«Круглые столы»

«Развитие системы государственных закупок товаров, работ и услуг»

Целью проведения мероприятия, спикером которого выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Петелин, стала оценка текущего состояния системы государственных закупок, выявление причин, препятствующих ее эффективному развитию, а также выработка рекомендаций, направленных на создание благоприятных условий для такого развития.

С докладом по заявленной теме выступил директор Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации Максим Чемерисов.

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 28 июня 2016 года (Протокол № 108)

Комитет Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол» на тему «Развитие системы государственных закупок товаров, работ и услуг».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти и экспертное сообщество.

Цели поведения «круглого стола»:

— оценка текущего состояния системы государственных закупок товаров, работ и услуг;

— выявление причин, препятствующих эффективному развитию системы государственных закупок товаров, работ и услуг;

Выработка рекомендаций, направленных на создание благоприятных условий эффективного развития системы государственных закупок товаров, работ и услуг.

Участники «круглого стола», обсудив результаты мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок и мониторинг закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, отметили следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в 2015 г. в рамках проведения процедур закупок, размещенных в открытой части единой информационной системы, объем закупок составил 6,3 трлн. рублей, что на 8,1% выше уровня 2014 г. Экономия бюджетных средств по итогам осуществления закупок в рамках Федерального закона № 44-ФЗ составила 7,6%, среднее количество заявок участников составило почти 3 заявки на 1 лот.

Для сравнения, объем корпоративных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223), в 2015 г. в рамках проведения открытых процедур закупок составил 23,1 трлн. руб., что на 29,9% выше уровня 2014 г. Экономия средств по итогам осуществления закупок в рамках Федерального закона № 223 в 2015 г. составила 1,6%, среднее количество заявок на 1 лот составило 1,7 заявок.

Таблица: сравнительная эффективность закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ и Федеральному закону № 223.

 

 

Федеральный закон № 44-ФЗ

Федеральный закон

№ 223

Объемы закупок

6,3 трлн. рублей

23,1 трлн. рублей

Экономия

7,6%

1,6%

Доля закупок у единственного поставщика (изначально объявленные закупки)

18,7%

40,4%

Сумма нарушений

125 млрд. руб.

620 млн. руб.

По данным Счетной палаты Российской Федерации

В законодательство о государственных закупках внесено множество изменений (уточняющие отсылочные нормы, конкретизирующие формулировки, нормы устраняющие пробелы), а также сформирована подзаконная нормативно-правовая база, что придало законодательству о государственных закупках большую ясность.

В 2016 г. внедрена единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок. При этом важные инструменты функционала ЕИС должны быть внедрены только с 2017 г.

В 2015 г. объем закупок у субъектов малого предпринимательства увеличился в 1,5 раза.

Вместе с тем, отмечается ряд негативных моментов. Так, количество подаваемых участниками закупок жалоб в ФАС России по признакам нарушений Федерального закона № 44-ФЗ составило почти 70 тысяч (рост к 2014 г. на 41%). Отмечается негативная тенденция увеличения объема закупок у единственного поставщика, что негативно влияет на экономию бюджетных средств. Доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по сумме в целом по стране в 2015 г. увеличилась с 16,1% до 18,7%. При этом доля таких закупок с учетом несостоявшихся закупочных процедур в прошлом году составила 44,1 % (на 13,9 процентных пункта больше показателя 2014 г.).

По итогам 2015 г. Счетной палатой Российской Федерации выявлено порядка 500 нарушений при осуществлении государственных закупок (открытых и закрытых) на общую сумму более 125 млрд. руб. Контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации за этот же период выявлено более 18 тыс. нарушений в этой сфере на общую сумму 17,5 млрд. рублей. Увеличение количества выявляемых нарушений отмечает и ФАС России (в 2015 г. рост почти на 30% к уровню 2014 г.). Вместе с тем, отмечается, что основная масса нарушений носит процедурный характер.

К основным проблемам и рискам при осуществлении государственных и муниципальных закупок можно отнести:

недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов;

качество приемки результатов исполнения контракта;

недостатки при нормировании в сфере закупок, требующие внедрения правовых основ и механизмов контроля, мониторинга и методического обеспечения формирования системы нормирования в сфере закупок;

невозможность использования ЕИС в качестве полноценного инструмента автоматизированного контроля;

недостаточный уровень квалификации сотрудников контрактных служб, приводящий к значительному количеству нарушений законодательства о контрактной системе процедурного характера.

Сохраняются возможности «обхода» Федерального закона № 44-ФЗ. Так, при осуществлении закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного на основании актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, такие поставщики (подрядчики, исполнители) в ряде случаев сами никаких работ не выполняют (услуги не оказывают), а заключают субподрядные договоры, в том числе с дочерними или аффилированными организациями на неконкурентной основе. Таким образом, в распоряжении посредника остаются значительные бюджетные средства. Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что подобные факты не единичны.

Еще одной проблемой является заключение контрактов с офшорными компаниями. Федеральным законом № 44-ФЗ установлено требование, согласно которому участник закупки не должен являться офшорной компанией. Вместе с тем, выявлены факты выбора победителей закупочных процедур и заключения государственных контрактов с компаниями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, учредители которых зарегистрированы в офшорных зонах, что не запрещено законом.

В целях совершенствования законодательного обеспечения развития системы государственных закупок товаров, работ и услуг участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

Поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти внести изменения в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд предусматривающие:

— обеспечение формирования с использованием Единой информационной системы в сфере закупок полной и достоверной статистической информации о количественных и стоимостных характеристиках закупок;

— создание и ведение Реестра кооперации исполнителей (соисполнителей) по государственным контрактам (информация о юридическом лице: наименование, ОПФ, учредитель, иная информация) в целях обеспечения прозрачности процесса исполнения государственных контрактов, противодействия исполнения контрактов фирмами – однодневками, снижения рисков невыполнения условий государственных контрактов, выявления аффилированных исполнителей;

— создание и ведение Реестра членов комиссий по осуществлению закупок (Ф.И.О., должность члена комиссии, период работы в комиссии и др. реквизиты) в целях выявления случаев аффилированности с поставщиками;

— дополнение состава Реестра недобросовестных поставщиков информацией о физических лицах (учредителях, должностных лицах) с указанием Ф.И.О. наименования организации, должности, ИНН, а также информацией о наличии задолженности перед бюджетами, об уклонении от уплаты налогов, об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и др. реквизитами, в том числе в целях выявления случаев «миграции» должностных лиц организаций, ранее включенных в реестр недобросовестных поставщиков;

— создание системы референтных цен товаров, работ, услуг;

— раскрытие исполнителем (соисполнителем) по государственному (муниципальному) контракту, договору информации о структуре образования цены с расчетом себестоимости товаров, работ, услуг по элементам затрат после определения его победителем перед заключением контракта (договора), а также при его исполнении;

— применение заказчиками, исполнителями (соисполнителями) по государственному (муниципальному) контракту, договору идентификатора государственного (муниципального) контракта, договора в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в платежных документах, в распоряжениях о переводе денежных средств;

— указание банками идентификатора государственного (муниципального) контракта, договора в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в платежных документах, в распоряжениях о переводе денежных средств;

— организацию оперативного обмена информацией между органами контроля об организациях и физических лицах, относящихся к «группе риска», в отношении которых имеются сведения об имеющейся дебиторской задолженности; о нахождении в реестре недобросовестных поставщиков;

иная информация (реестр жалоб, результаты контроля, мониторинга, аудита).

— обеспечение контроля и мониторинга формирования системы нормирования в сфере закупок;

— совершенствование системы обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, в том числе цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

— полноценное регулирование закупок в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий);

— исключение требования к наличию у участника конкура с ограниченным участием материальных ресурсов;

— установление ответственности участников закупок за предоставление в составе заявок заведомо недостоверных сведений о товарах, работах, услугах, а также подачу заведомо необоснованных жалоб;

— снижение ценового порога для проведения обязательного общественного обсуждения государственных и муниципальных закупок с 1го млрд. рублей до 500 млн. рублей;

— внедрение механизмов стимулирования сотрудников контрактных служб при одновременном усилении их ответственности.

Внести изменения в законодательство о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, направленные на стандартизацию закупочной деятельности и расширение доступа субъектов экономической деятельности, в том числе малого бизнеса, к корпоративным закупкам (установление исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок и закупок у единственного поставщика, а также порядка их осуществления) и устанавливающие:

— обязанность по обоснованию начальных (максимальных) цен договоров;

— запрет на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности;

— ответственность за размещение недостоверной информации в единой информационной системе;

Сформировать систему ограничений, направленных на минимизацию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Министерству экономического развития Российской Федерации:

Ускорить внесение в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих:

— формирование вертикали процедурного контроля путем наделения ФАС России полномочиями по проверке результатов деятельности контрольных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установление системы оценки эффективности контроля в сфере закупок, а также создание межведомственного консультативного органа в целях выработки единых принципов и методологии осуществления контроля в сфере закупок;

— повышение информативности размещаемых заказчиками отчетов о результатах исполнения контрактов посредством установления обязанности заказчика прилагать к отчету об исполнении контракта (отдельного этапа его исполнения) фотоотчет;

— предоставление лицам, чьи права и законные интересы непосредственно затрагивались в результате рассмотрения жалобы, право направлять в контрольный орган в сфере закупок через ЕИС возражения на жалобу, а также установление возможности для участников закупок и общественных объединений, объединений юридических лиц подавать через ЕИС жалобы в форме электронного документа;

— выдачу контрольным органом в сфере закупок электронных решений и предписаний, которые будут направляться в личные кабинеты участников контрактной системы.

Федеральному собранию Российской Федерации:

Ускорить принятие законопроектов:

— № 848302–6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части предотвращения нарушений заказчиком положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок на стадиях планирования и исполнения контракта), который установит административную ответственность за нарушения, допущенные заказчиком при планировании и обосновании закупок;

— № 1036078–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», предусматривающего применение положений Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями (за исключением закупок за счет грантов и субсидий).