«Круглые столы»

«Историко-культурное наследие как ресурс социально-экономического развития малых городов России»

 24 октября 2016 года в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Историко-культурное наследие как ресурс социально-экономического развития малых городов России».

Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков.

По словам сенатора, значительная часть малых городов нашей страны является средоточием уникальных памятников культурного и природного наследия, центрами культурно-познавательного туризма. Сергей Рыбаков напомнил, что в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента РФ, поставлена задача повышения роли объектов культурного наследия, сохранения исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создания условий для развития культурно-познавательного туризма. Кроме того, продолжил парламентарий, в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года одним из целевых показателей её реализации является увеличение числа исторических поселений федерального и регионального значения.

Сенатор подчеркнул, что за последние годы была усовершенствована нормативная правовая база для сохранения исторической застройки в малых городах. Принят целый ряд федеральных законов, приказом Минкультуры России утвержден порядок включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах.

В ходе заседания выступили заместитель директора Департамента государтсвенной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Александр Работкевич директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Белюченко, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Николай Королев, президент Союза малых городов России Евгений Марков, главы муниципальных образований, представители общественных организаций, эксперты.

Было отмечено, что в последнее время заметно выросли показатели внутреннего культурно-познавательного туризма в малых городах России. В то же время, участники заседания признали, что в вопросах воссоздания, сохранения, реставрации объектов исторического и культурного наследия малых городов России, развития в них культурно-познавательного туризма есть немало резервов. Подчеркивалось, что в решении задачи эффективного их использования в качестве ресурса социально-экономического развития малых городов России, больше внимания должно уделяться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, в том числе по поддержке народных художественных промыслов и ремёсел. Важно также развивать туристический потенциала малых городов России, на долю которых приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока, отметили участники «круглого стола».

В ходе дискуссии также было высказано мнение о том, что важным инструментом социально-экономического развития малых городов России является развитие выставочно — ярмарочной деятельности.

По итогам «круглого стола» подготовлены рекомендации, содержащие предложения в адрес Правительства России, Министерства культуры РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, органовм государственной власти субъектов РФ.

 

Рекомендации

Сохранение и развитие малых городов России является одной из приоритетных государственных задач обеспечения устойчивого развития нашего государства.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации насчитывается 781 малый город с численностью населения до 50 тыс. жителей, в которых проживает до 25 процентов населения Российской Федерации. При этом значительная часть малых городов Российской Федерации является средоточием уникальных памятников культурного и природного наследия, центрами культурно-познавательного туризма.

В Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808, поставлена задача повышения роли объектов культурного наследия, сохранения исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создания условий для развития культурно-познавательного туризма.

В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р, одним из целевых показателей её реализации является «увеличение числа исторических поселений федерального значения и регионального значения».

За последние годы была усовершенствована нормативная правовая база для сохранения исторической застройки в исторических поселениях Российской Федерации.

Разработаны и приняты следующие Федеральные законы:

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и Градостроительный Российской Федерации» от 12.11.2012 №179-ФЗ. Закон устанавливает особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении, которое включает в себя анализ состояния территории исторического поселения, разработку градостроительных регламентов, обеспечение согласования проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения;

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2015 года № 459-ФЗ. В соответствии с этим Законом органы охраны объектов культурного наследия получили право участвовать в рассмотрении архитектурных решений объектов капитального строительства, вводится норма об обязательном утверждении ими требований к градостроительным регламентам, разрабатываемым для исторических поселений, и утверждении историко-архитектурного плана поселения;

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и статью 15 Федерального закона „О государственном кадастре недвижимости“ от 5 апреля 2016 г. № 95-ФЗ, устанавливающим положения о защитных зонах объектов культурного наследия.

Кроме того, приказом Минкультуры России от 12 июля 2016 года № 1604 утвержден порядок включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах.

По оценке Минстроя России, «отличной инициативой явилось заключенное осенью прошлого года соглашение между Российской академией архитектуры и строительных наук, Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры и Союзом малых городов России по взаимодействию в направлении сохранения, управления и использования объектов исторического и культурного наследия в российских городах».

Как отмечает Ростуризм, за последние годы заметно выросли показатели внутреннего культурно-познавательного туризма в малых городах России.

Вместе с тем, следует признать, что вопросам воссоздания, сохранения, реставрации объектов исторического и культурного наследия малых городов России, развития в них культурно-познавательного туризма органами государственной власти уделяется недостаточное внимание.

В решении задачи эффективного использования историко-культурного наследия в качестве ресурса социально-экономического развития малых городов России, большое значение должно уделяться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность по поддержке народных художественных промыслов и ремёсел, развитию туристического потенциала малых городов России, на долю которых приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока.

В связи с этим необходимо отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.06.2016 № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также План мероприятий (»дорожная карта») по ее реализации, содержащий меры по стимулированию создания новых предприятий и рабочих мест. В 2016 году на эти цели предусмотрено выделение 11,1 млрд. рублей из средств федерального бюджета. Результатами реализации Плана должна стать поддержка не менее 70 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, создание ими не менее 20 тысяч новых рабочих мест, включая новых индивидуальных предпринимателей.

Важным инструментом социально-экономического развития малых городов России является развитие выставочно — ярмарочной деятельности. Она нашла свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Участники «круглого стола» – члены Совета Федерации, представители органов государственной власти, научного экспертного сообщества, рассмотрев проблемы историко-культурного наследия как ресурса социально-экономического развития малых городов России и, с учетом их значимости, рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

разработать и утвердить Концепцию по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года;

рассмотреть вопросы, связанные с совершенствованием системы государственного управления в области комплексного сохранения культурного наследия и выделением в структуре федеральных органов исполнительной власти специального уполномоченного органа по вопросам охраны объектов культурного наследия, включая вопросы сохранения исторических поселений;

рассмотреть вопрос о мерах государственной поддержки проекта «Русская провинция», направленного на возрождение и повышение туристической привлекательности малых городов и иных населенных пунктов Центральной России и Русского Севера;

рассмотреть законодательные предложения, предусматривающие:

— введение особого порядка получения разрешительной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия и требования по наличию лицензий у исполнителей работ в случаях, когда указанные работы влекут изменения элементов объектов культурного наследия, являющихся предметом государственной охраны в соответствии с охранным обязательством;

— условия приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, состояние которых признано неудовлетворительным;

— закрепление в законодательстве обязанности проведения за счёт средств соответствующих бюджетов историко-культурной экспертизы по всем объектам, в отношении которых такая экспертиза ранее не проводилась.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации продолжить работу над законопроектом № 984699–6 «О внесении изменения в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“ (об особенностях приватизации объектов культурного наследия лицами, владеющими объектами культурного наследия на праве аренды и вложившими средства в работы по их сохранению).

 3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации:

 образовать межведомственную комиссию по вопросам исторических поселений с включением в нее широкого круга экспертов в области охраны культурного наследия и градостроительства, представителей туриндустрии и общественности;

разработать критерии отнесения исторических поселений к числу поселений федерального значения и регионального значения.

4. Министерству культуры Российской Федерации:

продолжить работу по включению городских и сельских поселений в перечень исторических поселений федерального значения, утверждению границ и предметов охраны исторических поселений федерального значения;

совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук (на базе НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства и Московского архитектурного института) организовать повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, специалистов подведомственных органам охраны объектов культурного наследия учреждений, в части разработки документации, необходимой для сохранения исторических поселений;

совместно с НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства подготовить справочник, отражающий состояние городской среды исторических поселений в целях установления их границ и предмета охраны.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение средств на подготовку необходимой документации для включения населенных пунктов в перечни исторических поселений федерального и регионального значения, утверждения их границ и градостроительных регламентов в указанных границах.