их получения должна быть разработана национальная система мониторинга качества пищевой продукции. Исходя из поставленных в Поручении Президента задач, структура Национальной системы мониторинга должна опираться на системный подход и базово определяться циклом «мониторинг — анализ данных — направленные мероприятия-мониторинг». Учитывая широкую лабораторную сеть, в том числе возможность регистрации полученных данных в электронных базах данных (Веста – Россельхознадзор, БД Роспотребнадзора, ФГИС – Росаккредитация), функции по проведению рутинного мониторинга показателей идентификации, качества и выявления фальсификации целесообразно возложить на существующие органы контроля. В ряде случаев могут привлекаться независимые аккредитованные лаборатории и экспертные организации. Получаемые результаты должны концентрироваться в и/или передаваться в единый центр для анализа. Учитывая экспертную компетентность ФГБНУ «ФНЦ Пищевых систем им. В. М. Горбатова», на основании полученных данных ФНЦ или другая уполномоченная организация может проводить анализ на предмет выявления тенденций в изменении показателей качества продукции идентификационных признаков и выявлении новых видов фальсификации и изменения направленности ранее выявленных.

Государственная система информирования и просвещения населения
В дополнение к Стратегии необходимо законодательно ввести или увеличить ответственность СМИ за выдаваемую в эфир/печать информацию о качестве и безопасности продуктов питания. Зачастую это данные, не подтвержденные ни научными исследованиями, ни законодательными требованиями, а как правило вообще инсценированные или намеренно искаженные. По этой причине у населения возникает резко отрицательное отношение к отечественной продукции и отдельным видам продуктов.

Государственная система поддержки добросовестных производителей
Данная система должна включать два важных аспекта:
Защита рынка от фальсифицированной продукции, что обеспечит как защиту потребителей, так и защиту производителей от недобросовестной конкуренции (определение уполномоченных органов на проведение подобного контроля, создание четкой процедуры его проведения и оценки полученных результатов). Для производителей фальсифицированной продукции должна быть увеличена ответственность соразмерно масштабам производства;
Второй аспект – построение риск-ориентированного контроля за предприятиями пищевой промышленности не только исходя из критериев безопасности производимой продукции, но и по результатам мониторинга показателей качества, и в результате снижение для добросовестных производителей периодичности проверок.

Учитывая вышеизложенное, участники заседания Круглого стола рекомендуют:
1. Стратегия повышения качества должна быть встроена в систему стратегического планирования, рассматриваться в комплексе с другими принятыми стратегическими документами, такими как Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства №2592-р). Так, 18.04.2017 года принята Стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 г. (утв. Распоряжением Правительства №737-р).
2. Необходимо оценить выполнение ранее принятых планов по реализации стратегических документов, в т. ч. Плана мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 376-р.
3. Внести изменения в Федеральный закон № 162 от 29.06.2015 года «О стандартизации в Российской Федерации» об обязательности применения стандартов на термины, классификацию и стандарты вида «общие технические условия».
4. Разработать регламент взаимодействия министерств, Росстандарта и профильных технических комитетов по вопросам формирования Плана национальной стандартизации и разработки стандартов с решением вопроса о финансировании как исследований для разработки стандартов, так и их оформления и принятия.
5. Основной упор должен быть сделан на мониторинге качества пищевой продукции, но, при этом, должна быть оценена результативность мониторинга, проводимый с 2000 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000г. № 883.
6. До принятия Плана по реализации Стратегии повышения качества, выполнения мероприятий, предусмотренных Планом, предложения по ужесточению ответственности за обращение фальсифицированной пищевой продукции (включая уголовную) считаем неэффективным и преждевременным.
7. Включить специалистов головного научно-исследовательского института Росрыболовства ФГБНУ «ВНИРО» в рабочие группы по формированию планов мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года и Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 года.
8. Учитывая противоречивость и недостаточную обоснованность целого ряда предложений, изложенных в Стратегии формирования здорового образа жизни Минздрава России, просьба на заседании Комитета рассмотреть проект этой Стратегии и дать соответствующую оценку.