«Круглые столы»

«Охрана лесов от пожаров в 2017 году: задачи, проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Охрана лесов от пожаров в 2017 году: задачи, проблемы и пути их решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Согласно данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) в целях обеспечения охраны лесов от пожаров в 2017 году выполнены следующие мероприятия:
- бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров доведено финансирование в объеме 4,35 млрд рублей (в 2016 году – 4, 12 млрд рублей);
 — осенью 2016 года была проведена работа по противопожарному обустройству лесов (построено 1,5 тыс. км лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, реконструировано таких дорог — 3,2 тыс. км; проложено просек, противопожарных разрывов, противопожарных минерализованных полос- 35,6 тыс. км; проведена прочистка просек, противопожарных разрывов, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление- 169,9 тыс. км; осуществлено устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения в объеме — 1863 шт.; проведены контролируемые профилактические выжигания в объеме — 246,0 тыс. га.).
- Федеральным агентством лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти запланировано проведение межведомственных проверок готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2017 года; утвержден приказ № 543 от 26 декабря 2016 года «Об организации охраны лесов от пожаров в 2017 году».
В области нормативного правового регулирования:
- Минприроды России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения тушения лесных пожаров», внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления «О формировании штабов по координации деятельности по тушению лесных пожаров»;
- Рослесхозом определены критерии, с учетом которых будут выделяться зоны охраны лесов от пожаров с использованием различных средств мониторинга и разработан проект приказа «Об установлении лесопожарного зонирования».
В целях предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, а также их ликвидации в 2017 году Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируется проведение следующих мероприятий:
- с 15 марта организовать на базе Федерального казенного учреждения «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России (далее — ФКУ НЦУКС МЧС России) круглосуточную работу межведомственной рабочей группы по мониторингу развития природной пожароопасной обстановки;
- до 30 марта спланировать и провести совместные комплексные учения по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
- до 30 марта организовать и провести проверки территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) по выполнению предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которых оценить готовность субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2017 года;
- к началу пожароопасного периода обеспечить готовность населенных пунктов граничащих с лесными массивами к защите от лесных пожаров;
- в течение пожароопасного периода обеспечить проведение профилактических рейдовых осмотров территорий на предмет реализации мер их противопожарного обустройства и недопущения выжиганий сухой травянистой растительности.
Приоритетной задачей по недопущению пожаров на землях сельхозназначения для Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее — МСХ России) является стимулирование вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот: во‑первых, за счет федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы»; во‑вторых, за счет усиления земельного контроля и надзора, осуществляемого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее — Россельхознадзор). Россельхознадзором в рамках контрольно-надзорной деятельности будет продолжена работа по профилактическим мероприятиям, таким как разъяснение землепользователям соблюдения норм земельного законодательства Российской Федерации, недопущению зарастания земель, запрета выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, разведение костров на полях. Кроме того в рамках проведения государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, граничащих с лесами, Россельхознадзором будет направляться информация о собственниках указанных земельных участков в МЧС России и о результатах ежемесячно докладываться в Правительство Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) информирует о готовности органы внутренних дел Российской Федерации к защите населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- в рамках подготовки к пожароопасному сезону 2017 года в МЧС России направлены сведения о силах и средствах территориальных органов МВД России, планируемых для привлечения к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (свыше 287 тыс. человек личного состава (287156) и более 52 тыс. единиц техники (52 861);
- в феврале-марте представители территориальных органов МВД России в пределах компетенции примут участие в деятельности межведомственных комиссий по проверке готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к летнему пожароопасному сезону;
- с 15 марта сотрудники центрального аппарата МВД России будут задействованы в составе межведомственной рабочей группы по мониторингу развития природной пожароопасной обстановки, сформированной на базе ФКУ НЦУКС МЧС России;
- в территориальных органах МВД России проведена корректировка планов действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, предусмотрены мероприятия по поддержанию общественного порядка в районах массовых лесных и торфяных пожаров, регулированию движения на маршрутах ввода в действия сил и средств, а также организации охраны объектов и личного имущества граждан в районах проведения эвакуационных мероприятий.
Исходя из представленных материалов, перед регионами стоят следующие задачи на пожароопасный сезон 2017 года:
- создать резерв сил и средств пожаротушения, ГСМ согласно сводному плану тушения лесных пожаров на 2017 год;
- своевременно и качественно выполнять мероприятия по охране лесов и тушению лесных пожаров в рамках государственного задания, обеспечив: своевременное обнаружение лесных пожаров, оперативную доставку сил и средств на возникшие лесные пожары, быструю ликвидацию лесного пожара на наименьших площадях, постоянную, регулярную и долгосрочную профилактику, своевременное установление в период повышения пожарной опасности ограничений и запретов на посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, введение особого противопожарного режима или режима чрезвычайной ситуации в лесах на территории муниципальных районов;
- организовать постоянный контроль за неконтролируемыми сельскохозяйственными палами и сжиганием соломы и стерни на территориях муниципальных районов;
- обеспечить систематический выход радио, телевизионных передач и статей в средствах массовой информации по вопросам предотвращения лесных пожаров. Организовать постоянное информирование населения о правилах поведения в лесу в пожароопасный период;
- провести сходы граждан в населенных пунктах с разъяснением правил пожарной безопасности в лесах;
 — обеспечить взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов.
При этом остаются неурегулированными, нерешенными проблемы в области технологической, экономической эффективности работы лесопожарных служб.
Как уже многократно отмечалось, основной проблемой является – ежегодное хроническое недофинансирование лесного хозяйства, в том числе на мероприятия по охране лесов от пожаров.
Данное обстоятельство приводит к ежегодному снижению объемов выполнения профилактических противопожарных мероприятий, сокращению численности работников, занятых на выполнении мероприятий по предотвращению лесных пожаров и их тушении, сокращению кратности авиационного и наземного патрулирования территории лесного фонда, и невозможности создания, укомплектования и содержания необходимого количества пожарно – химических станций и пунктов сосредоточения пожарного инвентаря.
Другой проблемой, по‑мнению регионов, является отсутствие на законодательном уровне обязанности арендаторов по тушению лесных пожаров на арендуемой территории.
В связи с недостаточным количеством пожарно – химических станций и иных лесопожарных формирований специализированных учреждений, на которых в настоящее время возложено выполнение работ по тушению лесных пожаров, недостаточной их укомплектованности работниками и средствами пожаротушения, значительной удаленностью большинства лесных участков от мест дислокации данных формирований, в настоящее время не представляется возможным минимизировать сроки доставки сил и средств пожаротушения к месту возникновения лесного пожара. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее лесное законодательство, в части возложения на арендаторов обязанности по тушению лесных пожаров на используемом лесном участке, а не только по принятию мер по недопущению распространения лесного пожара.
Отмечается также проблемы: отсутствие утвержденной формы Сводного плана тушения лесных пожаров, что не позволяет оптимизировать его разработку, утрата актуальности Положения о пожарно-химических станциях в части норм обеспечения средствами пожаротушения, некорректная работа ИСДМ – Рослесхоз, заключающаяся в предоставлении неполной и недостоверной информации о лесных пожарах (увеличение площади пожара, отсутствие фиксации мелких лесных пожаров, частая фиксация лесным пожаром мест выполнения работ по разработке торфа и сельскохозяйственных работ (уборка зерновых, пахота и т. п.), некорректное обобщение информации о лесных пожарах в течение пожароопасного сезона (округление площадей) и т. п.), что приводит к дополнительному расходованию финансирования и рабочего времени на проведение натурных проверок информации о лесном пожаре.
Анализ материалов, предоставленных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что в 2017 году сохраняются риски нарушений в данной сфере, выявленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2016 году (не осуществление мер по предупреждению и ликвидации природных пожаров; не выделение из регионального бюджета дополнительных средств для покрытия дефицита финансирования противопожарных мероприятий; не исполнение лесными инспекторами функции по пресечению нарушений в данной сфере, привлечению виновных лиц к ответственности, выявлению и взысканию причиненного лесам вреда; не обеспечение администрациями природно-заповедных территорий охраны лесов от пожаров; низкий уровень реально возмещенного вреда по сравнению с размером причиненного вреда и др.).
В 2017 году сохраняется проблема перехода огня от сельхозпалов на земли лесного фонда. На решение данной проблемы направлены принятые нормативные правовые акты, запрещающие выжигание сухой травянистой растительности на полях, а также запрет на эксплуатацию зданий и сооружений, имеющих нарушения требований пожарной безопасности. Для ее решения следует обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при ведении сельскохозяйственного производства, особенно на сельскохозяйственных угодьях. В этой связи в период пожароопасного сезона необходимо усилить контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения, обеспечив межведомственное взаимодействие органов МЧС России, Минсельхоза России и Россельхознадзора.
Между тем в большей степени к негативным последствиям приводят пробелы в законодательстве и нормативно-правовом регулировании при определении ответственных за тушение пожаров на землях запаса и землях сельскохозяйственного назначения. При этом возгорания на этих землях в большинстве случаев приводят к лесным пожарам.
Для решения данной проблемы следует прямо установить ответственных и порядок реагирования на возгорания на землях запаса и землях сельскохозяйственного назначения, поскольку на сегодняшний день у МЧС России нет нормативно закрепленной обязанности реагировать на горения на этих землях.
В настоящее время очень актуальной является проблема использования земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесной растительностью. Положениями Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Лесным кодексом Российской Федерации определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В связи с изложенным требуется урегулировать вопрос правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесной растительностью.
Следует также отметить, что ежегодно у субъектов Российской Федерации возникает значительная кредиторская задолженность перед предприятиями, которые привлекаются к тушению лесных пожаров. Между тем на сегодняшний день источники ликвидации такой задолженности Правительством Российской Федерации не определены. На ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих при наводнениях, засухах и т. д. используются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд). Представляется необходимым рассмотреть возможность использования средств резервного фонда для финансирования мероприятий по ликвидации кредиторской задолженности за ликвидацию чрезвычайных ситуаций в лесах.
Государственный лесопатологический мониторинг выявил резкое увеличение до 1399 тыс. га площади очагов сибирского шелкопряда, в том числе в насаждениях Красноярского края (887,7 тыс. га) и Томской области (474,8 тыс. га). Рост площадей вызван увеличением популяции вредителя вследствие смены обычной двухлетней генерации насекомого на однолетнюю из‑за погодных условий 2014–2016 годов (экстремально высокая температура и длительное отсутствие осадков). Существует угроза формирования крупных очагов вредных насекомых на территории Республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия и гибели лесов в 2017–2018 годах на площади более 650 тыс. га.
Возможные меры борьбы усложняются наличием трех негативных факторов:
-отсутствие эффективного препарата, разрешенного для борьбы с сибирским шелкопрядом. Особенности препарата «Клонрин, КЭ» заключаются в том, что температурный режим проведения обработок против сибирского шелкопряда совпадает с температурным режимом выхода гусениц из подстилки. Он является аналогом химического препарата «Таран, ВЭ», который в настоящее время разрешен для борьбы только с вредителями сельскохозяйственных культур. По информации Минсельхоза России в настоящее время проводятся регистрационные испытания для его применения в лесном хозяйстве. государственная регистрация препарата планируется в 2017 году;
- запрет на проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов в водоохранной зоне, в насаждениях с развитой речной сетью, тогда как 38,5% очагов сибирского шелкопряда расположены в насаждениях с наличием развитой речной сети, а также в Байкальской природной территории, где в соответствии с законодательством запрещено использование химических препаратов;
- недостаток финансовых средств на проведение мероприятий по ликвидации очагов сибирского шелкопряда. Для ликвидации очагов сибирского шелкопряда химический препаратом «Клонрин, КЭ» на площади 1,39 млн га необходимый объем финансирования составит 1,5 млрд рублей, в том числе стоимость препарата 245,7 млн рублей, стоимость авиационной обработки 525 млн рублей, затраты на доставку хранение и учеты технической эффективности и иные расходы 743,5 млн рублей. Без проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда прогнозируемый от гибели лесов составит до 105,4 млрд рублей.
В настоящее время на борьбу с очагами сибирского шелкопряда предусмотрены следующие объемы финансирования:
- Красноярский край — 87 млн рублей (средства бюджета субъекта Российской Федерации);
- Томская область — 51,39 млн рублей (50 млн рублей – средства бюджета субъекта Российской Федерации; 1,39 млн рублей – средства федерального бюджета);
- Иркутская область −18,7 млн рублей (средства федерального бюджета);
Кемеровская область – 7,4 млн рублей (средства федерального бюджета).
Таким образом дополнительная потребность в финансировании за счет средств федерального бюджета составляет 1,35 млрд рублей. За счет средств нераспределенного резерва субвенций Рослесхоз готов обеспечить выделение дополнительного финансирования на осуществление мероприятий по ликвидации очагов сибирского шелкопряда до 20% от установленного объема указанного нераспределенного резерва субвенции, что составляет 217,6 млн рублей.
Сложившаяся ситуация, исходя из требований постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также прогнозируемого ущерба от гибели лесов, по мнению Минприроды России имеет чрезвычайный характер и, соответственно, подлежит финансированию из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 1,13 млрд рублей.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
- ускорить принятие проекта федерального закона № 95227–7 «О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, наделяющего должностных лиц территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы полномочиями по рассмотрению дел об административных правоотношениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.32 (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах) Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, и назначению административных наказаний от имени указанных органов.

2. Правительству Российской Федерации:
- обеспечить выделение из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в срок до 1 марта 2017 года дополнительных средств для борьбы с сибирским шелкопрядом Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской и Томской областям в размере 1,13 млрд рублей;
- рассмотреть возможность использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для финансирования мероприятий по ликвидации кредиторской задолженности за ликвидацию чрезвычайных ситуаций в лесах;
- установить ответственных и порядок реагирования на возгорания на землях запаса и землях сельскохозяйственного назначения;
- ускорить принятие постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения тушения лесных пожаров» и «О формировании штабов по координации деятельности по тушению лесных пожаров»;
- ускорить работу по внесению изменений в нормативные правовые акты, позволяющих осуществить регистрацию и эксплуатацию транспортных средств, высвобожденных в ходе переоснащения и не имеющих перспектив дальнейшего применения в Вооруженных Силах Российской Федерации, для использования в лесохозяйственных целях;
- рассмотреть вопрос законодательного закрепления обязанности землепользователей по проведению профилактических противопожарных мероприятий (например, таких, как устройство минерализованных полос по границам земельных участков сельскохозяйственного назначения, запашка стерни);
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части упрощения порядка оформления разрешения для перевозки крупногабаритной лесопожарной техники к месту ликвидации лесного пожара;
- сформировать систему централизованного обеспечения лесопожарной техникой и оборудованием на федеральном уровне;
- рассмотреть вопрос о повышении ответственности лиц, использующих леса, в случае возникновения лесного пожара на соответствующем лесном участке в районе применения наземных сил и средств пожаротушения, в том числе по принятию мер по тушению лесного пожара за счет собственных средств в установленном порядке;
- рассмотреть вопрос об утверждении формы Сводного плана тушения лесных пожаров, а также возможность изменения сроков разработки и утверждения Сводных планов тушения лесных пожаров в зависимости от природно – климатических условий регионов или лесных зон.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- провести работу по актуализации нормативных требований к пожарной технике и противопожарному оборудованию и инвентарю, а также численности пожарно-химических станций, закрепленных в положении о пожарно-химических станциях, утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167;
- обеспечить проведение мероприятий по охране лесов от пожаров на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- повысить эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров: обеспечить внедрение профессиональных стандартов для специалистов в области охраны лесов от пожаров, а также введение в действие профессионального стандарта «лесной пожарный» в 2017 году;
- включить профессию лесного пожарного в нормативы обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерство внутренних дел Российской Федерации:
4.1. Обеспечить контроль за соблюдением запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стер ни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.
4.2. Провести проверку готовности органов управления, сил и средств территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, с проведением тренировок и учений.
4.3. МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- до 30 марта 2017 года организовать и провести проверки территориальных подсистем РСЧС по выполнению предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которых оценить готовность субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2017 года;
- с 15 марта 2017 года организовать на базе ФКУ НЦУКС МЧС России круглосуточную работу межведомственной рабочей группы по мониторингу развития природной пожароопасной обстановки;
- до 30 марта 2017 г. спланировать и провести совместные комплексные учения по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
- к началу пожароопасного периода обеспечить готовность населенных пунктов, граничащих с лесными массивами, к защите от лесных пожаров;
- в течение пожароопасного периода обеспечить проведение профилактических рейдовых осмотров территорий на предмет реализации мер их противопожарного обустройства и недопущения выжиганий сухой травянистой растительности.
- использовать возможность комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) для оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами.

5. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации
рассмотреть вопрос ускорения проведения регистрационных мероприятий химического препарата «Клонрин, КЭ» для применения в лесном хозяйстве, либо, в виде исключения, разрешения регистрационных испытаний указанного препарата на масштабных площадях в очагах сибирского шелкопряда в Сибирском федеральном округе.

6. Министерству финансов Российской Федерации
обеспечить выделение из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в срок до 01 марта 2017 г. дополнительных средств для борьбы с сибирским шелкопрядом Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской и Томской областям в размере 1,13 млрд рублей.

7. Генеральной прокуратуре Российской Федерации
к началу пожароопасного сезона завершить подготовку проекта межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия при выявлении, пресечении и расследовании преступлений в сфере лесопользования (МВД России).

8. Федеральному агентству лесного хозяйства:
- усилить контроль за организацией и проведением мероприятий по ликвидации очагов сибирского шелкопряда;
- ускорить утверждение приказа «Об установлении лесопожарного зонирования»;
- провести внеплановые выездные проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2017 года на землях лесного фонда с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений;
- усовершенствовать работу программного обеспечения ИСДМ – Рослесхоз.

9. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования:
провести внеплановые выездные проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2017 года в отношении государственных природных заповедников, национальных парков, других особо охраняемых природных территорий.

10. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- Красноярского края, Иркутской, Кемеровской и Томской областей, уполномоченных в области лесных отношений, проработать вопрос привлечения сил и средств арендаторов лесных участков, поврежденных сибирским шелкопрядом для оказания содействия в ликвидации очагов; совместно с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления проработать вопрос введения режима чрезвычайной ситуации регионального или межрегионального характера в районах повреждения насаждений сибирским шелкопрядом; по результатам весенних контрольных обследований представить уточненную площадь очагов сибирского шелкопряда, намеченную под обработку;
- провести проверку готовности лиц, использующих леса, до начала пожароопасного сезона 2017 года;
- подготовить специализированные диспетчерские службы субъектов Российской Федерации к работе в круглосуточном режиме;
- обеспечить на муниципальном уровне работу совместных межведомственных оперативных групп с участием заинтересованных органов исполнительной власти по недопущению возникновения лесных пожаров и нарушений Правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечить проведение противопожарной пропаганды, включая установку аншлагов и билбордов, проведение в заведениях среднего и средне-специального образования уроков по противопожарной пропаганде, а также ежедневное информирование населения посредством систем оповещения (sms-оповещения, радио, телевидения и иных средств массовой информации) о правилах пожарной безопасности в лесах и мерах административной и уголовной ответственности по их несоблюдению;
- обеспечить своевременное введение и контроль за обеспечением особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах органами государственной власти и местного самоуправления, а также доведение информации о действующих режимах до местного населения;
- совместно с территориальными органами МЧС России обеспечить соблюдение установленного Правилами противопожарного режима в Российской Федерации запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях;
- совместно с территориальными органами МЧС России и МВД России, органами местного самоуправления увеличить количество межведомственных оперативных групп по патрулированию территорий в местах массового отдыха населения, а также населенных пунктов, дачных и садоводческих кооперативов, летних оздоровительных лагерей, прилегающих к лесным массивам и подверженных угрозе перехода природных пожаров;
- обеспечить ежедневное рассмотрение вопросов о складывающейся в регионе лесопожарной обстановке на заседаниях КЧСиПБ с участием всех заинтересованных органов исполнительной власти;
- обеспечить организацию постов для пресечения возможных нарушений требований пожарной безопасности в лесах;
- обеспечить проведение сходов граждан в муниципальных образованиях с участием сотрудников по охране общественного порядка, общественных организаций и добровольцев по разъяснению Правил пожарной безопасности в лесах и соблюдению установленного Правилами противопожарного режима в Российской Федерации запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях;
- до 1 марта 2017 г. внести изменения в планы тушения лесных пожаров и сводные планы на территории субъекта Российской Федерации с учетом возможности их практической реализации;
- до 15 марта 2017 г. обеспечить подготовку специализированных учреждений по охране лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации к пожароопасному сезону;
- принять меры по недопущению проведения выжиганий сухой травянистой растительности на землях запаса и сельскохозяйственного назначения;
- организовать систематическую информационную работу по профилактике случаев неосторожного обращения с огнем, а также по доведению до населения правил безопасного поведения на природе;
- обеспечить к климатическим срокам начала пожароопасного сезона выполнение противопожарных мер по защите от природных пожаров населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
- актуализировать паспорта пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров;
- обеспечить ремонт и содержание подъездов к источникам противопожарного искусственного и естественного водоснабжения;
- принять меры по своевременному введению режима чрезвычайной ситуации в лесах при ухудшении лесопожарной обстановки, в том числе подтверждаемой данными мониторинга (космического, авиационного, наземного).