«Круглые столы»

«Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы, риски, решения»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лесопромышленных предприятий, международных экспертов, представителей научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы, риски, решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
I. Российская Федерация располагает огромными запасами лесных ресурсов. По запасам древесины (более 80 млрд. м кубических) наша страна занимает ведущее место в мире и в 2 раза превосходит США, в 6 раз Китай, в 25 раз Швецию, в 35 раз Финляндию. Производственные возможности лесопромышленного комплекса вполне сопоставимы с нефтяной отраслью.
Тем не менее, вклад лесного комплекса в общий объем промышленного производства вчетверо меньше, чем у нефтяной промышленности. Доля лесного комплекса в валовом внутреннем продукте составляет 0,7%, в мировом производстве круглых лесоматериалов — 5,4%, в мировом экспорте лесоматериалов — 17,9%, а в валютной выручке от экспорта — 4,3%.
Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития страны; современное управление ими, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать социальным, экологическим и экономическим требованиям. Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.
В настоящее время развитие лесопромышленного комплекса страны осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Согласно положениям данной государственной программы в целях развития лесопромышленного комплекса в период до 2020 года необходимо обеспечить решение следующих задач: улучшение инвестиционного климата и реализация приоритетных и других инвестиционных проектов, развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение переработки низкосортной древесины и отходов, развитие деревянного домостроения, интенсификация использования лесов, повышение конкурентоспособности лесной промышленности, увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение экспорта лесобумажной продукции.
Сдерживающими факторами экономического роста в лесопромышленном комплексе являются: неразвитость транспортной инфраструктуры лесоразработок, низкое качество лесных ресурсов из‑за экстенсивного лесопользования, а также высокий объем незаконно заготавливаемой древесины и истощение ее запасов. Неустойчивое финансовое положение предприятий комплекса обусловлено высокой материало- и энергоемкостью производства при опережающем росте цен и тарифов на услуги естественных монополий.
Учитывая высокую капиталоемкость и длительные сроки окупаемости проектов в лесопромышленном комплексе, необходимо обеспечить действенные механизмы государственной поддержки, направленные на создание лесной инфраструктуры, техническое перевооружение предприятий и на формирование межсезонных запасов сырья и материалов. Представляется также целесообразным создание эффективно функционирующей системы сбора и подготовки достоверной информации, необходимой для обоснования мер защиты внутреннего рынка.
Развитие лесопромышленного комплекса должно стать значительным фактором диверсификации экономики. Лесная отрасль открывает широкие возможности для малого и среднего бизнеса, который может найти в ней приложение своим силам и идеям. В этой ситуации требуется решение Правительства Российской Федерации, направленное на обеспечение инновационной политики в лесном комплексе. В первую очередь, речь должна идти о решении проблем прикладной науки. На сегодняшний день в отрасли осталось около десяти институтов, утеряны во многом их экспериментальная и испытательная базы, а также их кадровый состав.
Необходима серьезная государственная политика по созданию научных центров, вокруг которых была бы сосредоточена работа по внедрению инноваций в производство. Выделяемые на решение научно-технических проблем отрасли бюджетные средства распыляются среди научных организаций на решение мелких, частных вопросов, что не позволяет решить проблемы стратегического характера по инновационному развитию лесопромышленного комплекса. Это в конечном итоге приводит, с одной стороны, к малоэффективному использованию бюджетных средств, а с другой — ведет к стагнации научных организаций и потере их научного потенциала.
Развитию отрасли будет способствовать и применение биотехнологий. В России биотехнологические методы еще находятся на стадии научных разработок и только начинают внедряться на практике. Они применяются, например, при проведении селекционной работы. Исследователи также заняты поисками путей использования биотехнологии для повышения эффективности переработки растениями солнечной энергии в растительную массу и перераспределения этой энергии на преимущественное формирование древесины.
Отдельное внимание следует уделить проблеме обеспечения лесной отрасли лесозаготовительной техникой.
Сокращение рынка техники по всем ее видам оказало негативное влияние и на производственные показатели предприятий. В Российской Федерации основными предприятиями-изготовителями лесозаготовительной техники являются ООО «Онежский тракторный завод», ОАО «Абаканский ОМЗ», ООО Завод «Алтайлесмаш» и другие.
В рамках программы импортозамещения предусмотрены проекты по развитию компетенций отечественных предприятий лесного машиностроения (Приказом Минпромторга России от 31 марта 2015 года № 659 утвержден План мероприятий по импортозамещению в отраслях сельскохозяйственного и лесного машиностроения Российской Федерации (далее – План импопортозамещения).
Стимулировать реализацию данных проектов могут действующие в настоящее время программы господдержки, в том числе:
субсидирование стоимости заемных средств, привлекаемых организациями промышленности на техническое перевооружение (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 892);
субсидирование стоимости заемных средств на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. № 3);
субсидирование затрат на проведение НИОКР в рамах реализации комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1312);
льготное финансирование за счет средств Фонда развития промышленности.
Следует отметить реализуемые перспективные проекты по развитию лесного машиностроения. В рамках Плана импортозамещения ООО «Онежский тракторный завод» в настоящее время реализует проект по созданию Центра по производству российской лесозаготовительной техники на отечественной компонентной базе, отвечающей современным требованиям технологий заготовки древесины. Проект предусматривает производство технологических комплексов лесозаготовительной техники, существенно повышающих эффективность лесозаготовки, с гарантированным сервисным сопровождением и обеспечением запасными частями.
Вместе с тем по оценкам экспертов сегодня практически полностью разрушена производственная база по производству лесных машин; ликвидированы Алтайский, Сыктывкарский, Красноярский, Пермский тракторные заводы, «Лесагросервис» и др. В настоящее время функционируют Онежский, Екатеринбургский и Йошкар-Олинский тракторные заводы, выпускающие лесозаготовительную технику мелкими партиями. Не соответствует современному мировому уровню и качество выпускаемого в России деревообрабатывающего оборудования, которое значительно уступает по всем показателям импортным аналогам. Официально признано, что отраслевая научно-исследовательская и проектная база развития лесного машиностроения разрушена. По сути, перестала существовать база сервисного и эксплуатационного обслуживания отечественной лесной техники.
В этих условиях российская лесозаготовительная промышленность активно оснащается импортными машинами, в основном харвестерами и форвардерами на колёсной базе, не приспособленными для сложных условий эксплуатации. Растёт присутствие на российском рынке подержанной техники. В настоящее время наибольшую долю на внутреннем рынке лесных машин среди импортной лесозаготовительной техники занимают фирмы США, Канады, Японии, Финляндии, Германии. Доля российских компаний в 2013 году составляла 29 %, в 2014 – 2015 годах около 25 %. За период с 2012 по 2014 гг. импорт лесных машин в натуральном выражении вырос на 10,3 %.
Экспертная оценка перспектив развития лесозаготовительной промышленности, технологической и технической оснащённости и потребности в лесных машинах на период до 2020 года, показывает, что перспективная потребность в лесных машинах может составить более 32,0 тысяч единиц.
В части развития производств по выпуску деревообрабатывающего оборудования, необходимо отметить следующее.
В Российской Федерации, в начале 1990-х годов 23 заводами Главдревстанкопрома производилось 30–35 тыс. деревообрабатывающих станков и линий в год. В настоящее время по данным Росстата изготавливается всего 4–6 тыс. единиц деревообрабатывающего оборудования (3 крупных предприятия, 5 – средних, 26 – малых и 71 микропредприятие). Поскольку в основной массе отечественные деревообрабатывающие станки оказались неконкурентоспособными в сравнении с оборудованием ведущих зарубежных фирм, станкостроительные предприятия резко снизили выпуск продукции или прекратили свое существование. В последние годы ощущается нарастание тенденции снижения относительной доли потребления отечественного оборудования для деревообработки на рынке России. По экспертным оценкам в период с 2000 по 2014 гг. доля оборудования отечественного производства снизилась с 29% до 5%. Соответственно, импортное оборудование на рынке составляет более 95%.
В настоящее время предприятия лесопромышленного комплекса Российской Федерации закупают ежегодно по импорту порядка 15 тысяч единиц станочного оборудования и комплектных линий на общую сумму порядка 700 млн. долларов США. Большие объемы приобретения импортного оборудования создали для российских предприятий проблему обеспечения его эксплуатации. Износ высокоточных базирующих и направляющих элементов станков, выход из строя части комплектующих изделий, часто выполненных неразборными и не подлежащими ремонту, требуют новых закупок по импорту, связанных с потерями времени и с избыточными дополнительными расходами.
Вместе с тем государственная поддержка лесного машиностроения, могла бы обеспечить качественный скачок не только в производстве техники для отечественного лесного комплекса по доступным ценам, но и в разработке востребованных современных образцов лесных машин, что положительно скажется на развитии соответствующего сегмента российского рынка техники и создаст условия для здоровой конкуренции и дальнейшего развития.
II. В целях обеспечения борьбы с незаконными заготовкой и оборотом древесины принят и вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 415-ФЗ). В целях реализации указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации изданы необходимые нормативные правовые акты.
Первый этап реализации Федерального закона № 415-ФЗ начался 1 июля 2014 года, после введения в действие нормы о наличии сопроводительного документа при транспортировке древесины. С 1 января 2015 года действует административная ответственность за отсутствие такого документа. В настоящее время все перевозчики должны иметь сопроводительный документ на древесину и можно констатировать, что на каждом этапе её оборота известен собственник древесины. При этом, незаконным заготовителям перевозить древесину стало значительно опаснее, риск быть задержанным вырос, поскольку в каждом сопроводительном документе есть не только указание на собственника древесины, но и на уполномоченное им лицо, осуществляющее ее перевозку.
С 1 января 2016 года Федеральный закон № 415-Ф3 вступил в силу в полном объёме. В частности действует часть 1 статьи 8.28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет наложение административного штрафа. За девять месяцев действия соответствующих норм Федерального закона № 415-ФЗ, в Единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС) внесены сведения о 175 495 сделках по покупке и продаже древесины.
Экспортеры древесины ценных пород (дуба, бука и ясеня) при поставке её на экспорт обязаны маркировать каждое бревно перечисленных ценных пород, вносить информацию о сделке и о маркировке в ЕГАИС. Федеральная таможенная служба при таможенном контроле проверяет наличие маркировки и ее соответствие сведениям из ЕГАИС, для вывоза из Российской Федерации в ЕГАИС внесены сведения о породе, сортименте и объему поштучно маркированных бревен дуба, бука и ясеня.
В сфере учета древесины для собственных нужд граждан во многих субъектах Российской Федерации ситуация развивалась стихийно в угоду «серым» схемам получения древесины для продажи на рынке или для местной переработки. В настоящее время в Лесном кодексе Российской Федерации прописан запрет на отчуждение древесины для собственных нужд граждан и появились требования по учету древесины до ее вывоза из леса.
С введением запрета на продажу такой древесины наблюдается сокращение объемов рубки для собственных нужд во всех регионах страны.
Перерабатывающие предприятия замещают древесину, полученную по «серым» схемам, древесиной, полученной легальным путем от арендаторов лесных участков. Таким образом, решается общая задача государства по сокращению нелегального оборота древесины и ее полного учета от заготовки и транспортировки до поставки потребителю и на экспорт, а также прослеживание всех цепочек продажи лесоматериалов.
Вместе с тем система мер борьбы с незаконными заготовкой и оборотом древесины требует совершенствования.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:
1.1.Разработать и утвердить новую стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на долгосрочный период.
1.2. Рассмотреть вопрос о разработке нормативных правовых актов, предусматривающих: установление механизма экономического стимулирования, направленного на содействие техническому перевооружению лесопромышленных предприятий, внедрению в производство новых доступных технологий с целью сокращения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в природную среду, количества размещаемых отходов; обеспечение поддержки форм малого и среднего предпринимательства, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере лесной промышленности; установление мер по стимулированию инновационной деятельности в сфере защиты и воспроизводства лесных ресурсов.
1.3. Рассмотреть предложения, изложенные в рекомендациях Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «О состоянии и развитии отечественного лесного машиностроения» (от 8.04.2016 г. № 3.7–13/543).
1.4. Рассмотреть предложения о мерах по развитию лесопромышленного комплекса, в том числе поступившие из субъектов Российской Федерации:
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», предусматривающих ответственность за предоставление инвестором недостоверной информации о ходе реализации инвестиционного проекта; положение, согласно которому договоры аренды лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта, можно заключать только после вложения 50% инвестиционных затрат в создание лесоперерабатывающей инфраструктуры;
о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части целевого расходования поступлений от деятельности лесного сектора на лесовосстановление;
о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающих дополнительные требования к претендентам на заключение договоров аренды лесных участков в виде обязанности документального подтверждения возможности выполнения комплекса лесоохранных мероприятий (наличия производственных мощностей, специального лесовосстановительного оборудования, квалифицированных работников и т. д.);
о совершенствовании систем оплаты труда и механизмов предоставления социальных гарантий всем работникам организаций лесного хозяйства, прежде всего подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
о предоставлении организациям лесного хозяйства более широких возможностей для осуществления приносящей доход деятельности и направления заработанных средств на оплату труда и социальные гарантии;
об использовании нормативов, научно обоснованных показателей численности при планировании штата лесохозяйственных структур, прежде всего, лесной охраны и подразделений, обеспечивающих ее деятельность;
о развитии системы социального партнерства на региональном уровне, заключении региональных отраслевых соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решающих вопросы реализации лесных полномочий, региональными объединениями работодателей лесопромышленного комплекса и территориальными организациями Профсоюза работников лесных отраслей;
о внесении изменений в законодательство, предусматривающих возможность приостановления использования лесов в случае невнесения арендатором лесного участка арендной платы два и более раз подряд по истечении установленного срока платежа, а также в случае невыполнения лесохозяйственных работ, предусмотренных проектом освоения лесов, и совершения незаконных рубок при производстве работ по заготовке древесины, на задекларированных лесосеках;
о разработке механизма компенсации предприятиям, реализующим на территории Дальневосточного федерального округа приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, части затрат на перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом.
1.5. На основании правоприменительной практики разработать комплекс мер, направленных на предотвращение незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации, в том числе, на усиление контроля за проведением санитарных рубок на землях лесного фонда в целях исключения практики их проведения для заготовки древесины.
1.6. Продолжить проведение мероприятий, направленных на пресечение деятельности организованных преступных групп, в том числе с признаками преступного сообщества, в сфере лесопользования, включая установление их международных и межрегиональных связей, финансовых операций, направленных на легализацию преступных доходов, а также выявление коррупционных действий в отношении представителей государственных органов и учреждений, а также совершаемых лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции в сфере лесопользования.
1.7. Рассмотреть предложение о внесении изменений в действующее законодательство в части установления обязанности физических лиц иметь при перевозке древесины документы, подтверждающие законность ее заготовки или приобретения, а также об установлении административной ответственности за нарушение указанных требований.
1.8. Усилить меры, направленные на пресечение экспорта заведомо незаконно заготовленной древесины.
1.9. Ускорить работу по подготовке проекта нормативного правового акта о порядке вывоза, транспортировки и хранения и реализации древесины, изъятой с мест незаконной рубки лесных насаждений.
1.10. Рассмотреть предложение о введении в законодательство юридических понятий: «незаконная заготовка», «незаконный оборот заготовленной древесины», а также об определении четких критериев квалификации незаконной рубки лесных насаждений.
1.11. На основании правоприменительной практики разработать комплекс мер, направленных на развитие ЕГАИС.
1.12. Разработать меры, направленные на повышение социальной защиты должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор.
1.13. Рассмотреть предложение об ускорении принятия административного регламента осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации для рассмотрения предварительно согласованный проект «Концепции развития сельского строительства России» (предусматривающий меры государственной поддержки вновь образуемой системы строительных организаций, действующих на кооперативной основе, в целях развития сельских территорий).

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть вопрос о включении в региональные программы по переселению из ветхого жилья, обеспечению молодых семей, переселению из северных районов и другие региональные программы мероприятий по развитию деревянного домостроения, в том числе по строительству жилья и объектов общественного пользования (ФАПов, МФЦ) в деревянном панельно-каркасном исполнении. 
3.2. Поручить региональным органам, уполномоченным в сфере противодействия коррупции, во взаимодействии с территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства, органами прокуратуры Российской Федерации усилить контроль за проведением санитарных рубок на землях лесного фонда в целях исключения их проведения для заготовки древесины.
3.3. Рассмотреть вопрос об увеличении численности лесничих и лесных инспекторов, где хищение леса выявляется многократными случаями.
3.4. Активизировать работу по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет.
3.5. Обеспечить увеличение количества лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.01.2014 г. № 21 «Об утверждении Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)».
3.6. Предусмотреть увеличение маршрутов патрулирования и кратность его осуществления для предупреждения нарушений лесного законодательства.
3.7. Провести работу по совершенствованию оплаты труда работников, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

4. Комитету Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по поддержке предпринимательства в лесопромышленном комплексе, Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности:
4.1. Осуществлять кооперацию с сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях организации строительства жилья с использованием древесины с последующей реализацией его гражданам, проживающим в сельской местности, по доступной цене.
4.2. Активизировать работу со средствами массовой информации по разъяснению преимуществ использования древесины как строительного материала, обеспечивающего комфортность проживания в деревянном доме, а также по подготовке каталогов проектных предложений и новых технологий строительства деревянных жилых домов в сельской местности.