«Круглые столы»

«О реализации Концепции развития дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации»

21 апреля 2016 года в Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «О реализации Концепции развития дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации».

Как заявила, открывая мероприятие, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, вопросы воспитания, дополнительного образования, поиска и поддержки юных талантов соответствуют целям и задачам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ 1 июня 2012 года.

Сенатор отметила важность эффективного функционирования системы дополнительного образования, повышения его качества и доступности, а также рассказала о работе Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России во главе с заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец.

Профильный Комитет СФ, подчеркнула законодатель, уделяет постоянное внимание вопросам дополнительного образования, в частности, в апреле 2016 года сенаторы поддержали законопроект, направленный на поддержку дополнительного образования детей как в государственных образовательных организациях, так и частных организациях.

«Именно в системе дополнительного образования детей происходит личностное профессиональное самоопределение, и в этом смысле оно опережает другие уровни образования», — отметила Зинаида Драгункина.

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Александр Страдзе рассказал о работе министерства по реализации Концепции дополнительного образования детей. По данным Минобрнауки РФ, сегодня дополнительным образованием охвачены 65 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. «Учитывая целевую установку об обеспечении доступности такого рода образования к 2020 году для 70–75 % детей, мы должны прилагать максимальные усилия, чтобы оно действительно стало доступным для подрастающего поколения, потому что это наши инвестиции в будущее», — отметил он,

«Именно в системе дополнительного образования детей происходит личностное профессиональное самоопределение, и в этом смысле оно опережает другие уровни образования»

Директор Департамента спорта высших достижений Министерства спорта РФ Алексей Морозов подчеркнул, что система дополнительного образования является частью системы подготовки спортивного резерва. Он также отметил большую работу регионов по популяризации и развитию массового спорта.

Руководитель Института развития образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина остановилась на проблемах, с которыми сталкиваются регионы при переходе на нормативное подушевое финансирование дополнительного образования. Особенно остро, считает она, эта проблема стоит в сельской местности.

Об опыте Санкт-Петербурга в вопросах интеграции общего и дополнительного образования, а также в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи рассказал заместитель председателя Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга Андрей Борщевский.

Его поддержала ректор Института гуманитарного образования и информационных технологий Марина Волынкина. Она представила интернет-проект «Одаренные дети», отметив, что современное образование должно помогать человеку в обретении самого себя. «Добрый, позитивный интернет-проект имеет глубокое духовно-нравственное содержание. За полтора года мы объединили более шести с половиной тысяч активных участников из всех регионов страны, провели 78 конкурсов, одной из задач которых является мотивация внутренней активности школьников», — сказала она.

Подводя итоги дискуссии, первый заместитель председателя Комитета СФ Лилия Гумерова отметила, что дополнительное образование дает право на развитие человека с детских лет и в течение всей жизни, предоставляя свободный выбор тех сфер деятельности, в которых происходит личностное самоопределение подростка. Она акцентировала внимание на вопросах качества, материально-технического обеспечения дополнительного образования и механизмах его финансирования.

«Сегодня, говоря об увеличении охвата детей дополнительным образованием, важно понимать, что за каждой цифрой увеличения процента должны стоять реальные дети. Как показал опыт Пермского края, охват детей на бумаге в 110 тысяч в реальности оказался не более 48», — сообщила сенатор.

Именно поэтому, считает Лилия Гумерова, переход на подушевое финансирование дает возможность создать открытую, понятную систему учета детей, повысить качество дополнительного образования.

По итогам «круглого стола» за основу приняты рекомендации, реализация которых найдет отражение в деятельности палат Федерального Собрания РФ.

В мероприятии приняли участие член Комитета СФ по социальной политике Елена Попова, президент «Ассоциации индустрии детских товаров» Антонина Цицулина, заместитель главы администрации города Кумертау Республики Башкортостан по социальной политике Наталья Лапшина, генеральный директор ПО «Зарница», депутат Государственного Совета Республики Татарстан Артур Абдульзянов, председатель совета директоров ЗАО «Мастерславль» Виталий Сурвилло и другие.

Рекомендации

Заслушав и обсудив вопросы реализации Концепции дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных развитие системы дополнительного образования детей.

1.2. Поддержать проект федерального закона №984375-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей», обеспечив его экспертно-правовое сопровождение.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Продолжить работу по реализации плана мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

2.2. Рассмотреть вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для развития материально-технической базы ресурсных центров дополнительного образования.

2.3. Рассмотреть вопрос о создании Федерального ресурсного центра по подготовке педагогических кадров для инновационных направлений в системе дополнительного образования.

2.4. Рассмотреть вопрос о разработке нормативно-правового акта, регламентирующего алгоритм перехода к формированию кадрового педагогического состава организаций дополнительного образования в соответствии с разрабатываемым профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», предусмотрев в нем субсидирование субъектов Российской Федерации.

2.5. В программе строительства и реконструкции общеобразовательных организаций с целью ликвидации обучения детей во вторую и третью смены предусмотреть строительство зданий для организаций дополнительного образования детей, разместив в них организации дополнительного образования, которые в настоящее время находятся в здании общеобразовательных школ.

2.6. Усилить контроль за созданием и деятельностью межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей в субъектах Российской Федерации.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

3.1. В целях совершенствования деятельности по развитию системы дополнительного образования детей проработать вопрос о ежеквартальном проведении селекторных видеосовещаний с представителями субъектов Российской Федерации.

3.2. Решить вопрос о разработке и внедрению единой методики расчета показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста».

3.3. Продолжить работу по повышению квалификации (переподготовке) руководящих и педагогических работников на базе федеральных ресурсных центров развития дополнительного образования по инновационным дополнительным общеобразовательным программам.

3.4. Разработать и внедрить единые критерии оценки качества деятельности организаций дополнительного образования детей.

3.5. Сформировать национальный банк дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, обобщив опыт их реализации в субъектах Российской Федерации. Содействовать распространению лучших практик, моделей и методик обучения.

3.6. Продолжить практику проведения всероссийских конференций, семинаров по развитию дополнительного образования детей.

3.7. Содействовать развитию профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования.

3.8. Содействовать участию субъектов Российской Федерации во всероссийских конкурсах профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека» и др.).

3.9.Инициировать разработку образовательных программ бакалавриата и специалитета образовательных организаций высшего профессионального образования «Педагог дополнительного образования»

3.10. Разработать и внедрить механизмы нормативно-правового регулирования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ.

3.11. В целях развития кадрового потенциала системы дополнительного образования обеспечить мероприятия по выявлению и распространению передового педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей.

3.12. Разработать и внедрить современные инструменты контроля и оценки качества дополнительного образования детей, включая общественную экспертизу с участием потребителей и работодателей.

3.13. Продолжить работу по обновлению банка общеобразовательных программ дополнительного образования с опорой на современные требования к их содержанию, оформлению, с учетом разноуровневости программ и индивидуализации и персонификации образовательного процесса.

3.14. Продолжить работу по методическому обеспечению системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание на детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

3 15. Провести мониторинг эффективности организации и сопровождения отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ОЗВ, в субъектах Российской Федерации.

3.16.Совершенствовать механизмы формирования профильных и специализированных смен и направления детей в федеральные государственные образовательные учреждения «Всероссийский детскии центр «Орленок» и «Всероссийский детский центр «Океан», федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детскии центр «Артек».

3.17. Организовать и провести для субъектов Российской Федерации семинары (в том числе с применением информационно-коммуникационных технологии) по вопросу применения Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшей деятельности.

3.18. Рассмотреть вопрос о проведении единого межведомственного конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

3.19. В процессе реорганизации образовательных организаций дополнительного образования детей не допустить сокращения их численности в субъектах Российской Федерации.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Организовать проведение оценки доступности, качества и удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) предоставляемыми дополнительными общеобразовательными программами.

4.2. При реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности обратить внимание на использование дистанционных образовательных технологий, в том числе в области программирования, робототехники.

4.3. Обеспечить создание региональных «ресурсных центров» для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

4.4. Осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, представлять соответствующий доклад в Минобрнауки России.

4.5. Активизировать работу по реализации мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации дополнительного образования детей по программам технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся.

4.6. Разработать и обеспечить реализацию «дорожных карт» по внедрению в деятельность образовательных организаций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования».

4.7. Способствовать развитию информационного пространства дополнительного образования детей, в том числе посредством использования ресурсов журнала «Внешкольник» и его приложений: «Библиотечка», «Бюллетень регионального опыта», «Программы дополнительного образования детей».