«Круглые столы»

«Итоги пожароопасного сезона 2016 года: проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Итоги пожароопасного сезона 2016 года: проблемы и пути их решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.

1. На территории Российской Федерация сосредоточено более 20% лесов планеты. Лесные участки в составе земель лесного фонда, площадь которого составляет 1 146 млн. га, или 67% земель страны, находятся в федеральной собственности. Запас древесины составляет 79 701 млн. м3. Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет 699,8 млн. м3, в 2015 году освоено – 205,2 млн. м3, или 29,3%. Лесные пожары остаются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологию и ресурсный потенциал лесов. Площадь лесных земель, которая была пройдена пожарами на территории страны, составила в 2014 году – 2 765 тыс. га, в 2015 году – 2 446 тыс. га. При этом ущерб в 2014 году составил около 23,8 млрд. рублей, в 2015 году – 56,4 млрд. рублей, в 2016 году по предварительным данным составил 12 млрд. рублей, по сравнению с прошлым годом он снизился в 4,7 раза.
1.1. При подготовке к пожароопасному сезону 2016 года принят ряд мер, направленных на повышение эффективности профилактики и борьбы с лесными пожарами.
Приняты необходимые распорядительные документы, Федеральным агентством лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) утвержден План межрегионального маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2016 год, в федеральных округах проведены выездные совещания по исполнению регионами переданных полномочий в области лесных отношений, где определены задачи на 2016 год, всеми субъектами Российской Федерации подготовлены и утверждены сводные планы тушения лесных пожаров, Рослесхозом с главами двадцати одного региона Сибири и Дальнего Востока, другими субъектами Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии в области охраны лесов от пожаров, в рамках которых предусмотрено привлечение специально уполномоченного представителя Рослесхоза, который обеспечивает координацию деятельности по тушению лесных пожаров в каждом субъекте Российской Федерации. Проведено обучение 32 специалистов по охране лесов от пожаров, которые направлялись в регионы.
Выполнены следующие мероприятия по противопожарному обустройству лесов: построено 4,16 тыс. км лесных дорог, проведена реконструкция — 8,49 тыс. км, эксплуатируются лесные дороги, протяженностью 14,92 тыс. км; осуществлены прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (184,69 тыс. км); осуществлены прочистка просек (уход за противопожарными барьерами), прочистка противопожарных полос и их обновление (579,82 тыс. км); контролируемые профилактические выжигания проведены на площади 465,96 тыс. га.
В целях совершенствования законодательной базы по охране лесов от пожаров в 2016 году приняты:
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», которым установлены меры борьбы с природными и лесными пожарами; предусмотрены требования по нормативам обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, силами и средствами пожаротушения, за Рослесхозом закреплены специальные полномочия по охране лесов от пожаров, включая создание соответствующих штабов и выдачу обязательных для исполнения предписаний, а также полномочия по проведению взрывных работ и осуществлению мероприятий по искусственному вызыванию осадков;
- постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 281 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу разработки планов тушения лесных пожаров и сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации», которым введена ответственность за включение в планы тушения лесных пожаров недостоверной информации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года № 458 «О внесении изменений в Правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации», направленное на повышение уровня готовности регионов к пожароопасному сезону, а так же предусматривающее ответственность должностных лиц за недостоверность сведений;
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года № 528 «О внесении изменений в Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций», которым ужесточены требования по введению режимов чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров);
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий», предусматривающее внесение изменений в Правила противопожарного режима Российской Федерации, а так же Правила пожарной безопасности в лесах по обеспечению на пожароопасный период органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами очистки 10 метровой полосы, прилегающей к лесу, либо устройство противопожарной минерализованной полосы на соответствующих территориях, прилегающих к лесу;
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) от 8 февраля 2016 года № 31 «О внесении изменений в Методические указания по заполнению форм сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденные приказом Минприроды России от 6 августа 2015 года № 347», предусматривающий учет сил и средств в рамках межрегионального маневрирования.
В целом пожароопасный период 2016 года в лесах Российской Федерации характеризуется улучшением пожароопасной обстановки по сравнению с 2015 годом, несмотря на сложные метеоусловия (жара, засуха, ветер).
По состоянию на 1 ноября 2016 года на территории Российской Федерации возник 10 961 лесной пожар, огнем пройдено 2,36 млн га. На территории лесного фонда возникло 10 047 лесных пожаров площадью 2,17 млн га, что в 1,1 раза ниже по количеству и в 1,2 раза ниже по площади, пройдённой огнем в сравнении с аналогичными данными 2015 года (11 216 лесных пожаров и 2,61 млн га соответственно). По сравнению с прошлым годом, количество пожаров уменьшилось на 9,4 процента, площадь, пройденная огнем, сократилась на 18 процентов, показатели средней площади обнаружения пожаров — на 28,7 процента. По предварительным оценкам ущерб составил 12 млрд. рублей, по сравнению с прошлым годом он снизился в 4,7 раза.
Выявлено также снижение крупных лесных пожаров, их количество и площадь уменьшилась в 1,9 и 1,3 раза соответственно в сравнении с 2015 годом (2016 год — 890 пожаров на площади, пройденной огнем, 1,85 млн га; 2015 год — 1,7 тыс. пожаров на площади, пройденной огнем, 2,48 млн га).
Причины возникновения лесных пожаров — по вине населения возник 4 981 лесной пожар (49,6 %), от гроз 2 755 (27,4 %), переход с земель иных категорий — 1 420 (14,1 %), через границу субъекта или государственную границу Российской Федерации перешло 19 (0,2 %), от выжигания сухой травянистой растительности возникло 248 пожаров (2,5 %) от линейных объектов (линии электропередач, железных и автомобильных дорог, трубопроводов и иных линейных объектов) 231 (2,3 %), по вине лиц, использующих леса, 45 (0,4 %), по вине экспедиций, проводящих изыскательские работы в лесу, 4 (0,1 %), по 344 лесным пожарам (3,4 %) причины уточняются.
Основной причиной возникновения лесных пожаров на территории лесного фонда Российской Федерации остается антропогенный фактор, в 2016 году на его долю приходится 72,6 %, что в 1,1 раза ниже показателя 2015 года (83,3 %).
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2015 года № 1213 «О внесении изменений в правила противопожарного режима Российской Федерации» о запрете выжигания сухой травянистой растительности, в 2016 году по данным регионов по этой причине возникло 2,5% лесных пожаров, что в 2,4 раза ниже показателя 2015 года (6,1 %).
Самые масштабные пожары зафиксированы в Республике Бурятия, в Забайкальском крае, Иркутской области и Амурской области. Сложная лесопожарная обстановка складывалась в Томской области, Красноярском крае, Ямало-Ненецком автономном округе.
Для недопущения негативного развития лесопожарной обстановки на территориях, находящихся в зоне особого риска регионов страны, прежде всего Сибири и Дальнего Востока, разработана система упреждающего маневрирования силами федерального резерва ФБУ «Авиалесоохрана». Для стабилизации лесопожарной обстановки в наиболее горимых регионах, с начала пожароопасного сезона силы парашютной и десантно-пожарной службы (далее — ПДПС) привлекались в 9 субъектах Российской Федерации. Всего по России совершено 50 перебросок ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» (1 718 работников). Площадь лесных пожаров, потушенных с их участием, на особо охраняемых природных территориях составила 20 473 га, на землях лесного фонда — 407 530 га. По состоянию на 1 ноября 2016 года в рамках межрегионального маневрирования было переброшено 2 125 человек. Силами ПДПС было потушено 210 лесных пожаров, общей площадью 428 003 га, предотвращено распространение лесных пожаров на 46 населенных пунктов и объектов экономики.
Для координации работ по тушению лесных пожаров и стабилизации лесопожарной обстановки в наиболее горимых субъектах Российской Федерации по решению оперативного штаба Комиссии Рослесхоза по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров и обеспечению пожарной безопасности, были направлены представители от Рослесхоза.
В целях стабилизации обстановки в течение сезона регионами вводились ограничивающие режимы: режим чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров регионального характера, — 7 раз в 6 регионах (Иркутская область — 2 раза); режим чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров муниципального характера, — 79 раз в 15 регионах; особый противопожарный режим на территории субъектов Российской Федерации — в 49 регионах 70 раз; особый противопожарный режим на территориях муниципальных районов — 542 раза в 34 регионах.
В течение пожароопасного сезона регулярно проводились заседания оперативного штаба Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров и обеспечению пожарной безопасности. Всего за этот период было проведено 132 заседания оперативного штаба, выдано 1 369 поручений Департаментам лесного хозяйства по округам и субъектам Российской Федерации. Обеспечена координация работ ведомств по обеспечению пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения и иных категориях земель, прилегающих к землям лесного фонда, с целью выявления нарушений правил противопожарного режима. За выжигание сухой травы по статьям 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено более 13 тыс. протоколов об административных нарушениях.
На уровне муниципальных районов организована работа межведомственных оперативных групп, которые с участием заинтересованных органов исполнительной власти осуществляют патрулирование территории в местах массового отдыха населения, а также в населенных пунктах, дачных и садоводческих объединениях граждан, летних оздоровительных лагерях, прилегающих к лесным массивам и подверженных угрозе перехода природных пожаров, с целью недопущения возникновения лесных пожаров и безопасности в лесах.
Обеспечен на постоянной основе оперативный обмен информацией в области охраны лесов, охраны населенных пунктов и объектов экономики от пожаров и неконтролируемых сельскохозяйственных палов, а также предоставление информации о природных пожарах и неконтролируемых сельскохозяйственных палах и принимаемых мерах по их тушению в соответствии с утвержденными между Федеральным казенным учреждением «Национальный центр управления в кризисных ситуациях», Национальным центром управления обороной Российской Федерации Минобороны России и ФБУ «Авиалесоохрана» регламентами обмена информацией.
В целях координации всех сил и средств, а так же обеспечения надлежащего контроля за лесопожарной обстановкой в течении сезона проведено 4 всероссийских селекторных совещания, по итогам которых даны соответствующие поручения заинтересованным федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению стабилизации лесопожарной обстановки на территории Российской Федерации.
Выстроенная система охраны лесов, своевременное принятие управленческих решений, а также организация межведомственного взаимодействия позволила не упустить лесопожарную ситуацию из‑под контроля. Таким образом благодаря принятым мерам в целом пожароопасный сезон 2016 года в лесах Российской Федерации характеризуется улучшением пожароопасной обстановки по сравнению с 2015 годом, несмотря на сложившиеся сложные метеоусловия.
По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) с начала пожароопасного сезона 2016 года работа территориальных и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) осуществлялась с учетом утвержденных в установленном порядке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.
Общее руководство органами управления, силами и средствами РСЧС осуществлялось Национальным центром управления в кризисных ситуациях, координацию деятельности осуществляла межведомственная рабочая группа по контролю за лесопожарной обстановкой.
В целях оперативного выявления новых очагов пожаров и своевременной перегруппировки сил на наиболее сложные направления проводился непрерывный космический мониторинг, моделирование развития наиболее опасных пожаров, активно применялись беспилотные летательные аппараты, велось патрулирование жилого сектора и лесных массивов.
Для защиты населенных пунктов и объектов экономики, мониторинга лесопожарной обстановки, тушения природных пожаров привлекалась группировка РСЧС численностью свыше 36 тысяч человек, более 9 тысяч единиц техники, в том числе от МЧС России свыше 4 тысяч человек и 600 единиц техники. Авиацией МЧС России с начала пожароопасного сезона было совершено 1,1 тысячи вылетов, проведено более 2,6 тысячи сливов воды, что позволило не допустить распространения пожаров в сторону 189 населенных пунктов с населением более 600 тысяч человек.
В течение летнего пожароопасного периода 2016 года работа велась по следующим основным направлениям.
Первое. Проведены масштабные проверки готовности населенных пунктов, садоводческих товариществ, детских оздоровительных лагерей, объектов энергетики и транспорта, исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также критически важных объектов, граничащих с лесами. В общей сложности проведено свыше 12 тыс. проверочно-профилактических мероприятий, в ходе которых установлено порядка 3 тыс. объектов и территорий с нарушениями установленных требований. В целях пресечения выявленных правонарушений к административной ответственности привлечены свыше 550 юридических, 2,5 тыс. должностных лиц и более 600 граждан. За неисполнение в срок законных предписаний 65 дел об административных правонарушениях передано в суды. О неудовлетворительном состоянии рассматриваемых объектов и территорий более 2 тысяч информаций направлено в органы государственной власти, в том числе 1 216 — в органы прокурорского надзора. Благодаря предпринятым мерам на объектах указанной категории реализовано свыше 7,5 тысяч мероприятий противопожарного обустройства.
Второе. В целях контроля установленного порядка использования открытого огня, недопущения палов сухой травы на землях сельхозназначения и запаса, их перехода на лесные массивы и населенные пункты обеспечено патрулирование территорий, находящихся в зоне повышенного риска. В ходе данной работы организована своевременная проверка термических точек, обнаруженных средствами космического мониторинга, а также, обеспечено принятие всех мер административного воздействия к лицам, нарушивших установленные требования порядка выжигания сухой травянистой растительности. С начала пожароопасного сезона проведено более 77 тысяч таких рейдов, направленных на профилактику природных пожаров. Также, в целях реагирования на поступающую информацию о горении сухой травянистой растительности, сотрудниками надзорной деятельности осуществлено свыше 45 тысяч оперативных выездов. За нарушения установленных требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 942 органа местного самоуправления, около 3 тысяч должностных и юридических лиц, а также порядка 20 тысяч граждан. По фактам неисполнения полномочий по ликвидации природных пожаров меры административного воздействия предприняты в отношении 20 должностных лиц организаций и 3 юридических лиц, на которых возложены указанные обязанности. Данная работа продолжается и находится на постоянном контроле.
Третье. Проведена работа по расследованию фактов уничтожения или повреждения лесных насаждений пожарами, в том числе в результате умышленных поджогов, возбуждению в установленном порядке уголовных дел, а также выявлению причин возникновения лесных пожаров, установлению лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В течение пожароопасного периода 2016 года дознавателями МЧС России возбуждено 490 уголовных дел. В суды направлено 24 уголовных дела, из которых вынесено 18 обвинительных приговоров, вступивших в законную силу. При рассмотрении протоколов, составленных должностными лицами лесного контроля органами надзорной деятельности МЧС России за нарушение правил пожарной безопасности в лесах к административной ответственности в виде штрафа привлечено свыше 1250 человек, 101 должностное лицо и 33 юридических лица. Сумма наложенных штрафов составила более 5,5 млн. рублей.
Четвертое. Проведена работа по исполнению перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 января 2016 года № Пр-14 по вопросам реализации органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления мер по предотвращению и ликвидации природных пожаров. Вопросы совершенствования систем обеспечения пожарной безопасности на землях различных категорий рассмотрены межведомственной рабочей группой, включающей представителей МЧС России, Минприроды России, Минсельхоза России, Минобороны России, а также профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. В ходе данной работы в установленном порядке подготовлен и внесен в Государственную Думу проект федерального закона, устанавливающий необходимые правовые основания для осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях земель различного назначения.
По данным Министерства сельского хозяйства России (далее — Минсельхоз России) в постоянном режиме проводится мониторинг фитосанитарной обстановки и чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе отслеживаются ситуации на землях сельскохозяйственного назначения, вызванные природными пожарами.
В целях координации действий по предупреждению и ликвидации природных пожаров между Минсельхозом России, МЧС России, Минобороны России, Минприроды России и Рослесхозом заключено Соглашение о взаимодействии в сфере организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации природных пожаров, уменьшению ущерба от их возникновения и контролю за выжиганием сухой травянистой растительности на земельных участках.
В целях предупреждения и ликвидации природных пожаров Минсельхоз России проинформировал руководителей органов управления АПК субъектов Российской Федерации о вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2015 года № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерацию», согласно которым запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса может производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных Правилами, а также приказом МЧС России от 26 января 2016 года № 26 «Об утверждении Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса», и другими нормативными правовыми актами МЧС России, принятыми по согласованию с Минсельхозом России.
Региональным органам управления АПК рекомендовано проводить консультационно-разъяснительную работу по обеспечению противопожарной защиты сельскохозяйственных объектов таким путем, как применение ресурсосберегающих технологий, использующих солому в качестве мульчирующего материала и исключающих ее сжигание на полях; опахивание земель, граничащих с лесными и торфяными массивами, степными полосами, автомобильными и железными дорогами и пр.
Силами территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее — Россельхознадзор) осуществляется государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При выявлении нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения (заросшие кустарниками и сорными растениями), составляются протоколы об административных правонарушениях, выдаются предписания об устранении нарушений, а нарушители привлекаются к административной ответственности в виде штрафов за неиспользование земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения по части 2 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, за счет осуществления мероприятий государственного надзора и земельного контроля, а также в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» происходит стимулирование вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот. Так, в 2014 году в оборот вовлечено 177,3 тыс. га, в 2015 году −180,36 тыс. га.
В настоящее время существует проблема использования земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесной растительностью. Положениями Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Лесным кодексом Российской Федерации определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Требуется решение вопроса урегулирования правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесной растительностью.
Следует также отметить позицию регионов, согласно которой в ряде случаев единственным превентивным мероприятием недопущения в лес огня является контролируемое выжигание.
Следует отметить, что за 9 месяцев 2016 года территориальными управлениями Россельхознадзора выявлено более 5,1 тыс. нарушений на площади около 950 тыс. га, связанных с невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (в том числе более 4 тыс. нарушений на площади около 410 тыс. га, выразившиеся в зарастании земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью).
По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) организовано взаимодействие Центра оперативного реагирования Оперативного управления МВД России с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС МЧС России), а территориальными органами МВД России — с региональными центрами МЧС России. На постоянной основе осуществляется обмен информацией о складывающейся пожароопасной обстановке на территории страны, контроль за её развитием и принимаемыми территориальными органами МВД России на региональном уровне в рамках компетенции мерами по её стабилизации.
В 2016 году группировка сил и средств органов внутренних дел с учетом военнослужащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, планируемая к привлечению для решения задач при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, составляет около 321,4 тыс. человек и более 54,3 тыс. единиц техники.
С наступлением пожароопасного периода 2016 года в территориальные органы МВД России на региональном уровне (далее — территориальные органы) направлено указание от 29 марта 2016 года № 1/2684 «Об организации участия органов внутренних дел в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера».
В пожароопасный период сотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями Рослесхоза, МЧС России, органов местного самоуправления проведено свыше 23,1 тыс. сходов граждан, а также свыше 394,8 тыс. встреч с населением, на которых доводились требования по соблюдению мер противопожарной безопасности. Особое внимание граждан обращалось на недопущение выжигания сухой травянистой растительности, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведения костров на полях.
На официальных порталах территориальных органов МВД России и в средствах массовой информации размещено более 6,6 тыс. информационных материалов по данной тематике. При введении в субъектах Российской Федерации режимов повышенной пожароопасности сотрудниками органов внутренних дел ограничивался доступ населения в лесные массивы, для чего организовывалась деятельность более 3,5 тыс. заградительных постов. С целью предупреждения нарушений гражданами правил пожарной безопасности в лесопарковых зонах, в местах массового отдыха сотрудниками полиции проведено свыше 36,9 тыс. рейдовых мероприятий. Всего в пожароопасный период в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, охране общественного порядка, контроле за соблюдением гражданами противопожарных мер в лесных массивах, лесопарковых зонах и примыкающим к ним населенных пунктах, проведении профилактических мероприятий задействовалось свыше 45 тыс. сотрудников полиции, более 14 тысяч единиц служебного автотранспорта.
За 9 месяцев 2016 года сотрудниками полиции за нарушение гражданами правил пожарной безопасности в лесах составлено свыше 3,5 тыс. протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах), что на 700 протоколов больше чем в 2015 году.
В органы предварительного следствия МВД России из территориальных органов МЧС России поступило 29 материалов по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений пожарами, по результатам их рассмотрения возбуждено 15 уголовных дел.
Всего за указанный период в производстве органов предварительного следствия МВД России находилось 26 уголовных дел, возбужденных по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений путём поджога и неосторожного обращения с огнём, из которых 11 переданы для дальнейшего расследования из органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России. Общий ущерб от пожаров по данным уголовным делам составил 1 125 970 457,80 руб. В суды направлено 5 уголовных дел, из них по одному – вынесен обвинительный приговор, вступивший в законную силу.
Отмечается также, что дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России за указанный период рассмотрено 7 264 сообщения о преступлениях, предусмотренных статьей 261 УК РФ. По результатам рассмотрения сообщений возбуждено 456 уголовных дел. В суды направлено 21 уголовное дело, из них по 16 — вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу. Вынесено 6 500 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. За нарушение правил пожарной безопасности в лесах к административной ответственности в виде штрафа привлечено 1235 граждан, 94 должностных и 33 юридических лица, сумма штрафов составила 5 424 тыс. рублей.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации всего в первом полугодии 2016 года прокурорами выявлено свыше 16 тыс. нарушений законов о пожарной безопасности в лесах, в связи с чем внесено 3,4 тыс. представлений, в суды направлено 2,4 тыс. заявлений, объявлено 2,5 тыс. предостережений, по требованиям прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше 3 тыс. лиц.
2. Распределение в 2016 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мер пожарной безопасности, тушение лесных пожаров, ликвидацию их последствий. В 2016 году в целях финансового обеспечения исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений направлено финансирование в объеме 20 232,5 млн рублей, в том числе на осуществление полномочий по охране лесов от пожаров предусмотрено 4 128,2 млн рублей, из которых на мероприятия по тушению лесных пожаров — 678,5 млн рублей.
С учетом сложной лесопожарной ситуации в 2016 году дополнительное финансирование из нераспределенного резерва выделено средств субвенций на осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров в объеме 543,7 млн рублей.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года № 1809-р, в целях погашения кредиторской задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации по затратам на тушение лесных пожаров за 2015 год, Рослесхозу направлены бюджетные ассигнования на предоставление в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров в объеме 361,3 млн рублей.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникших при выполнении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, согласно которому между субъектами Российской Федерации предусмотрено распределение на сумму 304 млн рублей на предоставление в 2016 году указанных субвенций для полного обеспечения затрат на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, сложившихся в субъектах Российской Федерации в 2015 году, Минприроды России 10 октября 2016 года внесен в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации о распределении субвенций, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
3. Анализ итогов прохождения пожароопасного сезона 2016 года показал ряд проблем, препятствующих повышению эффективности охраны лесов от пожаров.
По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отдельные субъекты Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (Иркутская, Амурская области, Забайкальский край и Республика Бурятия) не обеспечили должный уровень охраны лесов от пожаров в текущем году. Это связано, прежде всего, со следующими основными причинами:
- низкий уровень мониторинга лесопожарной обстановки и лесных пожаров, что подтверждается средней площадью обнаружения лесных пожаров (крайне низкий уровень мониторинга лесопожарной обстановки и лесных пожаров подтверждается средней площадью обнаружения лесных пожаров, которая составила на территории Республики Бурятия- 5,3 га, Амурской области- 30,3 га, Забайкальского края — 52,4 га, Иркутской области — 6,2 га). Кроме того, площадь ликвидации лесных пожаров превышает площадь обнаружения в Республике Бурятия- 48 раз (252 га), в Амурской области- 80 раз (2 419,7 га), в Забайкальском крае- 9 раз (448 га), в Иркутской области- 84 раза (501 га);
- низкий уровень привлечения сил и средств, направленных на тушение лесных пожаров от предусмотренных сводными планами тушения лесных пожаров. Выявлен низкий процент привлечения сил и средств согласно сводным планам на период высокой горимости: в Забайкальском крае в размере 1 131 человек (32,9% от сводного плана) и 210 единиц техники (18%), Амурской области 205 единиц техники (38,8%), в Республике Бурятия 1 352 человека (26,2%) и 312 единиц техники (14,5%), Иркутской области 1 411 человек (27,8%) и 282 единицы техники (11,6%);
- несвоевременное принятие решений о введении режимов чрезвычайной ситуации и особого противопожарного режима привело к значительному увеличению количества и площадей лесных пожаров, что привело к несвоевременному наращиванию сил и средств пожаротушения, снижению оперативности тушения, что многократно увеличило финансовые и трудовые затраты на стабилизацию лесопожарной обстановки.
В этой связи Рослесхозом в течение пожароопасного сезона в адрес глав вышеуказанных регионов направлено 12 писем и уведомлений с требованием принять исчерпывающие меры по обеспечению пожарной безопасности и недопущению возникновения чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров в лесах, усилить патрулирование, а также обеспечить межведомственное взаимодействие и ограничить доступ населения в леса.
Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
- результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что органами государственной власти в Республике Бурятия, Забайкальском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской областях и других регионах в нарушение требований статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) не принимались необходимые меры, направленные на предупреждение и противодействие пожарам в лесах:
- в Кабардино-Балкарской Республике, республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Забайкальском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской и иных областях противопожарное обустройство лесов, систем и средств предупреждения и тушения пожаров своевременно не приводилось в нормативное состояние;
установлены случаи недостаточного финансирования мероприятий по профилактике и тушению природных пожаров (Республика Башкортостан, Забайкальский, Приморский края, Иркутская, Свердловская области и др.);
- уполномоченными органами в республиках Бурятия, Хакасия, Забайкальском, Красноярском, Пермском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Вологодской, Новосибирской и иных областях, Еврейской автономной области вопреки статье 97 Лесного кодекса Российской Федерации ненадлежащим образом осуществлялся государственный пожарный надзор в лесах. Многочисленные нарушения при реализации органами власти контрольных полномочий влекут несоблюдение лесопользователями требований лесного законодательства, которыми не проводится очистка мест рубок древесины, не разрабатываются проекты освоения, лесов, не выполняются мероприятия по их противопожарному обустройству. В ходе проверки установлены факты сокрытия лесными инспекторами нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах;- вопреки Правилам пожарной безопасности в лесах допускается бездействие органов местного самоуправления в сфере защиты населенных пунктов от природных пожаров при создании резерва финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций (республики Башкортостан, Хакасия, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Ивановская, Нижегородская области, Еврейская автономная область и др.).
В целом нерешенными остаются следующие основные проблемы:
- исключение антропогенного фактора как основной причины возникновения лесных пожаров;
- ненадлежащее выполнение противопожарных мероприятий учреждениями и арендаторами лесных участков создает угрозу возникновения и чрезмерного распространения лесных пожаров;
- несвоевременное обнаружение лесных пожаров;
- недостаток государственного финансирования работ по недопущению лесных пожаров, их тушению и ликвидации последствий, ориентированного на минимальный и средний уровень «горимости» лесов. Однако в случае возникновения чрезвычайной ситуации в результате лесных пожаров российские регионы вынуждены прибегать к значительным по объемам заимствованиям;
- вследствие недостаточного финансирования из федерального бюджета остается крайне малочисленной численность работников лесничеств, пожарно-химических станций и парашютно-десантной пожарной службы, техническое оснащение специализированных лесопожарных учреждений не соответствует нормативам;
- по‑ прежнему не решен вопрос о статусе лесного пожарного, работа в тяжелейших условиях, продолжительный отрыв от семьи, низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий не позволяют укомплектовывать профессионалами высокого класса лесопожарные формирования, что негативно сказывается на выполнении работ по тушению лесных пожаров. 

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
- ускорить принятие проекта федерального закона 1177587–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» (о совершенствовании правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации;
 — осуществлять парламентский контроль за обеспечением соблюдения Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений.
2. Правительству Российской Федерации:
- ускорить принятие проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о распределении субвенций, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, внесенного письмом Минприроды России от 10 октября 2016 года № 01–16–07/26686;
- принять меры по внесению изменений в расчет объема субвенций, предоставляемых субъектам Российской Федерации в соответствии с методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838, с учетом требований Федерального закона от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений»;
- рассмотреть вопросы об урегулировании порядка финансового обеспечения расходов и погашения кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации по расходам на тушение лесных пожаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах за счет резервного фонда Российской Федерации с учетом введения четких многоуровневых критериев к затратам на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в лесах для их последующего погашения за счет резервного фонда;
- рассмотреть вопросы о разработке порядка организации управления лесным хозяйством в случае изъятия Правительством Российской Федерации соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- рассмотреть вопросы о сокращении сроков проведения конкурсных процедур и упрощения порядка заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, осуществляемых в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- предусмотреть в 2017 году приобретение для субъектов Российской Федерации специализированной лесопожарной техники и оборудования, включая парашютные системы и спусковые устройства, средства связи, за счет средств федерального бюджета. С целью своевременной организации закупок лесопожарной техники и оборудования предусмотреть заключение соглашений, перечисление соответствующих денежных средств в субъекты Российской Федерации в первой половине 2017 года;
- рассмотреть вопрос о дополнении пункта 9 части 1 статьи 93 «Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» положением, согласно которому закупки определенных товаров, работ, услуг могут производиться для ликвидации лесных пожаров;
- проработать вопрос о внесении дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяющих высшим органам власти субъектов Российской Федерации в зависимости от особенностей субъектов принимать свои нормативно-правовые акты по наделению отдельными полномочиями органы местного самоуправления по тушению лесных пожаров, и введению мер ответственности муниципалитетов за возникновение пожаров и соблюдение правил противопожарного режима на землях лесного фонда по вине населения на закрепленных за ними территориях;
- проработать вопрос о введении способов контроля органами местного самоуправления за исполнением запрета посещения лесов, соблюдением режима чрезвычайных ситуаций, в т. ч. состав групп контроля, ответственных руководителей, меры административной ответственности за невыполнение предписаний;
- проработать вопрос о введении ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за недобросовестное исполнение полномочий в рамках противопожарного режима;
- проработать вопрос о введении изменений в административное законодательство в части установления ответственности должностных лиц за невыполнение сводного плана тушения лесных пожаров;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в части финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными пожарами;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в лесное законодательство в части установления обязанности арендаторов лесных участков принимать участие в тушении лесных пожаров при условии последующей компенсации понесенных затрат;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в лесное законодательство в части установления перекрестных полномочий арендаторов лесных участков и иных лесопользователей по контролю за противоправными действиями в лесах по аналогии с институтом производственного охотничьего контроля;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в административное и уголовное законодательство в части ужесточения наказания за умышленный поджог лесов (в том числе направленный на сокрытие незаконной рубки леса);
- при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ установить единый подход к определению критериев для установления размера ущерба от стихийных бедствий; выработать единый подход к содержанию такого показателя как экономический ущерб;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года, позволяющие высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом региональных особенностей, принимать нормативные правовые акты по проведению контролируемых профилактических выжиганий на землях сельскохозяйственного назначения арендаторами и собственниками земельных участков под ответственность глав муниципальных образований;
- включить здание пожарно-химической станции и минерализованную полосу в перечень объектов лесной инфраструктуры для земель лесного фонда в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р «О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов»;
- рассмотреть вопрос об установлении на федеральном уровне типовых правил проведения сельскохозяйственных выжиганий травянистой растительности, предписывающих минимальные необходимые требования к безопасности таких мероприятий;
- рассмотреть вопрос о возможности передачи на уровень субъекта Российской Федерации дискреционного полномочия по разрешению сельскохозяйственных выжиганий при условии установления требований к порядку и безопасности их проведения на уровне субъекта Российской Федерации, но ниже установленных типовыми федеральными правилами;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство в части упрощения порядка оформления разрешения для перевозки крупногабаритной лесопожарной техники к месту ликвидации лесного пожара;
- рассмотреть вопрос о введении социальных льгот, гарантий для работников лесопожарных формирований.
3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- рассмотреть возможность увеличения финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по охране лесов от пожаров и прежде всего мероприятий по обеспечению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров способом авиационного патрулирования и стационарного видеонаблюдения;
- продолжить реализацию мероприятия «Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования», предусмотренной Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы»;
- завершить согласование проекта Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и представить в установленном порядке на утверждение;
- выйти с ходатайством об установлении упрощенного порядка подготовки и допуска летчика-наблюдателя, с учетом имеющейся у него первоначальной подготовки для выполнения полетов на самолете Ан-2, вертолете Ми-8 и др., для выполнения в составе летного экипажа авиапатрулирования лесов на легкомоторных воздушных суднах (самолётах, вертолётах);
- провести работу по актуализации нормативных требований к пожарной технике, противопожарному оборудованию и инвентарю, а также численности пожарно-химических станций, закрепленных в Положении о пожарно-химических станциях, утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167;
- разработать порядок предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда государственным специализированным учреждениям по охране лесов от пожаров для размещения зданий пожарно-химических станций с целью выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, согласно пункту 16 статьи 25, части 2 статьи 6, части 1 статьи 19 и 71 Лесного кодекса Российской Федерации;
- провести работу по актуализации нормативных требований к противопожарному обустройству лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174;
- совместно с Министерством транспорта Российской Федерации проработать вопрос внесения изменений в пункт 43 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258, для установления возможности экстренного получения разрешения в течение одного дня на проезд специализированной крупногабаритной тяжеловесной лесопожарной техники, направляемой на тушение лесных пожаров и предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации;
- в целях обеспечения своевременной подготовки к пожароопасному сезону 2017 года разработать и утвердить порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации и его форму.
- рассмотреть вопрос о развитии технологий мониторинга лесных пожаров: инновационных технологий обнаружения лесных пожаров с использованием новых спутниковых систем дистанционного зондирования земли из космоса; методов мониторинга пожарной опасности в лесах с использованием многолетних дистанционных наблюдений за лесными пожарами в ИСДМ-Рослесхоз; геоинформационных технологий оптимизации переброски сил и средств к лесным пожарам для повышения эффективности борьбы с ними в субъектах Российской Федерации;
- рассмотреть вопрос о внесении изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (ст.104), Федеральный закон от 01.05.1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (п. 1 ч.1 ст. 11), Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 (абзац 2) по снятию запрета на проведение сплошных рубок при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в лесных насаждениях, погибших от верховых и интенсивных низовых пожаров, а так же при устройстве противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и объектов экономики;
- в целях пресечения спекулятивных сделок с древесиной, частично утратившей свои товарные свойства, рассмотреть вопрос целесообразности исключения из расчетной лесосеки территорий пройденных пожарами;
- совместно с Рослесхозом обеспечить участие населения в обсуждении лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков.
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменения в земельное законодательство Российской Федерации, устанавливающего обязанность правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения проводить профилактические мероприятия на сельскохозяйственных угодьях, в частности, создания мелиоративных по границам земельных участков, в целях соблюдения требований пожарной безопасности.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть вопрос о дальнейшем использовании сельскохозяйственных угодий, заросших лесом.
5. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерство внутренних дел Российской Федерации:
- усилить работу по выявлению лиц, виновных в возникновении лесных и природных пожаров, привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечить реагирование подразделений пожарной охраны на любое возгорание, в т. ч. на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, а также учитывать эти факты в отчетности.
6. Генеральной прокуратуре Российской Федерации: усилить работу по выявлению и пресечению нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах, привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с требованиями законодательства.
7. Министерству внутренних дел Российской Федерации: продолжить работу по обеспечению участия органов внутренних дел в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера.
8. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработать и внедрить комплекс мер эффективной защиты населения от смога лесных пожаров.
9. Счетной палате Российской Федерации в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий продолжить работу по проверке полноты, своевременности и эффективности расходования в 2016 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы.
10. Федеральному агентству лесного хозяйства:
- обеспечить надлежащий контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, и оперативное опубликование сведений о результатах этого контроля, включая выявленные случаи и причины расхождений;
- усилить контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе при выполнении функций охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществлении федерального государственного пожарного надзора;
- принять меры к активизации работы территориальных органов Рослесхоза и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, по возмещению причиненного лесному фонду ущерба;
- взять под особый контроль состояние противопожарного обустройства лесов, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащенности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, техникой и оборудованием для пожаротушения, а также обеспечение достаточного финансирования противопожарных мероприятий.11. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору:
усилить государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
12. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить своевременную разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, а также сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечить привлечение сил и средств пожаротушения согласно планам тушения лесных пожаров и сводным планам тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации;
обеспечить своевременное введение и контроль за обеспечением особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах;
обеспечить оперативное взаимодействие по привлечению дополнительных ресурсов пожаротушения в рамках территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
совместно с территориальными органами МЧС России и МВД России, органами местного самоуправления увеличить количество межведомственных оперативных групп по патрулированию территорий в местах массового отдыха населения, а также в местах сбора дикорастущих пищевых и недревесных лесных ресурсов, а также лекарственного сырья;
- обеспечить своевременное проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах и вовлечение в хозяйственный оборот лесных насаждений, поврежденных вредными организмами;
- обеспечить комплектацию пожарно-химических станций и пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами;
- принять меры по повышению эффективности осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации и достижению показателей (индикаторов), определенных государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы».